Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 01.11.2001
<ПО ДЕЛУ № 201 О НАРУШЕНИИ ООО "МОБАЙЛ ЦЕНТР" ЗАКОНА РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2001 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, рассмотрев дело № 201 о нарушении ООО "Мобайл Центр" статей 16, 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 17.12.1999, установила:
1. 12.10.2001 в Территориальное управление МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее - управление) поступило заявление от Зариян Т.В. (вх. № 2779) с просьбой обязать ООО "Мобайл Центр" рассмотреть ее претензию по качеству приобретенного мобильного телефона "Ericsson R280 LX" и принять меры в соответствии с предоставленными полномочиями.
Зариян Т.В. указала, что 25 мая 2001 г. приобрела в ООО "Мобайл Центр" мобильный телефон "Ericsson R280 LX" по цене 5000 рублей, через месяц она обнаружила в покупке недостаток: телефон длительное время заряжался и быстро разряжался. После обращений Зариян Т.В. в ООО "Мобайл Центр" ей неоднократно заменялись батареи питания, после чего потребительница обратилась с претензией в ЗАО "Волгоград Мобайл" с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной за телефон суммы.
Как следует из договора о предоставлении услуг сотовой радиотелефонной связи с предоплатой, накладной № 105 и гарантийного талона на телефон, ЗАО "Волгоград Мобайл" является оператором связи, предоставляющим абонентам услуги сотовой связи, а продавцом телефона является ООО "Мобайл Центр".
ЗАО "Волгоград Мобайл" проинформировало управление о том, что ответственность за перечисленные в претензии нарушения несет ООО "Мобайл Центр" как продавец трубки. Поэтому претензия Зариян Т.В. была направлена в ООО "Мобайл Центр". Срок исполнения до 21.09.2001. Компания "Мобайл Центр" в свою очередь направит ответ управлению.
Однако ООО "Мобайл Центр" никаких ответов ни в управление, ни Зариян Т.В. не направило.
Пункт 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" гласит, что продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. ООО "Мобайл Центр", отказывая в рассмотрении претензии Зариян Т.В. о некачественном мобильном телефоне, нарушило п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".
2. ООО "Мобайл Центр" получило 22.10.2001 определение о возбуждении дела с указанием места и времени рассмотрения дела № 201, что подтверждается почтовым уведомлением № 31128. Однако на рассмотрение дела № 201 представители ООО "Мобайл Центр" не явились. Ходатайств от ООО "Мобайл Центр" об отложении дела № 201 в управление не поступало.
3. В ходе анализа гарантийного талона и правил гарантийного обслуживания, выданных ООО "Мобайл Центр" Зариян Т.В. при покупке мобильного телефона, выяснилось, что указанные документы содержат следующие нарушения законодательства о защите прав потребителей:
3.1. Слова и выражения, используемые ООО "Мобайл Центр" в гарантийном талоне ("...прием оборудования для гарантийного обслуживания производится по адресу...", свидетельствуют о том, что продавец в течение гарантийного срока гарантирует только ремонт неисправного товара. Данное положение противоречит п. п. 1, 3 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 503 ГК РФ, поскольку ограничивает предусмотренный данными нормами объем требований, которые вправе по своему требованию предъявить потребители в случае выявления в товаре недостатков. В гарантийном талоне (иной документации, выдаваемой покупателю) должны быть приведены все требования, которые потребитель вправе предъявить изготовителю (продавцу), либо должна быть ссылка на соответствующие положения Закона РФ "О защите прав потребителей".
3.2. Продавец указал, что "...гарантия не распространяется..." в случае отсутствия гарантийного талона. Абз. 1 п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" указывает, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
3.3. Продавец установил, что гарантия не распространяется на <*>:
- сложные аксессуары, установленные не сотрудниками фирмы или уполномоченного дилера (антенны, усилители и т.д.);
- предохранители;
- встроенные антенны радиотелефонов;
- повреждения, вызванные попаданием жидкости или активных средств на телефон;
- если оборудование было вскрыто без ведома торгующей организации и обслуживающего ее сервисного центра.
   --------------------------------

<*> Стилистика автора сохранена.

Перечисленные обстоятельства должны быть указаны в руководстве по эксплуатации (иной технической документации на товар, выдаваемой покупателю), однако сами по себе не могут служить основанием для освобождения изготовителя (продавца) от ответственности за недостатки, выявленные в течение гарантийного срока. Изготовитель (продавец) должен в каждом конкретном случае доказать, что недостаток возник вследствие нарушения правил пользования, либо возник по вине третьих лиц, либо вызван обстоятельствами непреодолимой силы, то есть наличием причинной связи между нарушением (действиями третьих лиц, обстоятельствами непреодолимой силы) и возникновением этого недостатка. При этом обстоятельствами, которые могут служить основанием для освобождения от ответственности, являются только те, которые возникли после передачи товара потребителю.
В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Законодательство о защите прав потребителей не предусматривает возможность отказа от исполнения гарантийных обязательств до истечения гарантийного срока, а лишь устанавливает основания для освобождения продавца (изготовителя) от ответственности за недостатки, возникшие в товаре.
3.4. ООО "Мобайл Центр" указал, что гарантия не будет распространяться, если по халатности клиента содержащаяся в гарантийном талоне информация будет неполной или неразборчивой. Установив данное положение, продавец возлагает на потребителя ответственность за свои действия, поскольку именно продавец (а не покупатель) заполняет гарантийный талон. В гарантийном талоне, выданном Зариян Т.В., продавцом не были заполнены графы: "Заводской номер аккумулятора", "Заводской номер ЗУ", "Монтаж произвел". Продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за их ненадлежащее исполнение, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
3.5. В п. 6 гарантийного талона указано, что выполнение гарантийных обязательств не продлевает срока гарантии. Это положение нарушает требования п. 3 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей", который гласит, что в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
3.6. В п. 3 талона установлены сроки гарантии на все сотовые телефоны - 6 мес. Зариян Т.В. представила комиссии гарантийные обязательства фирмы "Ericsson" на приобретенный ею мобильный телефон "Ericsson R280 LX". Согласно данному документу срок гарантии на указанный телефон установлен фирмой-изготовителем в один год. Согласно п. 7 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Руководствуясь п. 1 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 17.12.1999 и в соответствии с п. 1.19 Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, комиссия решила:
Выдать ООО "Мобайл Центр" предписание о прекращении нарушений прав потребителей.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
С.И.ДОБРОВА
Н.Г.ЛАРИОНОВА
Е.Г.СЕЛИВАНОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 1 ноября 2001 г. № 201

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей на основании своего решения от 1 ноября 2001 г. по делу № 201 о нарушении ООО "Мобайл Центр", расположенного по адресу: 400074, г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 10, статей 16, 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" в ред. ФЗ от 17.12.1999 и в соответствии с п. 1 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" в ред. ФЗ от 17.12.1999 предписывает:
ООО "Мобайл Центр", нарушившему Закон РФ "О защите прав потребителей" в ред. ФЗ от 17.12.1999:
1. Прекратить нарушение п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", выразившееся в отказе принять мобильный телефон "Ericsson R280 LX" ненадлежащего качества. В трехдневный срок с момента получения настоящего предписания принять у Зариян Т.В. мобильный телефон "Ericsson R280 LX" и рассмотреть ее требование о расторжении договора купли-продажи.
2. Прекратить нарушения ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" в ред. ФЗ от 17.12.1999, выразившиеся во включении в гарантийный талон и правила гарантийного обслуживания условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с:
- п. п. 1, 3 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 503 ГК РФ - ограничение объема требований, которые вправе по своему выбору предъявить потребители в случае выявления в товаре недостатков;
- п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" - отказ в гарантии при отсутствии гарантийного талона, а также при неполной или неразборчивой информации в гарантийном талоне;
- п. 6 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" - отказ в гарантии без установления причинно-следственной связи между нарушением (действиями третьих лиц, обстоятельствами непреодолимой силы и т.д.) и возникновением недостатка;
- п. 3 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" - непродление срока гарантии на период неиспользования неисправного товара;
- п. 7 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" - установление срока гарантии меньше, чем установлен изготовителем.
В десятидневный срок с момента получения настоящего предписания привести гарантийный талон и правила гарантийного обслуживания, выдаваемые потребителям при приобретении мобильных телефонов, в соответствие с требованиями законодательства о защите прав потребителей - исключить условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с действующим законодательством о защите прав потребителей.
3. Впредь при заключении с гражданами договоров купли-продажи не допускать включение в гарантийный талон и правила гарантийного обслуживания условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с действующим законодательством о защите прав потребителей и гражданским законодательством.
О выполнении настоящего предписания сообщить ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания на продавца (изготовителя, исполнителя) может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru