Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 26.03.2002 № 01-10/16-02
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 ФЕВРАЛЯ 2002 ГОДА № 667-ОД "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 АВГУСТА 1997 ГОДА № 132-ОД "О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ УПРАЗДНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 марта 2002 г. № 01-10/16-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 ФЕВРАЛЯ 2002 ГОДА
№ 667-ОД "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 АВГУСТА 1997 ГОДА № 132-ОД
"О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ИЛИ УПРАЗДНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.08.99 № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.10.2000 № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 14 февраля 2002 года № 667-ОД "О внесении изменений и дополнений в Закон Волгоградской области от 14 августа 1997 года № 132-ОД "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Волгоградской области" (далее - Закон области) на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Предметом рассматриваемого закона являются отношения, определяющие порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Волгоградской области.
Нормативное регулирование осуществляется:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Уставом (Основным Законом) Волгоградской области;
Законом Волгоградской области от 20 февраля 1995 года № 21-ОД "Об организации местного самоуправления в Волгоградской области".
Согласно пункту "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований определяется законом субъекта.
Таким образом, рассматриваемый Закон области принят в рамках компетенции представительного органа субъекта Российской Федерации, предоставленной ему федеральным законодательством.
Вместе с этим вносимые изменения и дополнения в Закон Волгоградской области от 14 августа 1997 года № 132-ОД "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Волгоградской области" противоречат нормам законодательства Российской Федерации.
Закон области, устанавливающий порядок образования нового муниципального образования на территории одного муниципального образования (ст. 15 Закона Волгоградской области от 14 августа 1997 года № 132-ОД "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Волгоградской области" в новой редакции) и порядок образования нового муниципального образования на территории нескольких муниципальных образований (ст. 16 Закона Волгоградской области от 14 августа 1997 года № 132-ОД "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Волгоградской области" в новой редакции), противоречит статье 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части порядка принятия устава нового муниципального образования.
Указанные статьи Закона Волгоградской области от 14.08.97 № 132-ОД "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Волгоградской области" в новой редакции устанавливают следующий порядок принятия устава нового муниципального образования:
на заседании представительного органа утверждается рабочая группа по разработке устава нового муниципального образования, и на очередном заседании представительного органа рассматривается и принимается проект устава нового муниципального образования (статья 15 Закона Волгоградской области);
на совместном заседании представительных органов утверждается рабочая группа по разработке устава нового муниципального образования, и на очередном совместном заседании представительных органов рассматривается и принимается проект устава нового муниципального образования (статья 16 Закона Волгоградской области).
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно (ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Противоречие заключается в том, что указанными нормами областного закона нарушается принцип самостоятельности муниципальных образований (новых) в разработке и принятии Уставов, установленный федеральным законодательством.
Таким образом, для принятия Устава муниципального образования необходимо наличие самого муниципального образования, население которого может непосредственно принять Устав или делегировать это право представительному органу.
Вывод: Закон Волгоградской области от 14 февраля 2002 года № 667-ОД "О внесении изменений и дополнений в Закон Волгоградской области от 14 августа 1997 года № 132-ОД "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Волгоградской области" противоречит действующему федеральному законодательству.
Предложение Управления юстиции.
По мнению Управления юстиции, порядок образования новых муниципальных образований должен основываться на первичности создания нового муниципального образования, избрания его представительного органа и вторичности разработки и принятия Устава муниципального образования.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru