Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 20.08.2002 по делу № А12-12759/01-С16-V/37
<УБЫТКИ МУП "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" Г. ВОЛЖСКОГО В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН ПО ОПЛАТЕ ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНЫ ЧАСТИЧНО ПУТЕМ ВЗЫСКАНИЯ С КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КАЗНЫ СУБЪЕКТА РФ - ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Отменен в связи с заключением мирового соглашения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 20 августа 2002 года Дело № А12-12759/01-С16-V/37

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления финансов администрации Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2002,

установил:

МУП "Тепловые сети" обратилось с иском к Управлению финансов Администрации Волгоградской области о возмещении убытков в сумме 29620039 руб. 86 коп., понесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате отопления и горячего водоснабжения.
Определением от 07.12.2001 в качестве 2-го ответчика привлечено Управление федерального казначейства по Волгоградской области (л.д. 93).
Определением от 04.01.2002 в качестве ответчика привлечено также Министерство финансов Российской Федерации (л.д. 102).
Решением от 15.04.2002 суд первой инстанции иск удовлетворил частично, взыскав сумму в размере 18404223,90 руб. с Управления финансов Администрации Волгоградской области, посчитав, что возмещение истцу убытков должно производиться за счет бюджета Волгоградской области.
Не согласившись с принятым решением, Управление финансов администрации Волгоградской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по тем основаниям, что суд первой инстанции принял решение с нарушением Бюджетного кодекса РФ и других законов, а также без учета источников финансирования льгот, устанавливаемых действующим законодательством, а также не принял во внимание то обстоятельство, что в 1998 - 2001 гг. средства по оплате компенсации отдельным категориям граждан в областной бюджет не закладывались и не выделялись.
На основании ст. 40 АПК РФ в судебном заседании в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика - Управления финансов Администрации Волгоградской области на Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области (Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 18.05.2002 № 403).
Проверив законность судебного решения от 15.04.2002, правильность применения норм материального и процессуального права, выслушав мнения представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит состоявшийся судебный акт подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, исковые требования были мотивированы тем, что МУП "Тепловые сети" г. Волжского Волгоградской области понесло убытки в связи с реализацией законов и других нормативных актов о предоставлении социальных льгот гражданам, подпадающим под действие указанных в иске актов, в т.ч. законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий" и др.
Размер заявленных убытков с разбивкой по категориям льготников подтвержден "Сведениями, связанными с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения" за период с 1996 по сентябрь 2001 г. Расчеты, приведенные в сведениях, согласованы с администрациями области и города и у суда сомнения не вызывают. Каких-либо документально подтвержденных данных, опровергающих приведенные в "Сведениях..." цифры, ответчиками не представлено.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 № 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления этих полномочий. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Законом Волгоградской области от 16 ноября 1998 г. № 223-ОД "О порядке наделения органов местного самоуправления Волгоградской области отдельными государственными полномочиями" закреплено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется путем принятия закона Волгоградской области с одновременной передачей материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 1).
Материалами дела не доказан факт выделения городу Волжскому из федерального бюджета или бюджета области средств для реализации законов, устанавливающих льготы, в том числе на 50-процентную скидку по оплате за отопление и горячее водоснабжение.
Довод областного управления финансов о том, что выделение средств происходило в процессе межбюджетного регулирования путем оставления части регулирующих налоговых источников, во внимание не принят. Из Законов Волгоградской области "Об исполнении областного бюджета за 1997 год", "... за 1998 год", "... за 1999 год" и "2000" не видно, что в областном бюджете для города Волжского были предусмотрены ассигнования (в виде дотаций и субвенций) на финансирование мероприятий, связанных с реализацией законов, устанавливающих льготы. В расходной части бюджетов области за 1997 - 2000 г. отдельной строкой заложены суммы по разделам функциональной классификации только на финансирование мероприятий по исполнению Федерального закона "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ". При этом доля каждого муниципального образования не определена, и конкретно не расписано, на какие цели заложены расходы.
Анализ законодательства, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан, позволяет сделать вывод, что законодатели (как федеральный, так и субъекта Российской Федерации - Волгоградской области), установив соответствующие льготы для отдельных категорий граждан, порядок возмещения расходов предприятиям и организациям, предоставляющим соответствующие льготы по оплате коммунальных услуг (в т.ч. по оплате отопления и горячего водоснабжения), не определили. По существу предоставление льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения жителям города Волжского производится за счет собственных средств МУП "Тепловые сети".
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 апреля 2000 г. указал, что в ситуациях, когда органы государственной власти не исполняют требования о принятии подзаконных актов о порядке возмещения предприятиям, организациям, предоставляющим льготы по оплате коммунальных услуг, понесенных ими расходов, речь идет об ущемлении их интересов бездействием органов власти. В таких случаях суды не вправе оставлять незащищенными нарушенные права и интересы от любых неправомерных решений и действий (бездействия) государственных органов. При осуществлении правосудия по таким делам суды должны применять соответствующие законы, устанавливающие ту или иную льготу во взаимосвязи с другими нормами действующего законодательства, в частности с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Принимая во внимание указанную правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым при определении источника возмещения убытков исходить, прежде всего, из конкретных нормативно-правовых актов, устанавливающих льготы по оплате отопления и горячего водоснабжения (коммунальным услугам) для соответствующей категории граждан.
Так, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции, действующей до 1999 г.) расходы по реализации прав и льгот, предоставленных ветеранам, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В редакции от 18.11.1998 названного Закона № 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других, не запрещенных законом источников.
Истец принимал оплату со скидкой у следующих категорий граждан-инвалидов и приравненных к ним инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств; лиц, работавших на предприятиях Ленинграда с 08.09.1941 по 27.01.1944 и награжденных медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Житель блокадного Ленинграда"; ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, судов. Названные категории граждан подпадают под действие Закона о ветеранах, а расходы, связанные с предоставлением этим гражданам коммунальных льгот, подлежат возмещению за счет средств субъекта - Волгоградской области.
Указом Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 предоставлены льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, признанным инвалидами, и совместно с ними проживающим членам их семей за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Убытки МУП "Тепловые сети" по этой категории подлежат возмещению за счет средств областного бюджета.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ предоставлена скидка не ниже 50% с оплаты за коммунальные услуги инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. К компетенции Правительства РФ и исполнительной власти субъекта Российской Федерации закон отнес установления порядка представления льгот названным лицам. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 утверждены Правила, пункт 16 которых устанавливает, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются по государственному жилищному фонду федеральной собственности за счет средств федерального бюджета, по государственному жилищному фонду субъекта РФ и по муниципальному жилищному фонду в порядке, устанавливаемом субъектами РФ и органами местного самоуправления. Такой порядок не был установлен, убытки истца подлежат возмещению за счет средств бюджета области.
Герои, полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению. Статьей 11 Закона "О статусе Героев СССР, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предусмотрено возмещение расходов, связанных с реализацией закона за счет средств федерального бюджета.
Граждане, удостоенные звания Героя Соцтруда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей статьей 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ освобождены от оплаты коммунальных услуг. Статьей 7 Закона предусмотрено возмещение расходов, связанных с его реализацией, за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией затрат за счет федерального бюджета.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 № 76-ФЗ устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг военнослужащим, проходящим службу по контракту, с проживающими с ними членами семей, уволенным со службы при ее продолжительности 20 лет и более. В соответствии со статьей 15 Закона и с Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 № 790 возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, производится за счет средств бюджета субъектов РФ (за исключением проживающих в жилых домах государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности).
Статьей 30 Закона "О милиции" от 18.04.1991 № 1026-1 лицам начальственного и рядового состава органов внутренних дел МВД РФ, уволенным со службы со стажем 20 лет и более, установлена скидка в 50%, которая компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции. Истец не располагает данными, к каким подразделениям относятся сотрудники милиции, пользующиеся льготой, что не должно служить препятствием возмещению убытков в этой части, которые суд счел отнести за счет средств федерального бюджета (т.к. льготы для сотрудников милиции установлены федеральным законодателем).
ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ предоставлены льготы сотрудникам, военнослужащим и работникам Государственной противопожарной службы и членам их семей, предусмотренные для сотрудников УВД и военнослужащих, по этой категории средства подлежат возмещению за счет областного бюджета.
Право на льготы на основании Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 имеют реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным и репрессированным лицам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 № 419, предусмотрено, что возмещение расходов производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета. В связи с отсутствием доказательств о перечислении городу субвенций на эти цели убытки МУП "Тепловые сети" в этой части следует возложить на бюджет области.
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в силу Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 имеют также льготу в виде скидки 50% по оплате за газоснабжение. Статьей 5 названного Закона предусмотрено финансирование расходов, связанных с реализацией закона, за счет средств федерального бюджета.
Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 установлены льготы многодетным семьям, а Министерству финансов совместно с Министерством соцзащиты населения поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер по социальной поддержке многодетным семьям. Письмом Минфина и Минсоцзащиты населения РФ от 27 июля 1992 г. № 15 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", имеющим нормативно-правовой характер, предусмотрена оплата скидки за счет средств местного бюджета. Однако в настоящее время названное письмо противоречит статье 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и к отношениям в спорный период применяться не должно, поэтому убытки следует отнести на средства федерального бюджета.
Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 № 5142-1 лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", дает право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг (ст. 11). Постановлением Администрации Волгоградской области от 05.08.1994 № 367 финансовое управление области обязывается производить компенсацию затрат на обеспечение льгот указанной категории граждан. Следовательно, расходы подлежат возмещению за счет средств области.
Льготами пользуются сотрудники налоговой полиции и должностные лица таможенного органа. Однако ни Таможенный кодекс РФ, ни Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" не устанавливают порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением этих льгот.
Несмотря на то что льгота по оплате отопления и горячего водоснабжения применялась в отношении сотрудников МВД, таможенного органа и налоговой полиции, правила, установленные пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, в рассматриваемом случае неприменимы. В спорный период (1997 - 2000 гг.) Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ" от 15.08.1996 № 115-ФЗ не предусматривал выделение федеральных средств на оплату льгот, установленных законодательством для прямых получателей бюджетных средств в лице МВД РФ, ГТК РФ и ФСНП РФ. Расходование бюджетных средств учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета, на иные цели не допускается законом, в связи с чем расходы МУП "Тепловые сети", связанные с предоставлением льгот работникам МВД, таможни и налоговой полиции, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Требование о возмещении убытков, возникших в сфере управления, является имущественным (гражданско-правовым).
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны выступают финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По имеющимся в деле расчетам, убытки МУП "Тепловые сети" за спорный период с 1996 по 9 месяцев 2001 г. составили в общей сумме 29620039,86 руб. За счет средств областного бюджета подлежало возмещению 27748785,36 руб., а за счет федерального - 1310891,21 руб.
Главным финансово-казначейским управлением Администрации Волгоградской области заявлено о пропуске срока исковой давности истцом за период 1996 - 1997 гг.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании убытков за 1996 г. в сумме 1767177,81 руб. и за 1997 г. в сумме 3660078,62 руб. удовлетворены быть не могут.
Поскольку рассматриваемое дело не связано с гражданско-правовой сделкой, следует исходить из того факта, что ответчики от возмещения расходов по государственной пошлине в данном случае освобождены в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине". В соответствии со статьей 95 АПК РФ государственная пошлина по данному делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. 157 - 159, 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

На основании ст. 40 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства произвести замену ответчика Управления финансов Администрации Волгоградской области на Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области.
Апелляционную жалобу Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области удовлетворить частично.
Решение суда первой инстанции от 15.04.2002 по делу № А12-12759/01-С16 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Возместить МУП "Тепловые сети" г. Волжского Волгоградской области убытки в сумме 1310891 руб. путем взыскания с казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Возместить МУП "Тепловые сети" г. Волжского Волгоградской области убытки в сумме 22327528,93 руб. путем взыскания с казны субъекта Российской Федерации - Волгоградской области, от имени которой выступает Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области.
В остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд, вынесший решение.

Председательствующий
В.В.ПАНТЕЛЕЕВА

Судьи
Н.В.ЛАВРИК
И.В.СЕЛЕЗНЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru