Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 26.03.2002 по делу № А12-89/2002-С28-V/С23
<АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА ТУ МАП РФ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИСКУ ОАО "ВОЛГОГРАДГОРГАЗ" О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЯ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНА О КОНКУРЕНЦИИ И ПРЕДПИСАНИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИСТЦУ НАВЯЗЫВАТЬ МУ ЖКХ РАЙОНОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ГАЗА ОСТАВЛЕНА БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 06.06.2002 данное постановление и решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 24.01.2002 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу

от 26 марта 2002 года Дело № А12-89/2002-С28-V/С23

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (ответчика) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 сентября 2001 года по делу № А12-89/02-С28 по иску ОАО "Волгоградгоргаз" к Территориальному управлению МАП РФ по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании недействительными решения и предписания,

установил:

Открытое акционерного общество "Волгоградгоргаз" обратилось с иском к Территориальному управлению Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее по тексту - ТУ МАП или антимонопольный орган) о признании недействительным решения ответчика от 2 ноября 2001 г., которым истец признан нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Одновременно истец просил признать недействительным предписание ТУ МАП от 2 ноября 2001 г. № 03-7/3021 о запрещении истцу навязывать МУ ЖКХ районов заключение договоров поставки газа в общежития и понуждающее ОАО "Волгоградгоргаз" возобновить прием оплаты газа по абонентским книжкам, ранее выданным жильцам общежитий.
Решением от 24 января 2002 г. иск удовлетворен, оспариваемые акты ТУ МАП признаны недействительными на том основании, что газоснабжение не регулируется общими правилами о поставке ввиду специфики товара. Во взаимоотношениях с газоснабжающей организацией жильцы общежитий не могут выступать в роли абонента, поскольку внутридомовое газовое оборудование находится в ведении и управлении балансодержателей - МУ ЖКХ районов.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение, считая его принятым с нарушением закона из-за неправильного применения правовых норм, регулирующих поставку газа, и вследствие неправильной оценки природы договора, на заключение которого с МУ ЖКХ настаивает истец.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, находит жалобу ответчика необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Волгоградгоргаз" в городе Волгограде является единственной газоснабжающей организацией, производящей отпуск природного сетевого газа в общежития муниципальной формы собственности. Отпуск газа осуществляется по наружному газопроводу, присоединенному к газовым сетям общежитий. Внутридомовое газовое оборудование общежитий находится непосредственно внутри зданий, а газовые плиты установлены в местах общего пользования. Ранее общежития относились к ведомственному жилищному фонду, и тогда оплата за отпускаемый газ взималась с соответствующего предприятия, учреждения и организации, в ведении которого находилось общежитие.
Конечными потребителями газа действительно являются граждане, проживающие в общежитиях.
В оспариваемом решении от 2 ноября 2001 г. антимонопольный орган сделал вывод о незаконности действий ОАО "Волгоградгоргаз" по одностороннему расторжению договоров на поставку газа с жильцами общежитий, а также действий по навязыванию заключения таких договоров с владельцами общежитий - муниципальными учреждениями жилищно-коммунального хозяйства.
Однако выводы ТУ МАП являются ошибочными. Ошибочность выводов заключается в том, что антимонопольный орган не учитывает ни специфики такого своеобразного товара, как энергия (в данном случае - газа), ни тот факт, что в роли абонента может выступать лишь лицо (юридическое или физическое), которое располагает исправной энергоустановкой, присоединенной к энергосистеме снабжающей организации, а также несет ответственность за безопасность и исправность энергопринимающего устройства.
Закон (статья 539 ГК РФ) прямо признает энергоснабжение отдельным видом договора купли-продажи, имеющим особое правовое регулирование. Договор энергоснабжения по набору квалифицирующих признаков не может быть отнесен к договору поставки. Его правовая особенность объясняется специфичным и своеобразным объектом гражданских правоотношений - энергией. Специфика правоотношений по поводу потребления энергии заключается и в том, что передача товара (энергии) осуществляется путем его подачи через присоединенную сеть на энергоустановки абонента.
Пункт 2 статьи 548 ГК РФ допускает применение правил об энергоснабжении к иным договорам и распространяет их действие на отношения, связанные со снабжением через присоединенную сеть газом.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила поставки газа утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, а не Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167.
   ------------------------------------------------------------------

Последовательный анализ Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167 (хотя и названных поставкой), свидетельствует о том, что, по сути, они представляют собой специальные правила, детализирующие нормы Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения, а не о договоре поставки.
В общежитиях муниципальной формы собственности газовое оборудование в целом находится в ведении соответствующего учреждения жилищно-коммунального хозяйства. В силу пункта 6 Примерного положения об общежитиях (утверждено Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.88 № 328, действует в редакции Постановления Правительства РФ от 23.07.93 № 726) заселение общежитий для временного проживания производится после создания в них необходимых жилищно-бытовых условий. При этом в обязанности управляющей организации (в данном случае МУ ЖКХ, а не самих жильцов) входит создание необходимых жилищно-бытовых условий для лиц, проживающих в общежитии, в том числе обеспечение безопасности энергетических сетей внутри здания и поддержание их надлежащего технического состояния.
Для договора энергоснабжения не существенно, является или нет коммерческой организацией лицо, чьи газовые установки присоединены к сетям снабжающей организации. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно сделал ссылку на Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения". В соответствии с пунктом 4 названного постановления сбор платы за коммунальные услуги (к которым отнесено газоснабжение) производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры. Вопрос об урегулировании порядка сбора платы с жильцов общежитий за потребленный ими газ находится в компетенции органов местного самоуправления.
То обстоятельство, что в переходный период, когда ведомства передавали объекты жилищного фонда муниципалитету, истец получал плату за газ непосредственно от жильцов общежитий по расчетным книжкам, не означает, что между ОАО "Волгоградгоргаз" и жильцами общежитий были заключены договоры на поставку газа, от исполнения которых истец якобы впоследствии односторонне отказался. Расчетные книжки по форме и содержанию не отвечают требованиям, предъявляемым к договорам газоснабжения, и их введение являлось по существу вынужденной мерой, направленной на предотвращение возникновения у газоснабжающей организации убытков.
Является бездоказательным и довод в апелляционной жалобе о том, что анализируемые действия ОАО "Волгоградгоргаз" имеют целью извлечь прибыль за счет бюджетного учреждения. Ввиду отсутствия в общежитиях приборов по учету газа (газовых счетчиков) объем потребленного газа определяется истцом расчетным путем на основании данных по количеству лиц, проживающих в общежитиях (исходя из сведений, предоставляемых самими МУ ЖКХ). Стоимость газа рассчитывается исходя из цен и тарифов, утвержденных постановлениями РЭК Волгоградской области.
Статья 5 Закона о конкуренции запрещает предприятиям, занимающим доминирующее положение на рынке, совершать действия, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов либо граждан.
Для признания хозяйствующего субъекта, доминирующего на товарном рынке, нарушителем названной статьи, должен быть доказан факт совершения таким субъектом противозаконных действий.
В рассматриваемом случае действия ОАО "Волгоградгоргаз", направленные на оформление договорных отношений с муниципальными учреждениями жилищно-коммунального хозяйства, а не с жильцами общежитий, имеют своей целью сформировать отношения по газоснабжению общежитий в Волгограде в строгом соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства. Напротив, выводы ответчика в решении и его предписание противоречат законодательству и нарушают права и законные интересы ОАО "Волгоградгоргаз".
Совокупность двух условий, а именно несоответствие закону оспариваемых ненормативных актов и одновременное нарушение ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица, в силу статьи 13 ГК РФ влечет признание недействительными и не порождающими правовых последствий решения и предписания ответчика от 2 ноября 2001 г.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является обоснованным и законным, поэтому не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2002 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТУ МАП - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Н.В.ЛАВРИК

Судьи
В.В.ПАНТЕЛЕЕВА
Т.В.ПОПОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru