Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 30.09.2002 № 01-10/93-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1997 ГОДА № 116-ОД "О ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 13 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 сентября 2002 г. № 01-10/93-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1997 ГОДА
№ 116-ОД "О ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 13 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело дополнительную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 5 мая 1997 года № 116-ОД "О Волгоградской областной Думе" (в редакции от 13.09.2001) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с установлением порядка организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте Закона Волгоградской области Управлением юстиции выявлено противоречие действующему федеральному законодательству.
Так, подпункт "е" пункта 2 статьи 5 исследуемого Закона Волгоградской области, устанавливающий, что в ведении Думы находится установление порядка предоставления земельных участков на территории Волгоградской области, противоречит части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, определяющей, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а также пункту 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе устанавливать порядок предоставления земельных участков, находящихся лишь в собственности Волгоградской области.
Кроме того, Управлением юстиции установлено нарушение правил законодательной техники, состоящее в следующем.
Подпунктом "е" пункта 1 статьи 15 рассматриваемого Закона Волгоградской области установлено, что к компетенции Думы относится ратификация и денонсация соглашений Волгоградской области, тогда как в подпункте "з" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что законами субъекта Российской Федерации утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации.
Управление юстиции обращает внимание на то, что ратификация и денонсация отнесены Конституцией Российской Федерации (пункт "г" статьи 106) к компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.
По мнению Управления юстиции, исследуемая норма Закона Волгоградской области должна содержать положения, содержащиеся в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 5 мая 1997 года № 116-ОД "О Волгоградской областной Думе" (в редакции от 13 сентября 2001 года) противоречит действующему федеральному законодательству в части определения полномочий Волгоградской областной Думы, связанных с установлением порядка предоставления земельных участков на территории Волгоградской области.
Предлагаем привести указанные положения Закона Волгоградской области в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции РФ
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru