Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 15.03.2002
<ПО ДЕЛУ № 327 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. ВОЛГОГРАДА И АДМИНИСТРАЦИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО, ВОРОШИЛОВСКОГО И КИРОВСКОГО РАЙОНОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2002 года

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 327 о нарушении администрацией г. Волгограда, администрацией Центрального района г. Волгограда, администрацией Ворошиловского района г. Волгограда и администрацией Кировского района г. Волгограда ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
В Управление поступили следующие заявления:
- обращение Волгоградской областной Думы, в котором содержалась просьба рассмотреть заявление ООО "Большая семья", обжалующего действия администраций Ворошиловского и Центрального районов г. Волгограда. Согласно приложенным документам ООО "Большая семья" было отказано в предоставлении земельных участков для размещения на территории районов временных сооружений для торговли (киосков). В обоснование своих действий администрации ссылались на п. 1.2 Постановления администрации г. Волгограда от 06.07.2000 № 870 "О совершенствовании сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания", согласно которому районным администрациям было предписано разработать программу сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли, и п. 1 Постановления администрации г. Волгограда от 08.04.1996 № 219 "О наведении порядка в уличной торговле и упорядочении размещения быстровозводимых торговых объектов", в соответствии с которым администрациям районов запрещено выдавать разрешения на размещение киосков;
- заявление ЧП Макарова Л.В., в котором обжаловались действия администрации г. Волгограда, принявшей Программу сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли, а также действия администрации Кировского района г. Волгограда, отказавшей на данном основании предпринимателю в продлении договора аренды под временное сооружение (киоск);
- заявление от группы предпринимателей, арендующих земельные участки на территории Центрального района, в котором обжаловались действия администрации Центрального района, отказавшей им в продлении сроков действия данных договоров. При этом предложения предпринимателей, направленные в администрацию г. Волгограда, о видоизменении своих киосков и приведении их в соответствии с новыми СанПиН, либо об установке на их месте павильона были отклонены.
Все заявители считают, что программа сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли, принятая администраций города и, в свою очередь, администрациями районов, ограничивает их самостоятельность в праве выбора формы осуществляемого вида деятельности (мелкорозничной торговли), ставит в дискриминирующие условия деятельности по сравнению с хозяйствующими субъектами, работающими на том же рынке, но использующими другие формы мелкорозничной торговли, что ущемляет их интересы и приводит к ограничению конкуренции.
На данном основании все перечисленные заявления были объединены для рассмотрения в одно производство.
Письмом от 25.01.2002 № 79/01-02 ЧП Макаров Л.В. отозвал свое заявление в связи с урегулированием вопроса по существу.
Администрация г. Волгограда и представители районных администраций доводы заявителей не признали, сославшись на следующее:
1. Согласно Постановлениям администрации г. Волгограда от 29.05.2000 № 701 "Об аренде земельных участков, предоставляемых администрациями районов Волгограда юридическим и физическим лицам для различных целей", от 02.03.98 № 269 "Об утверждении положений об администрациях районов города" вопросы предоставления земельных участков для размещения временных объектов, в том числе заключение (продление, перезаключение) договоров аренды земельных участков, а также выноса (сноса) таких объектов находится в компетенции районных администраций.
Требование по размещению объектов строительства, в том числе объектов торговли, входящих в инфраструктуру предприятий обслуживания города, устанавливаются строительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"). При этом объекты торговли размещаются на основе произведенных расчетов нормативной обеспеченности территорий микрорайонов, кварталов.
В настоящее время в ряде районов (микрорайонов) города, особенно в Центральном районе, количество киосков превысило установленные градостроительные нормы. В большинстве случаев киоски мешают благоустройству города, озеленению земель общего пользования, ремонту и реконструкции инженерных сооружений, перекрывают пешеходные потоки и т.д. Помимо этого, многие временные объекты выполнены по устаревшим технологиям, требуют ремонта и реконструкции в соответствии с требованиями новых санитарных норм. В связи с этим для регулирования системы размещения данных объектов и рационального развития товарного рынка в городе, на основании расчетов обеспеченности территории объектами обслуживания администрацией города было принято решение по совершенствованию сети мелкорозничной торговли и общественного питания. Схема развития предприятий торговли и услуг Волгограда разработана по поручению администрации города, в том числе в каждом районе города. В настоящее время комитетом по градостроительству и архитектуре администрации города разработаны новые проектные решения на изготовление киосков, ларьков и других форм мелкорозничной торговли, которые учитывают архитектурные, градостроительные, санитарные и иные требования.
2. Во исполнение Постановления администрации города от 06.07.2000 № 870 администрацией Центрального района г. Волгограда издано Постановление от 26.10.2000 № 1028-п "Об упорядочении размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории Центрального района г. Волгограда". Пунктом 1 данного Постановления на территории района было запрещено размещение новых киосков, тонаров, лотков и др. подобных временных объектов торговли, а п. 2 утверждена Программа выноса киосков, тонаров, лотков и т.п. временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с территории Центрального района в 2001 г. При этом разрешена замена устаревших временных объектов на современные формы по согласованию с главным архитектором района. Реализация Программы осуществляется путем непродления договоров аренды земельных участков под временные сооружения (киоски). В качестве основания правомерности своих действий по непродлению договоров аренды администрация ссылается на п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с письмом администрации Центрального района от 28.01.2002 № 137 по состоянию на 31.12.2001 на территории района находилось 374 киоска, не продлевается на 2002 г. действие договоров аренды под 259 объектов. Согласно Проекту развития сети предприятий розничной торговли и услуг в Центральном районе г. Волгограда "на перспективу размещения предприятий торговли предусматривает только капитальное строительство крупных магазинов... Дальнейшее совершенствование сети общественного питания... должно быть также в большей степени связано со строительством капитальных предприятий различной вместимости и специализации".
3. Администрация Ворошиловского района г. Волгограда издала Постановление от 17.07.2001 № 880 "О совершенствовании сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения района". В соответствии с п. 2 данного Постановления до утверждения в районе плана развития сети потребительского рынка рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков для размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания приостановлено. Постановлением администрации района от 01.08.2001 № 904 утверждена Программа сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли.
4. Администрация Кировского района г. Волгограда во исполнение Постановления администрации г. Волгограда от 06.07.2000 № 870 приняла Постановление от 25.01.2001 № 83-п "Об утверждении программы сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли". В соответствии с указанной программой под сокращение до 01.01.2002 подпадает 27 киосков, остальные подлежат замене на современные формы мелкорозничной торговли. Указанные действия администрации являются правомерными, поскольку согласно п. 2 ст. 13 Градостроительного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность создания системы социального и культурно - бытового обслуживания населения, а п. 4 Указа Президента РФ от 29.01.1992 № 65 "О свободе торговли" органам исполнительной власти предоставлено право определять места для торговли.
5. По данным администраций Центрального и Ворошиловского районов г. Волгограда в 2001 г. договоры аренды земельных участков под временные сооружения (киоски) с ООО "Большая семья" не заключались. При этом были заключены договоры аренды земли с хозяйствующими субъектами, которые арендовали имущество (киоски) у ООО "Большая семья".
Администрацией г. Волгограда отказано группе предпринимателей в установке павильона на предлагаемом ими участке в связи с тем, что градостроительной документацией размещение павильона в зеленой зоне не предусмотрено.
6. Согласно результатам проверок администраций Ворошиловского и Центрального районов города, проведенных специалистами Управления в рамках рассмотрения дела, на территории Центрального района установка новых киосков не проводилась, на территории Ворошиловского района за период второе полугодие 2001 - начало 2002 было установлено семь киосков, предоставляющих справочные услуги, услуги по ремонту обуви, а также осуществляющих реализацию печатной продукции и "Куры - гриль". Кроме того, было установлено, что администрацией Центрального района при реализации Программы сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли делались исключения для отдельных хозяйствующих субъектов, которым договор аренды земельных участков под временные сооружения (киоски) продлевался до конца I квартала 2002 г. При этом в обоснование своих действий администрация ссылалась на право свободы договора, предусмотренное ст. 421 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В силу п. 1 ст. 34 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ хозяйствующие субъекты обладают правом свободного (по собственному усмотрению), беспрепятственного распоряжения своими гражданскими правами, в том числе правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Проявлением свободы поведения хозяйствующего субъекта является широкое усмотрение лица при выборе варианта своего поведения в пределах, предусмотренных гражданским правом.
В соответствии с Госстандартом РФ ГОСТ 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.99 № 242-ст) мелкорозничная торговая сеть определена как торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. Действующее законодательство не предполагает какого - либо преимущества одной формы мелкорозничной торговли перед другой (павильона перед киоском) либо деления форм мелкорозничной торговли на современные и несовременные.
Таким образом, хозяйствующий субъект, исходя из своего экономического положения и планируемых перспектив деятельности, имеет право самостоятельно выбрать предпочтительную для него форму хозяйствования, в том числе форму осуществления мелкорозничной торговли, и свободно реализовывать свое право на осуществление предпринимательской деятельности при условии соблюдения установленных действующим законодательством правил и норм.
2. В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления не в праве устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Таким образом, в условиях существующего правового режима регулирования рыночных отношений органы местного самоуправления в рамках создания условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания не вправе определять необходимое, по их мнению, количество предприятий торговли частных форм собственности и формы осуществления данного вида деятельности, в том числе путем запрета на создание новых торговых точек в той или иной форме.
В соответствии с Указом Президента "О свободе торговли" органы местного самоуправления вправе определять места для торговли. Однако действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления определять, в какой форме хозяйствующие субъекты будут осуществлять торговлю (за исключением муниципальной собственности).
Не продлевая с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность через киоски, договоры аренды земельных участков, но устанавливая на этом же месте торговые павильоны, органы местного самоуправления создают для хозяйствующих субъектов, использующих для торговли павильоны, благоприятствующие условия деятельности.
Установление органами местного самоуправления каких - либо предпочтений, привилегий или ограничений для тех или иных форм хозяйственной деятельности, а также использование властного ресурса при планировании развития сети торговых предприятий частной формы собственности ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, создает благоприятствующие условия деятельности предприятиям торговли одной формы по сравнению с другой и имеет своим результатом ограничение конкуренции на рынке мелкорозничной торговли, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, что нарушает требования ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Ссылка администрации города и администраций районов города в обоснование необходимости принятия Программы сокращения числа киосков... на расчеты нормативной обеспеченности территорий объектами торговли и общественного питания не может быть признана Комиссией состоятельной.
СНиП 2.07.01-89 представляет собой строительные нормы и правила, которые должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих городов, поселков и сельских населенных пунктов. Поскольку функционирование объектов социального и культурно - бытового обслуживания населения играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности населения, градостроительное законодательство не допускает проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их минимумом соответствующих объектов. При этом каких - либо ограничений по созданию новых торговых предприятий, в том числе мелкорозничной торговли, не предусмотрено.
Таким образом, право органов местного самоуправления по регулированию планировки и застройки муниципальных образований, предусмотренное пп. 9 п. 2 ст. 6 ФЗ № 154 от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", выражается в контроле за соблюдением правил и норм застройки, но не в регулировании количества предприятий торговли частных форм собственности.
4. Заключая с хозяйствующими субъектами договоры аренды земельных участков, органы местного самоуправления выступают в качестве субъекта гражданских правоотношений. Однако при этом усмотрения органов местного самоуправления при осуществлении ими своих прав могут быть ограничены как общественными интересами (п. 2 ст. 1 ГК), так и интересами третьих лиц и недопустимостью случаев злоупотребления правом во всех его формах (п. 1 ст. 10 ГК). Свобода договора в условиях рынка подчинена общему правилу, согласно которому запрещается использовать право в целях ограничения конкуренции либо злоупотребления доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 ГК).
Таким образом, администрация Центрального района, предоставляя отдельным хозяйствующим субъектам право продления договора земельных участков, создает для них благоприятствующие условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что ущемляет их интересы и приводит к ограничению конкуренции, чем нарушает п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать действия Администрации г. Волгограда, выразившиеся в принятии п. 1 Постановления № 870 от 06.07.2000 "О совершенствовании сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Волгограде", а также принятые во исполнение данного Постановления п. 2 Постановления администрации Ворошиловского района г. Волгограда от 01.08.2000 № 904 "О перспективах развития предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и рынков", Постановление администрации Кировского района г. Волгограда от 25.01.2001 № 83-п "Об утверждении программы сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли" и Постановление администрации Центрального района г. Волгограда от 26.10.2000 № 1028-п "Об упорядочении размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории Центрального района г. Волгограда", а также действия по реализации указанных нормативных актов нарушающими п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать Администрации г. Волгограда, администрациям Центрального, Ворошиловского, Кировского районов г. Волгограда предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Администрации г. Волгограда довести настоящее решение и предписание до сведения администраций остальных районов г. Волгограда, а также принять меры к устранению ими нарушения антимонопольного законодательства в случае издания аналогичных программ сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли.
Решение Комиссии вступает в силу с момента его оглашения.
Решение и предписание Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства может быть обжаловано в течение шести месяцев с момента его вынесения.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Э.П.КОПЫЛОВА
А.А.СУХАНОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 15 марта 2002 г. № 327

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 15 марта 2002 г. по делу № 327 о нарушении администрацией г. Волгограда, администрацией Центрального района г. Волгограда, администрацией Ворошиловского района г. Волгограда, администрацией Кировского района г. Волгограда п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1) Администрации г. Волгограда отменить п. 1 Постановления № 870 от 06.07.2000 "О совершенствовании сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Волгограде";
2) Администрации Ворошиловского района г. Волгограда отменить п. 2 Постановления от 01.08.2000 № 904 "О перспективах развития предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и рынков";
3) Администрации Кировского района г. Волгограда отменить Постановление от 25.01.2001 № 83-п "Об утверждении программы сокращения числа киосков и замены их на современные формы мелкорозничной торговли";
4) Администрации Центрального района г. Волгограда отменить Постановление от 26.10.2000 № 1028-п "Об упорядочении размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории Центрального района г. Волгограда";
5) Администрации г. Волгограда, администрациям Ворошиловского, Центрального, Кировского районов г. Волгограда прекратить осуществлять действия, связанные с реализацией указанных выше нормативных актов.
Представить доказательства исполнения предписания в течение недели с момента его получения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения предписания или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Э.П.КОПЫЛОВА
А.А.СУХАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru