Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 15.08.2002 № 01-10/75-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.07.2000 № 425-ОД "ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 августа 2002 г. № 01-10/75-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.07.2000 № 425-ОД
"ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 03.07.2000 № 425-ОД "Об отзыве депутата Волгоградской областной Думы" (далее - областной Закон).
Повторная юридическая экспертиза проведена в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим областным Законом устанавливается процедура отзыва депутата Волгоградской областной Думы.
Правовое регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.1996 № 21-П "По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28.04.1995 "О Порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации".
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "н" п. 1 ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации установлены в настоящее время Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данным Федеральным законом не предусмотрена возможность отзыва депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, т.е. отсутствует регулирование вопроса отзыва на федеральном уровне.
Согласно ч. 2 п. 2 Постановления Конституционного Суда от 24.12.1996 № 21-П Конституция Российской Федерации не запрещает субъектам Российской Федерации до принятия соответствующего Федерального закона осуществлять самостоятельное правовое регулирование по предметам совместного ведения, если это не противоречит основам конституционного строя и не отменяет и не умаляет права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование.
Пунктом 4 Постановления Конституционного Суда от 24.12.1996 № 21-П предусмотрена возможность субъекта Российской Федерации учредить институт отзыва депутата представительного органа, рассматриваемый им в качестве одной из форм непосредственной демократии.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что областной Закон принят правомерно.
Вместе с тем в статье 4 областного Закона содержится понятие "избирательное объединение".
"Избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическое движение или их территориальное отделение), устав которого зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования и в котором одной из уставных задач является участие в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления".
Однако в соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательное объединение - это политическая партия, имеющая в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Таким образом, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено иное понятие избирательного объединения, чем это определено областным законодателем.
Из изложенного следует, что понятие "избирательное объединение", установленное в областном Законе, противоречит аналогичному понятию в Федеральном законе.
Вывод: Закон Волгоградской области от 03.07.2000 № 425-ОД "Об отзыве депутата Волгоградской областной Думы" противоречит федеральному законодательству в части определения понятия "избирательное объединение".
Предлагаем привести указанное положение нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru