Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 15.08.2002 № 01-10/73-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА № 440-ОД "О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 05.03.2002 № 679-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 августа 2002 г. № 01-10/73-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА
№ 440-ОД "О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 05.03.2002 № 679-ОД)

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.08.99 № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27.10.2000 № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 21 сентября 2000 года № 440-ОД "О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области" (в редакции от 05.03.02 № 679-ОД) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия нормам действующего федерального законодательства.
Повторная юридическая экспертиза проведена в связи с вступлением в силу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Закон Волгоградской области регулирует отношения, связанные с выборами в органы местного самоуправления Волгоградской области.
Нормативное регулирование осуществляется:
Конституцией РФ;
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Согласно Конституции РФ (пункт "б" статьи 72), защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Таким образом, данный Закон принят с соблюдением требований Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с этим в Законе Волгоградской области выявлены нарушения норм федерального законодательства.
1. Пункт 5 статьи 3 Закона Волгоградской области, устанавливая ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа, главы муниципального образования, главы администрации, иного выборного должностного лица местного самоуправления, противоречит пункту 9 статьи 4 Федерального закона в части возможности установления иных, чем уже определенных ограничений Федеральным законом в статье 4 (пункт 9) и продублированных в положениях рассматриваемой статьи Закона Волгоградской области, кроме Конституции РФ, федеральных законов, а также Уставом Волгоградской области, законами Волгоградской области.
Согласно указанной норме Федерального закона, иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться Федеральным законом.
Таким образом, областной законодатель не имел права предусматривать возможность установления иных ограничений, связанных со статусом депутата представительного органа, главы муниципального образования, главы администрации, иного выборного должностного лица местного самоуправления, нормативными правовыми актами субъекта РФ.
2. Абзац 2 пункта 1 статьи 6 Закона Волгоградской области противоречит пункту 2 статьи 10 Федерального закона.
В соответствии с рассматриваемой нормой Закона Волгоградской области решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Федеральным законом (пункт 2 статьи 10) установлены иной порядок и сроки назначения выборов - "голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов".
Таким образом, Закон Волгоградской области не имел права определять другие сроки и порядок назначения выборов в органы местного самоуправления.
3. Пункт 3 статьи 6 Закона Волгоградской области в части определения сроков, когда должно пройти голосование на выборах в органы местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, депутатов представительного органа, главы муниципального образования, главы администрации, иного выборного должностного лица местного самоуправления, противоречит пункту 2 статьи 10 Федерального закона.
Согласно Закону Волгоградской области, голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Федеральный закон устанавливает, что голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Таким образом, в Законе Волгоградской области нарушены сроки назначения выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, депутатов представительного органа, главы муниципального образования, главы администрации, иного выборного должностного лица местного самоуправления.
4. Пункт 3 статьи 7 Закона Волгоградской области противоречит пункту 5 статьи 10 Федерального закона в той части, которая предусматривает, что временная территориальная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения выборов избирательной комиссией Волгоградской области в количестве не более 10 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных федеральным законом, настоящим Законом, которая организует и проводит выборы, в случае, если представительный орган местного самоуправления, а также территориальная избирательная комиссия не назначат в установленный срок выборы депутатов представительного органа, главы муниципального образования, главы администрации, иного выборного должностного лица местного самоуправления, а также при отсутствии территориальной избирательной комиссии и невозможности ее формирования, выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.
Федеральный закон в пункте 5 статьи 10 определяет, что такая временная комиссия создается в количестве не более 15 членов, а не 10, как предусмотрено в Законе Волгоградской области.
5. Пункт 2 статьи 8 Закона Волгоградской области противоречит пункту 2 статьи 18 Федерального закона.
Согласно Закону Волгоградской области, территориальная избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, а представительный орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
В соответствии с Федеральным законом (пункт 2 статьи 18) эти сроки составляют 80 и 20 дней соответственно.
Таким образом, в Законе Волгоградской области (пункт 2 статьи 8) нарушены сроки определения схемы образования избирательных округов избирательной комиссией и утверждения данной схемы представительным органом местного самоуправления.
6. Пункт 3 статьи 8 Закона Волгоградской области противоречит пункту 3 статьи 18 Федерального закона.
Рассматриваемыми положениями Закона Волгоградской области установлено, что если на территории муниципального образования представительный орган местного самоуправления отсутствует или не принимает решение об образовании избирательных округов в срок, установленный пунктом 2 статьи 8, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов депутатов представительного органа прежнего созыва, изменение границ избирательных округов после их утверждения не допускается.
Федеральный закон в пункте 3 статьи 18 предусмотрел иной порядок образования избирательных округов, если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы местного самоуправления отсутствуют или новая схема избирательных округов не утверждена в установленный законом срок. В этом случае избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:
а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов;
б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссии и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом, если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе, кроме уточнения численности избирателей, только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 статьи 18 Федерального закона, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 18 Федерального закона.
Таким образом, областной законодатель установил совершенно иной порядок образования избирательных округов в случае, если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы местного самоуправления отсутствуют или новая схема избирательных округов не утверждена в установленный законом срок.
7. Пункт 5 статьи 8 Закона Волгоградской области, устанавливающий возможность отклонения от средней нормы представительства избирателей в избирательном округе не более чем на 10 процентов, противоречит подпункту "а" пункта 4 статьи 18 Федерального закона, поскольку не содержит положение Федерального закона, предусматривающее также, что в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов.
8. Пункт 1 статьи 14, устанавливающий систему избирательных комиссий, противоречит пункту 1 статьи 20 Федерального закона.
Согласно Закону Волгоградской области, подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований, глав администраций, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, реализацию и защиту избирательных прав граждан осуществляют избирательная комиссия Волгоградской области, территориальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
В соответствии с Федеральным законом, кроме указанных выше комиссий, в Российской Федерации действуют также избирательные комиссии муниципальных образований.
Во всем тексте исследуемого Закона Волгоградской области прослеживается, что выборы в органы местного самоуправления проводят территориальные избирательные комиссии. Федеральным законом (пункт 1 статьи 24) определено, что избирательной комиссией муниципального образования является избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Пункт 4 указанной статьи Федерального закона предусматривает возможность возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию только по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления этого муниципального образования.
Таким образом, Закон Волгоградской области, не предусматривая в системе избирательных комиссий избирательную комиссию муниципального образования, не имеет права устанавливать, что подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляет территориальная избирательная комиссия.
9. Пункт 1 статьи 15 Закона Волгоградской области, устанавливающий, что территориальная избирательная комиссия формируется в составе 8 - 10 членов с правом решающего голоса, противоречит пункту 5 статьи 26 Федерального закона, который, в свою очередь, определяет, что территориальная комиссия формируется в количестве 5 - 9 членов с правом решающего голоса.
10. Пункт 2 статьи 15 Закона Волгоградской области, предусматривающий, что срок полномочий территориальной избирательной комиссии составляет четыре года, если в уставе муниципального образования не установлен иной срок полномочий представительного органа местного самоуправления, для избрания которого она создавалась, противоречит пункту 3 статьи 26 Федерального закона.
В указанной статье Федерального закона определяется, что срок полномочий территориальных комиссий составляет четыре года, и не предусматривается возможность привязки срока полномочий территориальной комиссии к сроку полномочий представительного органа местного самоуправления.
Таким образом, в Законе Волгоградской области неправомерно установлена привязка срока полномочий территориальной избирательной комиссии к сроку полномочий представительного органа местного самоуправления.
11. Пункт 4 статьи 15 Закона Волгоградской области противоречит пункту 2 статьи 25 Федерального закона.
Противоречие заключается в том, что, согласно Закону Волгоградской области, срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 35 дней после официального опубликования результатов выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, в свою очередь Федеральным законом установлено, что срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих соответствующих выборов.
12. Пункты 1, 2, 5 статьи 16, пункт 6 статьи 21 Закона Волгоградской области противоречат пункту 6 статьи 25 и пункту 6 статьи 26 Федерального закона.
Законом Волгоградской области предусмотрено, что формирование территориальной избирательной комиссии, а также окружных избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону (пункты 6 и 7 статьи 26) территориальная избирательная комиссия формируется избирательной комиссией субъекта РФ, которая должна назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
В соответствии с Федеральным законом (пункты 6 и 7 статьи 25) формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией, которая обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, а также предложений представительных органов местного самоуправления, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Таким образом, федеральным законодательством установлен другой порядок формирования территориальных и окружных избирательных комиссий, чем в Законе Волгоградской области.
13. Пункт 1 статьи 21 Закона Волгоградской области, устанавливающий перечень лиц, которые не могут быть назначены членами избирательной комиссии Волгоградской области, противоречит пункту 1 статьи 29 Федерального закона, поскольку указанной нормой Федеральный закон предусматривает более широкий перечень лиц, не имеющих права быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса: прокуроры, лица, выведенные из состава комиссии по решению суда, лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
14. Пункт 11 статьи 21 Закона Волгоградской области противоречит пункту 22 статьи 29 Федерального закона.
В указанной норме областного Закона перечислены права, какими не обладает член избирательной комиссии с правом совещательного голоса: правом выдачи избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, правом участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции избирательной комиссии, и правом подписывать решения избирательной комиссии.
Федеральный закон в пункте 22 статьи 29 исключает, помимо перечисленных выше, также право подписывать бюллетени, участвовать в погашении бюллетеней.
15. Пункт 8 статьи 22 Закона Волгоградской области, определяющий права наблюдателей, противоречит пункту 9 статьи 30 Федерального закона, поскольку не предусматривает установленное Федеральным законом право наблюдателя носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию.
16. Пункт 11 статьи 22 Закона Волгоградской области в части противоречит пункту 12 статьи 30 Федерального закона, поскольку не предусматривает проставление даты и указания времени заверения копий протоколов и других документов избирательной комиссии Волгоградской области, при том, что такие требования определены в Федеральном законе.
17. Пункт 8 статьи 23 Закона Волгоградской области, предусматривающий, по каким вопросам избирательная комиссия Волгоградской области принимает решения большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, противоречит пункту 13 статьи 28 Федерального закона.
Пунктом 13 статьи 28 Федерального закона, кроме решений по вопросам, указанным в Законе Волгоградской области, решения избирательной комиссией субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса также по вопросам о внесении предложений по кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии и об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Таким образом, областной законодатель не имел права упростить процедуру принятия решения избирательной комиссией по вопросу о внесении предложений по кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии и об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидатов, списков кандидатов.
18. Пункт 13 статьи 23 Закона Волгоградской области, устанавливающий, что территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештатных работников по трудовым соглашениям, противоречит пункту 19 статьи 28 Федерального закона, предусматривающего возможность привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, по гражданско - правовым договорам, а не по трудовым.
19. Пункт 1 статьи 24 Закона Волгоградской области противоречит пункту 17 статьи 20 Федерального закона в той части, что возлагает на все организации и предприятия с государственным участием, а также на их должностных лиц обязанность оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до голосования и в день голосования - незамедлительно.
Федеральный закон (пункт 17 статьи 20) позволяет возлагать такую обязанность только на те организации, которые имеют государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума.
Таким образом, Закон Волгоградской области не имел права возлагать указанную ответственность на все организации и предприятия, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы.
20. Пункт 2 статьи 26 Закона Волгоградской области противоречит пункту 2 статьи 33 Федерального закона.
Указанная норма Закона Волгоградской области, закрепляющая, какие сведения указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, не предусматривает ряд положений, содержащихся в Федеральном законе, такие, как адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи.
21. Статья 26 Закона Волгоградской области противоречит пункту 3 статьи 33 Федерального закона, поскольку не содержит такое требование, установленное Федеральным законом, как подача вместе с уведомлением, указанным в пункте 2 статьи 26 Закона Волгоградской области, в соответствующую избирательную комиссию сведений о размере и источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
22. Пункт 5 статьи 28 Закона Волгоградской области в части положения, предусматривающего возможность использования имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока с письменного согласия данного физического лица, противоречит пункту 11 статьи 35 Федерального закона, который строго указывает, что использование имени и фамилии конкретного лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается.
23. Пункт 1 статьи 29 Закона Волгоградской области противоречит пункту 5 статьи 37 Федерального закона.
Согласно рассматриваемой норме областного Закона, сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня письменного уведомления территориальной (окружной) избирательной комиссии.
В соответствии с Федеральным законом (пункт 5 статьи 37) подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
Таким образом, в Законе Волгоградской области нарушен срок, устанавливающий, с какого момента можно собирать подписи в поддержку кандидата.
24. Пункты 21 и 22 статьи 30, пункт 8 статьи 23, пункт 7 статьи 41, пункт 4 статьи 47 Закона Волгоградской области противоречат пункту 5 статьи 76 Федерального закона.
Указанными положениями Закона Волгоградской области предусмотрено, что избирательными комиссиями могут приниматься решения об отмене регистрации кандидатов, в то время как Федеральный закон (пункт 5 статьи 76) устанавливает, что принять решение об отмене регистрации кандидата может только суд по заявлению соответствующей избирательной комиссии.
Таким образом, областной законодатель не имел права уполномочивать избирательную комиссию отменять регистрацию кандидатов по основаниям, указанным в рассматриваемых статьях Закона Волгоградской области.
Регистрация кандидатов может быть аннулирована, а также отменена избирательной комиссией только по основаниям, предусмотренными Федеральным законом, но не по тем, которые указаны в Законе Волгоградской области.
25. Пункт 24 статьи 30 Закона Волгоградской области, закрепляющий, что избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования, вправе отозвать кандидата (кандидатов) и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего кандидата (кандидатов), противоречит пункту 28 статьи 38 Федерального закона, устанавливающему такой срок в пять дней.
26. Пункт 2 статьи 32 Закона Волгоградской области в части, определяющей, что зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, противоречит пункту 2 статьи 40 Федерального закона, предусматривающего исключение для тех кандидатов, которые работают в редакциях периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
27. Пункт 3 статьи 32 Закона Волгоградской области, предусматривающий элементы, составляющие содержание понятия "использование преимуществ должностного или служебного положения", противоречит пункту 5 статьи 40 Федерального закона, поскольку не содержит такой элемент, как агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении массовых мероприятий, организуемых государственными и муниципальными органами и организациями, за исключением предусмотренных пунктом 6 статьи 53 Федерального закона, обнародование в период избирательной кампании отчетов о проделанной работе, рассылку от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из соответствующего избирательного фонда.
Таким образом, Законом Волгоградской области сужен объем содержания понятия "использование преимуществ должностного или служебного положения" по сравнению с Федеральным законом.
28. Пункт 5 статьи 32 Закона Волгоградской области противоречит пункту 7 статьи 40 Федерального закона.
Согласно Закону Волгоградской области, журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций, средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных, муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Федеральный закон (пункт 7 статьи 40) в этом случае предусматривает исключение для тех кандидатов, которые работают в редакциях периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
29. Пункт 6 статьи 34 Закона Волгоградской области противоречит пунктам 7 и 8 статьи 48 Федерального закона.
Противоречие заключается в том, что в Законе Волгоградской области указаны не все субъекты, предусмотренные Федеральным законом, которые не могут участвовать в предвыборной агитации. Федеральный закон запрещает проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям, иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Кроме того, в Законе Волгоградской области (абзац 5 пункта 6 статьи 34) расширен перечень лиц, не имеющих права принимать участие в предвыборной агитации: лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Федеральный закон, в свою очередь, устанавливает такое ограничение только лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, запрещает проводить предвыборную агитацию на каналах организаций теле-, радиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
Таким образом, областной законодатель как расширил, так и сузил субъектный состав, который не имеет права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
30. Пункт 1 статьи 36 Закона Волгоградской области противоречит пункту 1 статьи 50 Федерального закона.
В указанном пункте Закона Волгоградской области определяются субъекты, которые обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации: организации, осуществляющие теле - и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле - и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления.
Федеральный закон (пункт 1 статьи 50) к таким субъектам относит только государственные и муниципальные организации теле-, радиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий.
Таким образом, Закон Волгоградской области неправомерно расширил субъектный состав, включив в него иные организации.
31. Пункт 2 статьи 37 Закона Волгоградской области, устанавливающий, что для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприятий отводится зарегистрированным кандидатам не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени, противоречит пункту 4 статьи 51 Федерального закона, который для этих целей предусматривает выделение не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени.
32. Пункт 1 статьи 51 Закона Волгоградской области противоречит пункту 9 статьи 59 Федерального закона.
Согласно Закону Волгоградской области, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны представить в территориальную (окружную) избирательную комиссию отчеты о размерах своего избирательного фонда и источниках его формирования, а также обо всех произведенных затратах в следующие сроки: при регистрации кандидата; не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов с приложением всех первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательного фонда.
В соответствии с Федеральным законом кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них - не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, а итоговый - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов) о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда.
Таким образом, Законом Волгоградской области неправомерно установлены сроки и порядок предоставления финансовых отчетов кандидатов.
33. Пункт 5 статьи 54 Закона Волгоградской области противоречит пункту 5 статьи 63 Федерального закона, поскольку не содержит в бюллетене предусмотренных Федеральным законом таких обязательных сведений о зарегистрированном кандидате, как запись: "Выдвинут избирательным объединением (избирательным блоком)" с указанием краткого наименования избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком; слова "Независимый кандидат", если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру; сведения об основаниях регистрации (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания), при этом в случае, предусмотренном пунктом 16 статьи 38 Федерального закона, данные сведения указывать не требуется.
34. Пункт 9 статьи 54 Закона Волгоградской области, предусматривающий, что территориальная (окружная) избирательная комиссия передает по акту бюллетени участковым избирательным комиссиям не позднее чем за четыре дня до дня голосования, противоречит пункту 14 статьи 63 Федерального закона, который в этом случае устанавливает, что передача бюллетеней территориальным (окружным) комиссиям осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а участковым комиссиям - не позднее чем за три дня до дня голосования.
35. Пункт 10 статьи 54 Закона Волгоградской области противоречит пункту 15 статьи 63 Федерального закона.
Согласно Закону Волгоградской области, число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением территориальной (окружной) избирательной комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.
В соответствии с Федеральным законом число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей комиссии, при этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней, а если число избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума, составляет менее 200, в участковую комиссию направляются дополнительно два бюллетеня.
Таким образом, областным законодателем нарушен порядок передачи избирательных бюллетеней.
36. Подпункт "д" пункта 2 статьи 58, а также в связи с этим пункты 3, 7, 17 статьи 59 Закона Волгоградской области противоречат подпункту "д" пункта 2 статьи 67 Федерального закона.
Противоречие заключается в том, что Федеральным законом установлена строгая последовательность строк в протоколе об итогах голосования, а Законом Волгоградской области предусмотрена иная последовательность (подпункт "д" пункта 2 статьи 58), в связи с чем пункты 3, 7, 17 статьи 59 вошли в противоречие с нормами Федерального закона, определяющими, какие данные об итогах голосования в какие строки протокола заносятся.
37. Подпункт "ж" пункта 2 статьи 58 Закона Волгоградской области, определяющий, что в качестве сведений, заносящихся в протокол об итогах голосования, включаются фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, их подписи, противоречит подпункту "ж" пункта 2 статьи 67 Федерального закона в той части, что в протокол заносятся фамилии и инициалы членов избирательной комиссии только с правом решающего голоса.
38. Подпункт "а" пункта 2 статьи 60 Закона Волгоградской области противоречит подпункту "а" пункта 2 статьи 70 Федерального закона.
В соответствии с Законом Волгоградской области выборы признаются территориальной (окружной) избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей.
В этом случае Федеральный закон предусматривает, что выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.
Таким образом, Законом Волгоградской области неправомерно завышен процент внесенных в списки избирателей, принявших участие в голосовании, при котором выборы признаются несостоявшимися.
39. Пункт 4 статьи 60 Закона Волгоградской области противоречит пункту 7 статьи 70 Федерального закона.
Указанной нормой Закона Волгоградской области определены случаи, при наступлении которых кандидат должен возместить соответствующей избирательной комиссии полностью или частично произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных либо дополнительных выборов. При этом не выполнено условие пункта 7 статьи 70 Федерального закона - закон должен содержать также перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.
40. Пункты 7 и 11 статьи 60 Закона Волгоградской области, устанавливающие, что протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах, противоречит пункту 3 статьи 69 Федерального закона, предусматривающему составление протокола об итогах голосования в двух экземплярах.
41. Пункт 1 статьи 61 Закона Волгоградской области противоречит пункту 5 статьи 71 Федерального закона.
Согласно Закону Волгоградской области, повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными.
В соответствии с Федеральным законом повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если соответствующий представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными, а в иных случаях повторные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными.
Таким образом, областным законодателем нарушены сроки и порядок назначения повторных выборов.
42. Пункт 3 статьи 68 Закона Волгоградской области, устанавливающий, что в целях совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления с днем голосования на выборах органов государственной власти Волгоградской области, а также совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления с днем голосования на выборах федеральных органов государственной власти допускается до 1 мая 2001 года единовременное и не более чем на девять месяцев продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления, противоречит статье 82 Федерального закона, предусматривающей, что в таких случаях допускается продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов местного самоуправления, при этом выборы в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть проведены до 1 мая 2004 года.
Вывод: повторная юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 21 сентября 2000 года № 440-ОД "О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области" (в редакции от 05.03.02 № 679-ОД) противоречит действующему федеральному законодательству.
Примечание. Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области считает, что противоречия, содержащиеся в исследуемом Законе Волгоградской области, возникли в связи с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (вступил в силу с 26 июня 2002 года) и невнесением соответствующих изменений и дополнений в Закон Волгоградской области.
Проводимой ранее юридической экспертизой (экспертные заключения от 12.02.01 № 01-10/34-01, от 09.04.02 № 01-10/(35)10-01) противоречий Закона Волгоградской области действующему на то время федеральному законодательству выявлено не было.

Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции РФ
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru