Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 27.07.2001 № 01-10/277-01
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 МАЯ 1996 Г. № 63-ОД "ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1998 Г. № 172-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 27 июля 2001 г. № 01-10/277-01

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 МАЯ 1996 Г.
№ 63-ОД "ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1998 Г. № 172-ОД)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело в порядке ревизии юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 12 мая 1996 г. № 63-ОД "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Волгоградской области" (в редакции Закона Волгоградской области от 5 мая 1998 г. № 172-ОД).
Юридической экспертизой установлено следующее.
Настоящий областной Закон определяет вопросы применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Волгоградской области (преамбула Закона).
Отношения в данной сфере регулируются:
1. Конституцией Российской Федерации.
2. Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. Федеральным законом от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
4. Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
5. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 63-ФЗ).
Согласно пп. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе:
1. Осуществлять выбор объекта налогообложения (п. 1 ст. 3).
2. Устанавливать конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом (п. 2 ст. 4).
3. Вместо объектов и ставок налогообложения устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности:
- расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям;
- льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет (п. 3 ст. 4).
4. Устанавливать с учетом ставок единого налога годовую стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие Федерального закона, в зависимости от вида деятельности (абзац 1 п. 2 ст. 5).
5. Распределять платежи по выплате годовой стоимости патента, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями (абзац 2 п. 2 ст. 5).
6. Устанавливать размер штрафа при утрате патента (абзац 4 п. 6 ст. 5).
Следовательно, Закон Волгоградской области принят в пределах компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области.
В связи с введением в действие Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", согласно которому плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие деятельность в предусмотренных ст. 3 настоящего Федерального закона сферах, Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" распространяет свое действие на отношения, возникающие в сферах деятельности, не предусмотренных ст. 3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
"Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются: ...сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 настоящего Федерального закона" (пп. 1 абзаца 2 ст. 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности").
"В отношении налогоплательщиков со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону" (абзац 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности").
Указанное положение распространяется на отношения, регулируемые Законом Волгоградской области "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Волгоградской области".
"Закон Волгоградской области от 12.05.96 № 63-ОД "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Волгоградской области" применяется в части, не противоречащей настоящему Закону" (абзац 3 ст. 12 Закона Волгоградской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности").
Таким образом, Закон Волгоградской области "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Волгоградской области" применяется в отношении сфер предпринимательской деятельности, не предусмотренных ст. 3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Вместе с тем областной Закон противоречит в действующей части федеральному законодательству.
1. Исходя из ст. 2 исследуемого Закона, объекты налогообложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения установлены на 1996 год.
"Объектами налогообложения единым налогом в упрощенной системе налогообложения в 1996 году на территории Волгоградской области являются:
1. Валовая выручка, получаемая за отчетный период (квартал) для предприятий розничной и оптовой торговли.
2. Совокупный доход, полученный за отчетный период для производственных предприятий и организаций и организаций, оказывающих услуги населению.
3. Индивидуальный предприниматель уплачивает в бюджет фиксированную стоимость, которая заменяет уплату единого налога" (статья 2 Закона Волгоградской области).
Так как в последующих редакциях Закона срок действия указанной нормы пролонгации не подвергался, налог, в силу абзацев 11, 13 п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшего на момент его принятия, и п. 1 ст. 17 части I Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 января 1999 г., считается не установленным с 1 января 1997 года.
"В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: ..., объект и источники налога, ..." (абзацы 11, 13 п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
"Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога" (п. 1 ст. 17 части I Налогового кодекса РФ).
Исключение в целях налогообложения составляют осуществляемые юридическими лицами и предпринимателями виды деятельности, установленные ст. 3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", на основании которого 2 февраля 1999 г. вступил в силу Закон Волгоградской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
2. Пункт 2 ст. 3 областного Закона противоречит п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Волгоградской области "годовая стоимость патента определяется исполнительным органом местного самоуправления по месту регистрации индивидуального предпринимателя и утверждается представительным органом местного самоуправления".
Исходя из п. 2 ст. 5 Федерального закона "годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие настоящего Федерального закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности".
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации "органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств".
Закон о передаче органам местного самоуправления полномочий по определению и утверждению годовой стоимости патента не принимался.
Таким образом, органам местного самоуправления не предоставлено право по определению и утверждению годовой стоимости патента.
Кроме того, в соответствии со ст. 5 областного Закона "субъекты малого предпринимательства, применяющие систему налогообложения, имеют право на льготы по уплате единого налога в соответствии с Законом Волгоградской области "О налоговой системе на территории Волгоградской области".
Закон Волгоградской области "О налоговой системе на территории Волгоградской области" действовал до 31 декабря 1999 г., в связи с чем данная норма применению не подлежит.
Вывод: Закон Волгоградской области от 12 мая 1996 г. № 63-ОД "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Волгоградской области" (в редакции Закона Волгоградской области от 5 мая 1998 г. № 172-ОД) противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления -
государственный советник
юстиции II класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru