Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 23.05.2002 № 01-10/(79)39-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.04.2002 № 694-ОД "О РЕЗЕРВАХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 23 мая 2002 г. № 01-10/(79)39-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.04.2002
№ 694-ОД "О РЕЗЕРВАХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 17.04.2002 № 694-ОД "О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Волгоградской области" (далее - областной Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий областной Закон определяет основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Волгоградской области.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Бюджетный кодекс РФ;
3. Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
4. Федеральный закон от 29.12.94 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "з" п. 1 ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. "а" п. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Таким образом, принятие областного Закона является правомерным.
Вместе с тем установление в областном Законе (ст. 5) полномочий органов местного самоуправления является неправомерным.
Статья 5 областного Закона предусматривает полномочия органов местного самоуправления в создании, контроле и руководстве резервом материальных ресурсов.
Однако п. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены полномочия органов местного самоуправления, которые они осуществляют самостоятельно, в том числе создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. "д").
Из этого положения федерального закона следует, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют вышеназванные резервы.
Кроме того, ч. 2 ст. 25 Федерального закона предусмотрено, что порядок создания и использования средств резервов, созданных органами местного самоуправления, определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Следовательно, органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают свои правомочия в вопросе создания, контроля и руководства резервом материальных ресурсов.
Подобное противоречие выявлено и в ст. 8 областного Закона ("Полномочия организаций").
Вывод: Закон Волгоградской области от 17.04.2002 № 694-ОД "О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству.
Примечание. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области была приведена юридическая экспертиза проекта Закона Волгоградской области "О резервах материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Волгоградской области" (экспертное заключение от 28.02.2002 № 01-08/14-02), по результатам которой он признан противоречащим федеральному законодательству.

И.о. начальника Управления
Государственный советник
юстиции I класса
В.М.ВОЛОГИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru