Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 02.08.2002 № 01-10/70-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.07.2002 № 723-ОД "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.1996 № 73-ОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 августа 2002 г. № 01-10/70-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.07.2002 № 723-ОД
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.1996 № 73-ОД"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 12.07.2002 № 723-ОД "О внесении изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД" (далее - областной Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим областным Законом внесены изменения в Устав (Основной закон) Волгоградской области.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ, область как субъект Российской Федерации имеет свои устав и законодательство.
Пунктом 2 ст. 66 Конституции РФ установлено, что устав области принимается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему принимаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, внесение изменений в Устав Волгоградской области является правомерным.
Вместе с тем п. 2 ст. 1 областного Закона (в части вступления в силу нормативных правовых актов Главы Администрации Волгоградской области) противоречит ч. 2 п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пункт 2 ст. 1 областного Закона вносит изменения в п. 4 ст. 39 Устава Волгоградской области и излагает его в следующей редакции: "Нормативные правовые акты Главы Администрации области вступают в силу с момента их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу".
Этот порядок ("вступают в силу с момента их опубликования") установлен для всех нормативных правовых актов Главы Администрации Волгоградской области, в том числе и по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Частью 2 п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что "законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования".
Противоречие заключается в том, что установление иного порядка вступления в законную силу нормативных правовых актов, чем предусмотрено федеральным законодательством ("не ранее чем через десять дней после их официального опубликования"), является неправомерным.
Формулировка "если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу" также неправомерна в связи с тем, что предполагает расширительное толкование полномочий Главы Администрации Волгоградской области в части установления иного порядка вступления в силу, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Подобное противоречие выявлено и в п. 1 ст. 1 областного Закона (п. 4 ст. 33 Устава (Основного закона) Волгоградской области в редакции областного Закона):
"Закон вступает в силу после его официального опубликования".
Статья 2 областного Закона распространяет действие порядка вступления в силу нормативных правовых актов Волгоградской области на отношения, возникшие с момента вступления в силу Устава (Основного закона) Волгоградской области, т.е. с 1996 г.
Названная норма указывает на вступление в силу различных нормативных правовых актов Главы Администрации Волгоградской области, принятых ранее, с момента опубликования, т.е. корреспондирует с п. 2 ст. 1 областного Закона.
Однако, как было указано выше, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (ч. 2 п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), а следовательно, ст. 2 областного Закона, устанавливающая обратную силу порядка вступления в силу нормативных правовых актов, является неправомерной.
Вывод: Закон Волгоградской области от 12.07.2002 № 723-ОД "О внесении изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. № 73-ОД" противоречит федеральному законодательству в части установления порядка вступления в силу нормативных правовых актов Главы Администрации Волгоградской области.
Примечание. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области была проведена юридическая экспертиза проекта Закона Волгоградской области "О внесении изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. № 73-ОД" (экспертное заключение от 24.06.2002 № 01-08/53-02), по результатам которой он признан не противоречащим федеральному законодательству.
Однако после более детального исследования положений, содержащихся в тексте принятого областного Закона, обсуждения на оперативном совещании был сделан вывод о противоречии текста Закона Волгоградской области от 12.07.2002 № 723-ОД действующему федеральному законодательству.

Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru