Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 29.04.2002 № 01-10/(73)-30-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА № 691-ОД "ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ОСНОВАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЛИОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 апреля 2002 г. № 01-10/(73)-30-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА
№ 691-ОД "ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И ФИНАНСОВОЙ ОСНОВАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕЛИОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 3 апреля 2002 года № 691-ОД "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования мелиоративного комплекса Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере мелиорации земель, устанавливая порядок осуществления мелиоративных мероприятий на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об окружающей среде";
Федеральным законом от 10 января 1996 года № 4-ФЗ "О мелиорации земель".
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона "О мелиорации земель" законодательство Российской Федерации в области мелиорации земель состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, Волгоградская областная Дума вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений путем принятия исследуемого нормативного правового акта.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте рассматриваемого нормативного правового акта Управлением юстиции выявлено противоречие Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 4 Закона Волгоградской области, определяющая, что к федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, противоречит пункту "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым федеральная государственная собственность находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе регулировать отношения, связанные с установлением объектов, относящихся к федеральной собственности.
Кроме того, в исследуемом нормативном правовом акте выявлены нарушения законодательной техники, связанные с отсутствием в ряде статей Закона Волгоградской области конкретизации понятия "государственной собственности".
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная собственность делится на федеральную собственность, то есть имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и собственность субъекта Российской Федерации, то есть имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, следует уточнить, какую форму собственности региональный законодатель имеет в виду в части 5 статьи 4, абзаце 6 статьи 7, части 3 статьи 12, абзаце 4 статьи 14.
В этой связи Управление юстиции предлагает в указанных выше положениях Закона Волгоградской области словосочетание "государственной собственности" дополнить словосочетанием "Волгоградской области".
В целях единообразного подхода к использованию терминологии в нормативном правовом акте Управление юстиции считает, что в частях 3 и 4 статьи 4, статье 21 Закона Волгоградской области словосочетание "государственной областной собственности" следует заменить словосочетанием "государственной собственности Волгоградской области".
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 3 апреля 2002 года № 691-ОД "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования мелиоративного комплекса Волгоградской области" противоречит Конституции Российской Федерации в части установления субъектом Российской Федерации объектов, относящихся к федеральной собственности.
Примечание. Вместе с тем Управление юстиции обращает внимание на то, что находящийся на юридической экспертизе Закон Волгоградской области (абзац 5 статьи 7) противоречит положениям Закона Волгоградской области от 9 марта 1999 года № 244-ОД "Об областных целевых программах" (статье 24; пункту 1 статьи 36).
Абзацем 5 статьи 7 исследуемого Закона установлено, что разработка, утверждение и реализация областных целевых программ в сфере мелиорации земель и контроль за их выполнением относятся к полномочиям администрации Волгоградской области.
Выявленные противоречия заключаются в следующем:
1. Областные целевые программы в соответствии со статьей 24 Закона Волгоградской области от 9 марта 1999 года № 244-ОД утверждаются постановлением Волгоградской областной Думы по представлению администрации Волгоградской области.
2. Пунктом 1 статьи 36 Закона Волгоградской области от 9 марта 1999 года № 244-ОД определено, что Контрольно-счетная палата Волгоградской областной Думы организует контрольные проверки хода реализации отдельных целевых программ.

Начальник Управления
Министерства юстиции
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru