Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 30.07.2002 № 01-10/(147)67-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 9 ИЮЛЯ 2002 ГОДА № 721-ОД "О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 июля 2002 г. № 01-10/(147)67-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 9 ИЮЛЯ 2002 ГОДА № 721-ОД "О БОРЬБЕ
С КОРРУПЦИЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.08.99 № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27.10.2000 № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 9 июля 2002 года № 721-ОД "О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия нормам действующего федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Закон Волгоградской области регулирует отношения, возникающие в связи с незаконным получением должностными лицами, указанными в Законе, имущественных и неимущественных благ и преимуществ.
Нормативное регулирование в сфере рассматриваемых правоотношений осуществляется:
Конституцией РФ;
Уголовным кодексом РФ;
Уголовно - процессуальным кодексом РФ.
Закон Волгоградской области противоречит концептуально Конституции РФ (статьям 71, 76), Уголовному кодексу РФ (пункту 1 статьи 1), поскольку предмет регулирования указанного Закона относится к исключительному ведению Российской Федерации в связи с тем, что регулирование в сфере уголовного и уголовно - процессуального законодательства осуществляет Российская Федерация самостоятельно (подпункт "о" пункта 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Закон Волгоградской области в статье 2 дает определение понятию "коррупция" - "под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, постоянно, временно или по специальному положению осуществляющими функции представителей власти либо выполняющими организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ".
В статье 3 Закона Волгоградской области установлены субъекты правонарушений (должностные лица, занимающие государственные должности категории "А", государственные служащие Волгоградской области, муниципальные служащие и другие по тексту Закона).
В статье 12 Закона Волгоградской области установлены составы правонарушений (например, принятие за свою деятельность любого дополнительного вознаграждения в виде денег, услуг и иных форм от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от негосударственных организаций, общественных объединений, физических лиц, если иное не предусмотрено законом - подпункт 1.1 пункта 1).
В статьях 12, 13 Закона Волгоградской области предусмотрены меры ответственности за совершение "коррупционных правонарушений" (например, незаконно полученные подарки и денежные средства подлежат конфискации по решению суда в порядке, предусмотренном статьей 243 Гражданского кодекса Российской Федерации; стоимость незаконно полученных услуг взыскивается с виновного лица по решению суда и перечисляется на специальный счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области).
Федеральный законодатель в Уголовном кодексе РФ предусмотрел состав преступления "получение взятки" (статья 290) - "получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе".
Таким образом, рассматривая во взаимосвязи указанные нормы Закона Волгоградской области и нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие такой состав преступления, как получение взятки (статья 290), можно сделать вывод, что областной законодатель при принятии данного нормативного правового акта конкретизировал рассматриваемый состав преступления, расширил субъектный состав и ввел гражданскую ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, данный Закон Волгоградской области принят с нарушением требований Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 9 июля 2002 года № 721-ОД "О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области" противоречит действующему законодательству.

Начальник Управления
Государственный советник
юстиции II класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru