Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 10.12.2001
<ПО ДЕЛУ № 318 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГЛАВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ВЫРАЗИВШЕМСЯ В ИЗДАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОТ 26.12.2000 № 977>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ признан недействительным Решением Арбитражного суда Волгоградской обл. от 18.02.2002 № А12-1238/02-С20.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 07.05.2002 № А12-1238/02-С20 указанное решение оставлено без изменения.



ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2001 года

(извлечение)

Комиссия территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 318 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного 23 ноября 2001 года в отношении Главы Администрации Волгоградской области, издавшего Постановление от 26 декабря 2000 г. № 977 "О лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, аккредитации юридических и физических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Волгоградской области", которым определил условия лицензирования, не предусмотренные действующим законодательством РФ, установила:
Глава Администрации Волгоградской области согласно ст. 34 Устава (основного Закона) Волгоградской области, принятого областной Думой 17.07.96 № 73-ОД (в ред. Законов Волгоградской области от 26.11.1997 № 146-ОД, от 06.01.1999 № 238-ОД, от 19.03.1999 № 251-ОД, от 19.07.1999 № 287-ОД, от 06.12.1999 № 332-ОД, от 06.12.1999 № 333-ОД, от 03.07.2000 № 423-ОД) входит в систему исполнительной власти Волгоградской области.
26 декабря 2000 г. Глава Администрации Волгоградской области издал Постановление № 977 "О лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, аккредитации юридических и физических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Волгоградской области", которым определил условия лицензирования (п. 6.1.5), не предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 402 от 21.05.2001 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".
Территориальное управление МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия усмотрело в действиях Главы Администрации Волгоградской области признаки нарушения ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и по собственной инициативе возбудило настоящее дело.
На заседании Комиссии представители Администрации Волгоградской области и Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области представили следующие объяснения:
1. Администрация Волгоградской области.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области № 977 было издано в соответствии с перечнем нормативно - правовых актов, принятых федеральными законодательными и исполнительными органами власти, в том числе и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 350 от 25.03.1996 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", которое на момент принятия Постановления № 977 являлось действующим, и только 21 мая 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 402 признано утратившим силу. Постановлением Правительства от 21.05.2001 № 402 утверждено новое Положение о лицензировании медицинской деятельности.
Администрация Волгоградской области признала свою вину в части включения в Постановление Главы Администрации Волгоградской области № 977 пунктов, содержащих требования по предоставлению дополнительной информации соискателями лицензии на осуществление медицинской деятельности, не предусмотренной действующим Постановлением Правительства Российской Федерации, например, такие как:
б) ранее выданные лицензия и сертификат;
в) отчеты о деятельности за последние три года;
е) заключение проектных организаций о состоянии зданий и инженерного оборудования;
ж) заключение имеющих соответствующую лицензию предприятий о состоянии медицинского оборудования;
з) заключение органа государственного санитарно - эпидемиологического надзора;
и) заключение органа пожарного надзора и др.
В соответствии с принятием Постановления Правительства Российской Федерации № 402 Администрацией Волгоградской области в настоящее время готовятся изменения для их внесения в Постановление Главы Администрации Волгоградской области № 977.
Наличие права у Администрации Волгоградской области принимать нормативные акты, определяющие порядок лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, обосновывается тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации лицензирование находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Запрет на принятие нормативных актов, регламентирующих условия лицензирования, в федеральном законодательстве отсутствует. Следовательно, по мнению Администрации Волгоградской области, она вправе принимать нормативные акты, регулирующие процедуру и условия лицензирования в сфере медицинских услуг.
Этого же мнения придерживается и Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области (экспертное заключение на Постановление Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2000 г. № 977 исх. № 01-11/39-01 от 9 февраля 2001 г.).
2. Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области (далее по тексту - Комитет).
Представители Комитета пояснили, что при принятии Постановления были учтены не только требования, заложенные в нормативных актах Российской Федерации (законах, постановлениях Правительства РФ), но и ведомственные требования, установленные Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации:
Приказом от 29.04.1998 № 142 "О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию", зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 25.05.1998, регистрационный № 1525;
Приказом от 20.03.1992 № 93 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РСФСР";
Приказом от 30.07.1996 № 306 "О внедрении единой автоматизированной программы по сертификации и лицензированию медицинской деятельности".
Следовательно, Постановление Главы Администрации Волгоградской области № 977 было принято в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, разъяснениями и письмами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
По мнению представителей Комитета, по сути происходящих процессов Постановление Главы Администрации Волгоградской области не противоречит федеральному законодательству РФ. Министерство здравоохранения Российской Федерации однозначно ориентирует органы власти субъектов Российской Федерации на то, что на территориях субъектов Российской Федерации должны быть изданы нормативные акты, регулирующие процедуру получения лицензии соискателями, осуществляющими медицинские виды деятельности.
Не соответствующие федеральному законодательству РФ положения Постановления № 977 не применяются.
Комиссия рассмотрела представленные объяснения и пришла к следующим выводам:
1. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 25.03.96 № 350 установлен закрытый перечень документов, необходимый для предоставления в лицензионный орган с целью получения лицензии. Расширение перечня представляемых соискателем в лицензирующий орган документов Постановлением Правительства РФ № 350 запрещено. Аналогичные требования указаны и в Постановлении Правительства РФ от 21.05.2001 № 402.
Однако пунктом 6.1.5 Постановления Главы Администрации Волгоградской области № 977 определен более широкий перечень документов, необходимый лицензиату при заявлении о получении лицензии на осуществление медицинской деятельности:
б) ранее выданные лицензия и сертификат;
в) отчеты о деятельности за последние три года;
е) заключение проектных организаций о состоянии зданий и инженерного оборудования;
ж) заключение имеющих соответствующую лицензию предприятий о состоянии медицинского оборудования.
Глава Администрации Волгоградской области, определив пунктом 6.1.5 Постановления № 977 условия лицензирования, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 350, ввел дополнительные требования для хозяйствующих субъектов получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, что ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Следовательно, Глава Администрации Волгоградской области, принявший Постановление № 977 от 26.12.2000, утвердившее Положение о порядке лицензирования медицинской деятельности и аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Волгоградской области, нарушил требования Постановления Правительства РФ № 350 и ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Администрация Волгоградской области вину признала.
Утверждение Администрации Волгоградской области о том, что она вправе принимать нормативные акты, регламентирующие условия выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности, основано, в том числе и на экспертном заключении Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области.
В соответствии с экспертным заключением Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, основанным на статьях 7 и 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, "... к ведению субъектов Российской Федерации относится лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности... Следовательно, издание нормативного акта, устанавливающего порядок лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, аккредитации юридических и физических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Волгоградской области, находится в ведении исполнительных органов государственной власти, т.е. субъект Федерации (Волгоградская область) вправе регулировать рассматриваемые отношения".
Однако данный вывод является неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, осуществлением отдельных видов деятельности, перечень которых установлен Законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Следовательно, ограничение деятельности лица посредством лицензирования затрагивает его правоспособность. Ст. 1 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" закрепил установленный Конституцией РФ принцип единства правового поля лицензирования на территории РФ, что создает равные условия деятельности для лиц вне зависимости от места осуществления деятельности.
В соответствии со ст. 3 данного Закона основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации.
На основании ст. 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации, в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно ст. 6 вышеназванного Закона и п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 326 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия по лицензированию, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
Следовательно, субъект Российской Федерации своим актом вправе устанавливать орган, уполномоченный осуществлять лицензирование определенных видов деятельности (т.е. осуществлять мероприятия, связанные с предоставлением лицензий) на его территории, но не принимать акты, устанавливающие лицензионные требования и условия. Правом утверждения единого порядка получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, которым определяются лицензионные требования и условия, в соответствии с действующим законодательством РФ наделено только Правительство Российской Федерации.
В соответствии с общими принципами права органам государственной власти "можно только то, что прямо разрешено законом".
Кроме того, принятие субъектом Российской Федерации акта, дублирующего нормы, заложенные в федеральном законодательстве РФ, дискредитирует федеральное законодательство.
Таким образом, Администрация Волгоградской области, издав Постановление № 977 от 26.12.2000, утверждающее положение о порядке лицензирования медицинской деятельности, превысила свои полномочия.
2. Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области в обоснование правомерности принятия Главой Администрации Постановления от 26.12.2000 № 977 ссылается на требования, заложенные в письмах, приказах Министерства здравоохранения РФ.
Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.97 № 1538, от 06.11.98 № 1304, от 11.02.99 № 154) "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".
Следовательно, письма Министерства здравоохранения РФ, ориентирующие на принятие субъектом Российской Федерации акта, регулирующего порядок лицензирования, нормативно - правовыми актами не являются.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 1998 года № 142 определен перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, порядок лицензирования медицинской деятельности данным Приказом не установлен.
Приказ Министерства здравоохранения от 20 марта 1992 года № 93 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан" был издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 23 января 1992 года № 41, которое Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 года "Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование" признано утратившим силу.
Кроме того, данным Приказом был утвержден порядок лицензирования медицинских учреждений и предприятий в системе медицинского страхования граждан Российской Федерации, осуществляющих обязательное медицинское страхование. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.94 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.98 № 619) лицензирование деятельности страховых медицинских организаций производится Министерством финансов РФ, а не Министерством здравоохранения РФ.
Таким образом, ссылка Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области на требования, предъявляемые Министерством здравоохранения РФ при издании Постановления Главы Администрации Волгоградской области № 977, и включении в него условий лицензирования медицинской деятельности, осуществляемых юридическими и физическими лицами на территории Волгоградской области, не предусмотренных действующим законодательством РФ, неправомерна.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать нарушением статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действия Главы Администрации Волгоградской области, выразившиеся в издании Постановления от 26.12.2000 № 977 "О лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, аккредитации юридических и физических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, на территории Волгоградской области".
2. Выдать Главе Администрации Волгоградской области предписание о прекращении нарушения статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
А.А.СУХАНОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 10 декабря 2001 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ № 318

Комиссия территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 10 декабря 2001 года по делу № 318, и в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.16 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства предписывает:
1. Главе Администрации Волгоградской области прекратить нарушение статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно: отменить Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26.12.2000 № 977 "О лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, аккредитации юридических и физических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, на территории Волгоградской области".
Срок представления доказательства - 1 февраля 2002 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
А.А.СУХАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru