ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградской областной Думы от 31.01.2002 № 2/47
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ" НА 2002 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2002 г. № 2/47
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА
И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ" НА 2002 ГОД
В соответствии с Законом Волгоградской области от 9 марта 1999 г. № 244-ОД "Об областных целевых программах" Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Профилактика и лечение артериальной гипертонии" на 2002 год.
2. Администрации Волгоградской области обеспечить финансирование указанной программы в пределах сумм, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Председатель Волгоградской
областной Думы
Р.Г.ГРЕБЕННИКОВ
Приложение
к Постановлению
Волгоградской областной Думы
от 31 января 2002 г. № 2/47
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ"
НА 2002 ГОД
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы - Областная целевая программа
"Профилактика и лечение артериальной
гипертонии на 2002 год" (далее -
Программа)
Государственный - Комитет по здравоохранению администрации
заказчик Программы Волгоградской области
Основной разработчик - Комитет по здравоохранению администрации
Программы Волгоградской области
Цели и задачи Программы - Снижение заболеваемости, инвалидности,
смертности больных от артериальной
гипертонии и ее осложнений.
Развитие материально-технической базы
кардиологической службы, внедрение
передовых современных технологий
диагностики, лечения и профилактики
артериальной гипертонии и ее осложнений
Сроки реализации - 2002 год
Программы
Исполнитель Программы - Комитет по здравоохранению администрации
Волгоградской области
Основные программные - Организация оказания современной
мероприятия специализированной помощи больным
артериальной гипертонией.
Совершенствование материально-
технической базы кардиологической
службы.
Профилактика артериальной гипертонии и
ее осложнений.
Подготовка и повышение квалификации
медицинских кадров
Объемы и источники - Финансирование Программы осуществляется
финансирования за счет средств областного бюджета в
Программы сумме 3453,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - Стабилизация заболеваемости населения
результаты реализации Волгоградской области ишемической
Программы болезнью сердца, острыми нарушениями
мозгового кровообращения.
Стабилизация показателей первичного
выхода на инвалидность лиц
трудоспособного возраста от заболеваний
сердечно-сосудистой системы.
Стабилизация показателей смертности
населения Волгоградской области от
ишемической болезни сердца и острых
нарушений мозгового кровообращения
Схема контроля за - Информация о ходе реализации Программы
исполнением Программы представляется в комитет экономики
администрации Волгоградской области
1. АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ
РЕШЕНИЮ НА ПРОГРАММНОЙ ОСНОВЕ
Заболевания сердца и сосудов, осложнения и последствия этих заболеваний как в России, так и в Волгоградской области являются главными причинами, которые ухудшают здоровье населения, снижают трудоспособность, приводят к высокой смертности и инвалидности, уменьшают среднюю продолжительность жизни людей.
В Волгоградской области заболеваемость сердечно-сосудистой патологией на 100 тысяч населения за последние годы имеет тенденцию к постоянному росту от 15407,5 в 1990 году до 18829,7 в 2000 году. Показатель заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями в Волгоградской области на протяжении последних 10 лет стабильно превышает российский, который в 2000 году составил 16699,6 на 100 тысяч населения.
В Волгоградской области среди нозологий отмечается наибольший рост заболеваемости гипертонической болезнью и ее грозным осложнением - острым инфарктом миокарда. Показатель заболеваемости артериальной гипертонией вырос с 2666,3 на 100 тысяч населения в 1990 году до 4121,0 в 2000 году, а острым инфарктом миокарда со 124,2 до 193,7 соответственно. В среднем по России в 1999 году заболеваемость гипертонической болезнью на 100 тысяч населения составила 4308,3, а острым инфарктом миокарда - 147,8.
В 2000 году высокая заболеваемость артериальной гипертонией в расчете на 100 тысяч населения отмечена в г. Волгограде - 5459,5, в районах: Жирновском - 6812,3, Новоаннинском - 6611,3, Иловлинском - 5830,1, Ольховском - 5836,6, Котовском - 5081,5.
В Волгоградской области в структуре общей инвалидности высокого уровня достиг показатель первичного выхода на инвалидность от сердечно-сосудистых заболеваний. Показатель выхода на инвалидность на 10 тысяч населения в 1999 году составил 53,6, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний - 13,0, при этом 2,5 приходится на артериальную гипертонию.
Высокий уровень первичного выхода на инвалидность от сердечно-сосудистых заболеваний регистрируется в Котовском, Кумылженском, Ленинском, Палласовском, Суровикинском, Фроловском районах.
В Волгоградской области смертность от болезней органов кровообращения на 100 тысяч населения в 1999 году составила 913,3, в том числе в трудоспособном возрасте - 215,1, от острого инфаркта миокарда - 43,0, у лиц трудоспособного возраста - 18,7, от сосудистых поражений мозга - соответственно 467,3 и 57,5.
Среди районов области высокая смертность от сердечно-сосудистых болезней отмечена в Алексеевском, Михайловском, Нехаевском, Новоаннинском, Серафимовичском, Урюпинском районах. Особенно неблагоприятен показатель смертности от сердечно-сосудистых болезней и нарушений мозгового кровообращения в трудоспособном возрасте в Жирновском, Клетском, Новониколаевском, Руднянском, Среднеахтубинском, Суровикинском районах.
Несмотря на высокие показатели заболеваемости, инвалидности и смертности по области, в 2000 году остается низким процент охвата диспансерным наблюдением лиц, которые должны состоять на диспансерном учете в медицинских учреждениях по поводу различных стадий артериальной гипертонии, - 57,6 процента.
Слабая материально-техническая база медицинских учреждений области, кадровая проблема, недостаточное применение современных технологий диагностики и лечения больных артериальной гипертонией и ее осложнений приносят реальный экономический ущерб государству в виде роста заболеваемости, инвалидности и смертности лиц трудоспособного возраста. При этом в районах области в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 2,5 ставки уменьшилось количество штатных должностей кардиологов и на 3,25 сократилось число занятых должностей кардиологов. Из 17 районов области, имеющих в штате кардиологов, только в 8 ведутся приемы на одну ставку и более. В связи с дефицитом кадров закрыты приемы в поликлиниках Октябрьского, Палласовского, Суровикинского, Клетского районов, а в таком крупном районе как Городищенский на протяжении многих лет не решается вопрос об открытии кардиологического приема. В 7 сельских районах в поликлиниках нет врачей функциональной диагностики, в 4 районах врачи функциональной диагностики не предусмотрены штатным расписанием учреждений. Более чем на половине сельских врачебных участков нет электрокардиографов.
Общая потребность в электрокардиографах в районах области, включая центральные районные больницы, составляет 263 штуки.
В 28 районах области эхокардиографические установки отсутствуют, а в 5 имеются устаревшие образцы без доплеровских приставок. Потребность в эхокардиографических аппаратах по области составляет 16 штук.
Во всех районах области отмечается недостаточное количество аппаратов для измерения артериального давления. Средняя потребность в этих аппаратах сегодня составляет 30 - 40 штук для каждого района области. В целом по области потребность в тонометрах составляет 685 штук.
Для лечения и профилактики наиболее грозных осложнений артериальной гипертонии больным необходимы исследования крови на холестерин и липидные фракции. Такая возможность имеется лишь в 5 районах области - Городищенском, Жирновском, Камышинском, Серафимовичском, Суровикинском. В 12 районах области, при наличии реактивов, кровь исследуется только на холестерин, в 16 районах области лаборатории для этих исследований не оснащены.
Ни в одном районе области нет мониторов артериального давления. В связи с этим Волгоградский областной кардиологический центр не может своевременно провести обследование всех нуждающихся больных. Очередь на проведение мониторирования электрокардиограммы и артериального давления составляет до 2 месяцев.
Палаты интенсивной терапии для кардиологических больных имеются всего в 12 районах области. Их мощность колеблется от одной койки (Серафимовичский район) до 12 коек (Камышинский район). Общее количество коек интенсивного лечения в районах области составляет 52 единицы. При этом оснащение реанимационных коек медицинским оборудованием в большинстве лечебно-профилактических учреждений неудовлетворительное. В ряде центральных районных больниц в отделениях реанимации, палатах интенсивной терапии отсутствуют аппараты искусственной вентиляции легких, мониторы, инфузоматы, кардиомониторы, дефибрилляторы, электроотсосы.
Для оснащения палат реанимации и интенсивной терапии в районах области необходимо приобрести 75 кардиомониторов, 23 аппарата искусственной вентиляции легких, 10 дефибрилляторов, 14 электроотсосов, 114 автоматических шприце.
Необходимый набор медикаментов в палатах интенсивной терапии медицинских учреждений районов области обеспечен на 30 - 50 процентов. Исключение составляют районы: Даниловский - 100 процентов, Жирновский - 95 процентов, Ольховский - 100 процентов, Руднянский - 90 процентов, Урюпинский - 80 процентов.
Приведенные данные, а также тот факт, что в структуре общей смертности населения смертность только от сердечно-сосудистых заболеваний составляет более 50 процентов по отношению ко всем остальным причинам смерти, требуют обратить серьезное внимание на указанную проблему и начать реализацию комплекса мер как медицинских, так и социальных, направленных на профилактику, раннее выявление и повышение качества медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Абсолютно очевидна необходимость настойчивого претворения в жизнь массовой стратегии, направленной на снижение уровня артериального давления в общей популяции. Речь идет о первичной профилактике гипертонической болезни, которая создает перспективу разрыва порочного круга между становлением болезни и развитием ее осложнений и позволит снизить общую сердечно-сосудистую заболеваемость, инвалидность и смертность.
Первичная профилактика должна быть направлена на борьбу с основными факторами риска развития артериальной гипертонии: курением, ожирением, чрезмерным употреблением алкогольных напитков и соли, сидячим образом жизни, повышенным уровнем холестерина и сахара крови.
Профилактические мероприятия должны осуществляться в лечебно-профилактических учреждениях всех уровней, но в первую очередь через кабинеты медицинской профилактики территориальных амбулаторно-поликлинических учреждений.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы
Снижение заболеваемости, инвалидности, смертности больных артериальной гипертонии и ее осложнений.
Задачи Программы
Развитие материально-технической базы кардиологической службы.
Внедрение передовых современных технологий диагностики, лечения и профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений.
3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ И МЕХАНИЗМ
ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Программа предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
организацию оказания современной специализированной помощи больным артериальной гипертонией;
совершенствование материально-технической базы кардиологической службы;
профилактику артериальной гипертонии и ее осложнений;
подготовку и повышение квалификации медицинских кадров;
раннюю диагностику артериальной гипертонии;
приобретение оборудования и аппаратуры для лабораторной диагностики и осуществления суточного мониторирования уровня артериального давления.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы позволит:
стабилизировать заболеваемость населения Волгоградской области ишемической болезнью сердца, острыми нарушениями мозгового кровообращения;
стабилизировать показатель первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста от заболеваний сердечно-сосудистой системы;
стабилизировать показатель смертности населения Волгоградской области от ишемической болезни сердца и острых нарушений мозгового кровообращения.
5. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ