Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 21.01.2003 № 01-10/(56)14-03
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.11.1999 № 327-ОД "О РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.01.2001 № 501-ОД, ОТ 19.03.2001 № 518-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 21 января 2003 г. № 01-10/(56)14-03

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.11.1999 № 327-ОД
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 25.01.2001 № 501-ОД, ОТ 19.03.2001 № 518-ОД)

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области" (в редакции Законов Волгоградской области от 25.01.2001 № 501-ОД, от 19.03.2001 № 518-ОД) (далее - областной Закон).
Повторная юридическая экспертиза проведена в связи с вступлением в силу Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2002 по делу № 16-ГО2-14.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон конкретизирует порядок реализации правоотношений в сфере оплаты труда, регулирование их на основе социального партнерства, порядок исполнения государственных гарантий; определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области и их ответственность (преамбула областного Закона).
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Трудовой кодекс РФ;
3. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
4. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Повторной экспертизой установлено, что выводы о противоречии федеральному законодательству рассматриваемого областного Закона, содержащиеся в экспертных заключениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 23.10.2000 № 01-01/34-00 и от 16.02.2001 № 01-10/54-01, не правомерны.
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2002 по делу № 16-ГО2-14 по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о признании Закона Волгоградской области от 03.04.2002 № 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" противоречащим федеральному законодательству установлено, что указанным областным Законом фактически устанавливается специальный корректирующий коэффициент, определяющий соотношение между величиной прожиточного минимума и минимальной заработной платы, что следует из ст. 4 данного областного Закона. Таким образом, согласно указанному Определению Верховного Суда "Закон Волгоградской области от 3 апреля 2002 года № 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" не изменяет минимального размера оплаты труда".
Положение п. 1 ст. 8 рассматриваемого областного Закона, так же как и указанная выше норма Закона Волгоградской области от 03.04.2002 № 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году", устанавливает порядок определения размера минимальной заработной платы в зависимости от соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, а также специальным коэффициентом, устанавливаемым Законом Волгоградской области.
Кроме того, в предыдущих заключениях не нашел отражения тот факт, что согласно ст. 8 рассматриваемого областного Закона указанный размер минимальной заработной платы фиксируется в областном трехстороннем соглашении и распространяется только на организации, чьи полномочные представители участвуют в его заключении.
В соответствии со ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе регулировать указанные в рассматриваемом областном Законе трудовые отношения.
В тексте Закона противоречий федеральному законодательству не выявлено, однако п. 2 ст. 15 областного Закона содержит коллизию норм, являющуюся нарушением юридической техники.
Указанным пунктом установлено, что размер оплаты труда (средний заработок) руководителя организации не может превышать 8-кратный средний заработок работника организации и отражается в коллективном договоре.
Данное положение областного Закона противоречит федеральному законодательству.
Так, согласно ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, а также коллективных договоров и соглашений, отнесено к ведению Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Этой же статьей Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Рассматриваемое положение областного Закона нарушает право руководителя организации (являющегося ее работником) на справедливую заработную плату, размер которой согласно статье 57 Трудового кодекса устанавливается трудовым соглашением между работником (в данном случае руководителем организации) и работодателем.
В статье 2 Трудового кодекса содержится принцип, что заработная плата не может быть меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Максимальный размер оплаты труда не ограничен. Такое ограничение, содержащееся в рассматриваемом областном Законе, ограничивает свободу труда, право свободно соглашаться на труд и свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Согласно ст. 3 Трудового кодекса, дублирующей аналогичные положения Конституции России, никто не может быть ограничен в трудовых правах в зависимости от должностного положения.
Вместе с тем п. 2 ст. 15 рассматриваемого областного Закона содержит соответствующую федеральному законодательству норму, устанавливающую, что размер оплаты труда руководителя организации не ограничивается. Данная норма вступает в коллизию с находящейся в том же пункте той же статьи рассматриваемого областного Закона нормой о максимальном размере оплаты труда руководителя организации, которая, как было указано выше, противоречит федеральному законодательству.
В целях устранения выявленного нарушения юридической техники Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области предлагается исключить из п. 2 ст. 15 Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области" слова "при этом в коллективном договоре устанавливается соотношение между размером оплаты труда руководителя и средним заработком работника организации. Размер оплаты труда (средний заработок) руководителя не может превышать 8-кратный средний заработок работника организации и отражается в коллективном договоре".
Вывод: Закон Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области" (в редакции Законов Волгоградской области от 25.01.2001 № 501-ОД, от 19.03.2001 № 518-ОД) не противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru