Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 05.04.2002
<ПО ДЕЛУ № 178 О НАРУШЕНИИ ООО "НОВЫЕ ДЕЛОВЫЕ ВЕСТИ" ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2002 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 178 по признаку нарушения ООО "Новые деловые вести" п. 1 ст. 5, ст. 10 Федерального закона "О рекламе", установила:
В выпуске газеты "Новые деловые вести" № 7 (143) от 22.02.2002 на стр. 16 в рубрике "Хочу поделиться" были размещены статьи "Вот такая клюква..." и "Как я открыла "шоколад с бакарди".
Статья "Вот такая клюква..." посвящена описанию положительных потребительских свойств клюквенного морса - это и витамины, необходимые как детям, так и взрослым, - "достаточно купить клюквенный морс - и все ценные для организма компоненты, содержащиеся в чудо-ягоде, вам обеспечены", - и возможность употребления морса как "лечебного жаропонижающего средства при простуде", а также свойство этого напитка оказывать "прекрасное тонизирующее действие". В статье акцентируется внимание читателей на употребление самой Аллой Борисовной, не жалеющей на это своих драгоценных минут, клюквы перед едой как средства поддержания изящества фигуры. Рядом с текстом визуальное изображение упаковки описываемого морса.
В статье "Как я открыла "шоколад с бакарди" также в достаточно простой и в то же время емкой форме рассказывается о шоколаде с бакарди. Отличный от всего, что приходилось пробовать автору до сей поры, этот шоколад не имеет той "пресловутой приторности и слащавости, которую хочется закусить чем-нибудь кисленьким или солененьким", он "в меру сладкий, с изысканной горчинкой". На таком шоколаде, как утверждает автор, можно "продержаться" и на работе, и дома целый день". Кроме того, размеры (200 г) и новизна оформления этого приятного и отличного от других лакомства - черная элегантная обертка с золотым тиснением - позволяют использовать "шоколад с бакарди" в качестве подарка даме на 8 Марта. Также рядом с описанием обозначен внешний вид этого сладкого лакомства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе" распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний, является рекламой.
Учитывая признаки рекламы, изложенные в данном определении, применительно к указанным статьям, можно утверждать, что они являются рекламой, поскольку:
1) это информация о конкретных товарах;
2) предназначена она для неопределенного круга лиц - читателей газеты "Новые деловые вести";
3) описание положительных потребительских свойств напитка и отличительные особенности нового шоколадного лакомства способны заинтересовать (поддерживать интерес) потребителя и способствовать реализации указанных товаров, причем изображение рекламируемых товаров на странице газеты позволит заинтересованному читателю приобрести именно эти товары, не путая их с аналогичными.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения. Использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.
Статьи "Вот такая клюква..." и "Как я открыла "шоколад с бакарди" опубликованы на страницах газеты нерекламного характера и не предваряются сообщением о рекламном характере информации.
Согласно объяснениям главного редактора ООО "Новые деловые вести" (исх. № 21 от 20.03.2002) размещенные указанные публикации не являются рекламными, поскольку никем не оплачиваются и не являются результатом договорных отношений с каким-либо лицом.
Но для признания какого-либо информационного материала рекламным необязательно установление факта его оплаты кем-либо. Достаточно содержащихся в нем признаков рекламы, вытекающих из определения данного понятия, изложенного в статье 2 ФЗ "О рекламе".
Представитель ООО "Новые деловые вести", присутствовавшая на заседании Комиссии, пояснила, что размещенные на полосе "Супермаркет" материалы, в том числе статьи "Вот такая клюква..." и "Как я открыла "шоколад с бакарди", имеют своей целью информирование читателя о потребительских товарах, реализуемых в магазинах г. Волгограда, и защищены авторским правом, что подтверждает свидетельство № 3272 о депонировании и регистрации произведения - объекта интеллектуальной собственности.
Однако согласно статье 4 ФЗ "О рекламе" реклама может полностью или частично являться объектом авторского права. Соответственно обозначение указанного материала в качестве интеллектуальной собственности никаким образом не исключает возможность признания его рекламным.
Кроме этого, в самом описании полосы "Супермаркет" проекта "Новые деловые вести", зарегистрированного в качестве объекта интеллектуальной собственности, делается ссылка на рекламный характер материалов, в частности указывается на то, что "авторская идея достаточно большого рекламного спецпроекта "Супермаркет", уже принесшая дивиденды, также переносится в "Новые деловые вести". Далее, как следует из этого описания, в "указанном спецпроекте отсутствует так называемая лобовая реклама. Идет тонкая, подаваемая через журналистские статьи пропаганда потребительских свойств товаров".
Пропаганда потребительских свойств товаров - клюквенного морса и шоколада с бакарди, размещенная на полосе "Супермаркет" газеты "Новые деловые вести", является именно рекламой, и ничем иным, это следует и из описания проекта "Новые деловые вести", и из непосредственного содержания статей "Вот такая клюква..." и "Как я открыла шоколад с бакарди".
Изложенная в форме субъективного мнения автора в рубрике "Хочу поделиться" и не распознаваемая непосредственно в момент ее представления, указанная информация способна оказать неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, что является нарушением ст. 10 ФЗ "О рекламе", согласно которой использование в радио-, теле-, видео- и кинопродукции, а также в иной продукции скрытой рекламы не допускается.
Согласно статье 30 Закона ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части ее содержания несет рекламодатель, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Поскольку в данном случае именно в результате действий рекламораспространителя - редакции ООО "Новые деловые вести", разместившей указанный материал в газете, была опубликована ненадлежащая по содержанию реклама, ответственность за опубликование рекламной информации без пометки "на правах рекламы" несет он.
Руководствуясь п. 1 ст. 26 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать редакцию ООО "Новые деловые вести" нарушившей п. 1 ст. 5, ст. 10 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание ООО "Новые деловые вести" о прекращении нарушения п. 1 ст. 5, ст. 10 ФЗ "О рекламе".

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Э.П.КОПЫЛОВА
Н.П.СЕМЕНЧУК





ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 апреля 2002 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 5 апреля 2002 года по делу № 178 о нарушении редакцией ООО "Новые деловые вести" п. 1 ст. 5, ст. 10 Федерального закона "О рекламе" предписывает:
Редакции ООО "Новые деловые вести" прекратить нарушение:
- п. 1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" - не размещать на страницах газеты "Новые деловые вести" информацию, основное назначение которой - обратить внимание потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы");
- ст. 10 ФЗ "О рекламе" - не распространять скрытую рекламу, то есть рекламу, способную вследствие отсутствия сообщения о рекламном характере информации оказать неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие.
Срок исполнения и представления доказательств об исполнении настоящего предписания - день выхода следующего после получения предписания выпуска газеты "Новые деловые вести".
В случае неисполнения предписания в указанный срок Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе вправе в соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона "О рекламе" наложить штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в месячный срок с момента его вынесения.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Э.П.КОПЫЛОВА
Н.П.СЕМЕНЧУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru