Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 04.12.2007 № 1100н
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ИЮНЯ 1997 ГОДА № 122-ОД "О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА И УТИЛИЗАЦИИ ЛОМА И ОТХОДОВ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 27 АПРЕЛЯ 1998 ГОДА № 170-ОД, ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 1998 ГОДА № 203-ОД, ОТ 26 МАЯ 1999 ГОДА № 268-ОД, ОТ 26 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА № 324-ОД, ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА № 598-ОД, ОТ 3 ИЮНЯ 2003 ГОДА № 831-ОД, ОТ 14 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 850-ОД, ОТ 20 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА № 871-ОД, ОТ 8 НОЯБРЯ 2007 ГОДА № 1547-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 декабря 2007 г. № 1100н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ИЮНЯ 1997 ГОДА № 122-ОД
"О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА И УТИЛИЗАЦИИ ЛОМА И ОТХОДОВ ЧЕРНЫХ
И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 27 АПРЕЛЯ 1998 ГОДА
№ 170-ОД, ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 1998 ГОДА № 203-ОД,
ОТ 26 МАЯ 1999 ГОДА № 268-ОД, ОТ 26 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА
№ 324-ОД, ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА № 598-ОД,
ОТ 3 ИЮНЯ 2003 ГОДА № 831-ОД, ОТ 14 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 850-ОД,
ОТ 20 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА № 871-ОД,
ОТ 8 НОЯБРЯ 2007 ГОДА № 1547-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 17 июня 1997 года № 122-ОД "О порядке приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов" (в редакции от 27 апреля 1998 года № 170-ОД, от 8 сентября 1998 года № 203-ОД, от 26 мая 1999 года № 268-ОД, от 26 октября 1999 года № 324-ОД, от 14 сентября 2001 года № 598-ОД, от 3 июня 2003 года № 831-ОД, от 14 июля 2003 года № 850-ОД, от 20 октября 2003 года № 871-ОД, от 8 ноября 2007 года № 1547-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Закона Волгоградской области от 8 ноября 2007 года № 1547-ОД "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом устанавливаются общие правовые принципы регулирования деятельности юридических, физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке как предприниматели, и граждан по сбору, сдаче, утилизации и поставке лома и отходов черных и цветных металлов на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 08.11.2007 № 258-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 08.11.2007 № 257-ФЗ);
- Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 04.11.2007 № 250-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" (в редакции от 09.03.2004 № 314);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" (в редакции от 03.10.2002 № 731);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (в редакции от 01.02.2005 № 49);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов";
- Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 № 02-05-03/348 "По вопросам зачисления, администрирования и отражения по кодам бюджетной классификации государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, и лицензионных сборов";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду (преамбула Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного выше Федерального закона правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно абзацам 15 и 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением; осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в тексте исследуемого Закона Волгоградской области выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 1 статьи 10 Закона контроль за соблюдением порядка перемещения, утилизации, складирования лома и отходов черных и цветных металлов возложен на органы местного самоуправления муниципальных образований и органы государственного надзора.
Пунктом 2 указанной выше статьи областного Закона определены права указанных выше органов по проверке деятельности лицензиата, приостановления хозяйственной деятельности в лицензируемой части, внесения предложений об аннулировании лицензии в органы, выдавшие ее заготовителю.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14, подпункту 14 пункта 1 статьи 15, подпункту 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, функцией осуществления контроля в рассматриваемой сфере деятельности органы местного самоуправления федеральным законодательством не наделены.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в возложении обязанности по осуществлению контроля за соблюдением порядка перемещения, утилизации, складирования лома и отходов черных и цветных металлов на органы местного самоуправления муниципальных образований.
Кроме того, в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение законодательной техники, заключающееся в следующем.
В статье 8 Закона содержатся ссылки на федеральный орган государственной власти, в настоящее время не существующий, - Управление федеральной налоговой полиции.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля 2003 года Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена.
Функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 27 июня 1997 года № 116.
Все законы Волгоградской области, составляющие редакции исследуемого нормативного правового акта, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда", являющейся источником официального опубликования нормативных правовых актов Волгоградской области.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 17 июня 1997 года № 122-ОД "О порядке приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов" (в редакции от 27 апреля 1998 года № 170-ОД, от 8 сентября 1998 года № 203-ОД, от 26 мая 1999 года № 268-ОД, от 26 октября 1999 года № 324-ОД, от 14 сентября 2001 года № 598-ОД, от 3 июня 2003 года № 831-ОД, от 14 июля 2003 года № 850-ОД, от 20 октября 2003 года № 871-ОД, от 8 ноября 2007 года № 1547-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части наделения органов местного самоуправления правами по осуществлению контроля за деятельностью в области обращения с отходами.
Предлагаю привести исследуемый Закон в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

И.о. начальника отдела
законодательства
и федерального регистра
в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
В.В.МАНАНКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru