Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 26.08.2002 по делу № 3-93/2002
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРИЗНАНИИ ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.04.2002 № 690-ОД "О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2002 ГОДУ" ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2002 года Дело № 3-93/2002

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о признании Закона Волгоградской области от 03.04.2002 № 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению,

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в суд с заявлением о признании Закона Волгоградской области от 03.04.2002 № 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению.
В обоснование требований указано, что вышеназванный закон, определяющий порядок установления минимальной заработной платы на территории Волгоградской области на 2002 год, противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом.
Рассмотренный Волгоградской областной Думой вопрос является частью трудового законодательства, т.к. относится к сфере регулирования оплаты труда, правовые основы которого установлены главой 21 Трудового кодекса РФ (ст. ст. 133 - 158).
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
В ч. 2 ст. 133 Трудового кодекса РФ также определено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается только федеральным законом.
Таким образом, по мнению заявителя, положениями Конституции РФ и федерального законодательства закреплено право устанавливать минимальную заработную плату исключительно федеральным законом.
При этом федеральным законодательством не предоставлено право органам государственной власти субъекта Российской Федерации принимать соответствующие законы.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако областной Закон, устанавливая минимальную заработную плату выше предусмотренной федеральным законом, обязывает юридических лиц увеличивать собственные расходы (ч. 4 ст. 5 областного Закона), что является неправомерным.
Так, ч. 4 ст. 5 областного Закона определено, что "величина минимальной заработной платы, установленная статьей 4 настоящего Закона, в организациях небюджетной сферы выплачивается за счет их собственных средств".
С учетом изложенного Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области просило суд Закон Волгоградской области от 03.04.2002 № 690-ОД "О минимальной заработной плате" признать противоречащим Конституции РФ и федеральному законодательству и не подлежащим применению с момента его издания.
В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Мельников А.В. и Холостенко Ю.И., действующие на основании доверенностей, требования поддержали в полном объеме.
Представители Волгоградской областной Думы Бондаренко И.Ю. и Главы Администрации Волгоградской области Костин Г.В., действующие на основании доверенностей, требования не признали, пояснив, что Волгоградской областной Думой при принятии оспариваемого закона полномочия не превышены, поскольку в силу пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут издаваться федеральные законы и приниматься в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). В оспариваемом Законе законодательным органом субъекта Российской Федерации не был определен минимальный размер оплаты труда, а установлена минимальная заработная плата в Волгоградской области с учетом величины прожиточного минимума на территории указанного субъекта РФ.
Кроме того, по мнению вышеуказанных лиц, в силу положений, закрепленных статьей 4 ГПК РСФСР, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области не вправе обращаться в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству закона субъекта РФ, поскольку указанный орган не наделен полномочиями обращения в суд за защитой общественных и государственных интересов.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Сагатовой Г.П., полагавшей требования Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области необоснованными и не подлежащими удовлетворению, находит требования заявителя несостоятельными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом было установлено, что Волгоградской областной Думой 7 марта 2002 года был принят, а Главой Администрации Волгоградской области 3 апреля 2002 года был подписан Закон Волгоградской области от 03.04.2002 № 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году".
Вышеуказанный Закон Волгоградской области, определяя порядок установления минимальной заработной платы, не устанавливает минимального размера оплаты труда (МРОТ). Указанное следует из статьи 4 Закона № 690-ОД от 7 марта 2002 года, которая содержит в себе формулу расчета величины минимальной заработной платы, установленной на очередной квартал. Кроме того, названной статьей "в целях разработки и заключения коллективных договоров и соглашений и обеспечения увеличения минимальной заработной платы по отношению к прожиточному минимуму трудоспособного населения Волгоградской области" был установлен специальный корректирующий коэффициент в размере - 1,2.
Действительно, в соответствии со статьей 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Однако, как было указано выше, оспариваемым Законом Волгоградской области фактически был установлен лишь специальный корректирующий коэффициент, определяющий соотношение между величиной прожиточного минимума и минимальной заработной платой (статья 4).
Основой для определения минимальной заработной платы является величина прожиточного минимума трудоспособного человека, которая устанавливается Главой администрации Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Следовательно, обжалуемым Законом Волгоградской области устанавливается более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральным законодательством, что допускается статьей 6 ТК РФ.
Принимая оспариваемый Закон, Волгоградская областная Дума в соответствии с требованиями ст. 72 пп. "к" Конституции РФ, закрепившей, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и п. 2 ст. 76 Конституции РФ о том, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут издаваться федеральные законы и приниматься в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, действовала в пределах своих полномочий. С учетом экономических и других особенностей Волгоградской области, определяющих величину прожиточного минимума на территории субъекта РФ, законодательный орган области предоставил определенные гарантии трудящимся. При этом Волгоградская областная Дума не действовала вопреки требованиям ч. 2 ст. 133 Трудового кодекса РФ, фактически запрещающим установление в субъектах РФ минимального размера оплаты труда.
Указанное следует из ст. 7 Закона области, согласно которой исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, а также платежей по гражданско - правовым обязательствам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда и производится исходя из базовой суммы, установленной законодательством Российской Федерации.
Доводы заявителя о нарушении прав юридических лиц несостоятельны, поскольку оспариваемый Закон Волгоградской области принят в соответствии с Законом Волгоградской области от 9 ноября 1999 года № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области".
Согласно статье 8 Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД регулирование оплаты труда осуществляется на основе областного трехстороннего соглашения.
Областное трехстороннее соглашение по оплате труда распространяется на организации, расположенные на территории Волгоградской области, чьи полномочные представители участвуют в его подготовке и заключении (п. 3 ст. 8 Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД).
Следовательно, обжалуемый Закон Волгоградской области распространяется только на те предприятия, учреждения и организации, которые подписали трехстороннее областное соглашение, т.е. добровольно взяли на себя соответствующие обязательства по регулированию оплаты труда на основе положений Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД.
Таким образом, Закон Волгоградской области от 3 апреля 2002 года № 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" не изменяет минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а определяет порядок установления минимальной заработной платы на территории Волгоградской области в текущем году и распространяется только на те предприятия, учреждения и организации, которые заключили областное трехстороннее соглашение.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 ГПК РСФСР "Возбуждение гражданского дела в суде" суд приступает к рассмотрению гражданского дела: 1) по заявлению лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса; 2) по заявлению прокурора; 3) по заявлению органов государственного управления, профсоюзов, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций или отдельных граждан в случаях, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" на Минюст России возложено ведение федерального регистра (п. 1 Указа).
К полномочиям указанного органа отнесено осуществление функций по включению нормативных правовых актов в федеральный регистр и проведению их юридической экспертизы (п. 2 Указа). Территориальные органы юстиции в данной сфере правомочны информировать государственные органы власти субъектов Российской Федерации, принявших нормативные правовые акты, а также органы прокуратуры о выявленных в результате юридической экспертизы противоречиях федеральному законодательству (п. 37 Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 26 февраля 2002 года № 59).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 года № 314 утверждено Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, которым также не предусмотрено наличие вышеуказанных прав (п. 5, 6).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года № 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 года № 904) "В случае несоответствия правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству Министерство юстиции Российской Федерации представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти" (п. 4).
Поскольку заявитель не наделен правом на обращение в суд за защитой прав и интересов других лиц и его права и интересы не нарушены, указанные обстоятельства являются дополнительными основаниями к отказу в удовлетворении требований о признании оспариваемого закона Волгоградской области противоречащим федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 133 Трудового кодекса РФ, ст. 4 ГПК РСФСР, ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

В удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о признании Закона Волгоградской области от 03.04.2002 № 690-ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2002 году" противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru