Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 20.07.2001 № 01-10/232-01
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1997 ГОДА № 116-ОД "О ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ" (В РЕД. ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.04.2001 № 532-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 июля 2001 г. № 01-10/232-01

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1997 ГОДА
№ 116-ОД "О ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ"
(в ред. Законов Волгоградской области
от 02.10.1998 № 212-ОД, от 28.12.1998 № 237-ОД,
от 15.01.1999 № 239-ОД, от 18.03.1999 № 247-ОД,
от 11.05.1999 № 261-ОД, от 11.05.1999 № 262-ОД,
от 12.01.2000 № 364-ОД, от 13.06.2000 № 411-ОД,
от 03.07.2000 № 420-ОД, от 16.11.2000 № 462-ОД,
от 11.01.2001 № 492-ОД, от 19.04.2001 № 532-ОД)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.08.1999 № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.10.2000 № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело в порядке ревизии юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 5 мая 1997 года № 116-ОД "О Волгоградской областной Думе" (в ред. Законов Волгоградской области от 02.10.1998 № 212-ОД, от 28.12.1998 № 237-ОД, от 15.01.1999 № 239-ОД, от 18.03.1999 № 247-ОД, от 11.05.1999 № 261-ОД, от 11.05.1999 № 262-ОД, от 12.01.2000 № 364-ОД, от 13.06.2000 № 411-ОД, от 03.07.2000 № 420-ОД, от 16.11.2000 № 462-ОД, от 11.01.2001 № 492-ОД, от 19.04.2001 № 532-ОД) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Закон Волгоградской области регулирует отношения, связанные с порядком организации и деятельности Волгоградской областной Думы.
Указанные правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Следовательно, Волгоградская областная Дума вправе регулировать рассматриваемые отношения.
Однако ряд положений Закона Волгоградской области противоречит федеральному законодательству.
1. Подпункт "е" пункта 2 статьи 5 (в ред. от 05.05.1997 № 116-ОД) Закона Волгоградской области: "в ведении Думы находится установление порядка предоставления земельных участков на территории Волгоградской области" противоречит части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации: "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" и пункту 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации: "право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование".
Противоречие заключается в том, что Волгоградская областная Дума вправе устанавливать порядок предоставления земельных участков, находящихся только в собственности Волгоградской области, а не всех земельных участков, как это следует из содержания нормы, которые могут находиться в других формах собственности.
2. Пункт 2 статьи 9 (в ред. от 05.05.1997 № 116-ОД) Закона Волгоградской области: "Председатель Думы избирается на заседании Думы из числа депутатов тайным голосованием. Решение об избрании председателя Думы принимается простым большинством голосов. Решение об освобождении от должности председателя Думы принимается квалифицированным большинством, то есть если за данное решение проголосовало две трети от установленного числа депутатов Думы" и пункт 1 статьи 10 (в ред. от 05.05.1997 № 116-ОД) Закона Волгоградской области: "Заместители председателя Думы избираются тайным голосованием простым большинством голосов. Решение об освобождении от должности заместителей председателя Думы принимается квалифицированным большинством, то есть если за данное решение проголосовало две трети от установленного числа депутатов Думы" противоречат пункту 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации": "постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом", в части определения необходимого количества голосов для принятия решения об освобождении от должностей.
Противоречие заключается в том, что решение об освобождении от должности председателя и его заместителей должно приниматься большинством голосов от избранных депутатов, т.е. простым большинством голосов, а не квалифицированным большинством голосов.
3. Редакционное замечание. В подпункте "е" пункта 1 статьи 15 (в ред. от 12.01.2000 № 364-ОД) Закона Волгоградской области указано, что "к компетенции Думы относится ратификация и денонсация соглашений Волгоградской области", а в подпункте "з" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено: "законами субъекта Российской Федерации утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации".
Кроме того, ратификация и денонсация отнесены к компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в отношении договоров Российской Федерации (пункт "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, по мнению Управления юстиции, исследуемая норма Закона Волгоградской области должна содержать положения, определенные в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вывод: Закон Волгоградской области от 5 мая 1997 года № 116-ОД "О Волгоградской областной Думе" (в ред. Законов Волгоградской области от 02.10.1998 № 212-ОД, от 28.12.1998 № 237-ОД, от 15.01.1999 № 239-ОД, от 18.03.1999 № 247-ОД, от 11.05.1999 № 261-ОД, от 11.05.1999 № 262-ОД, от 12.01.2000 № 364-ОД, от 13.06.2000 № 411-ОД, от 03.07.2000 № 420-ОД, от 16.11.2000 № 462-ОД, от 11.01.2001 № 492-ОД, от 19.04.2001 № 532-ОД) в части противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Примечание. Законом Волгоградской области от 22 июня 2001 года № 558-ОД внесено изменение в статью 1 рассматриваемого Закона Волгоградской области в части срока полномочий депутатов Волгоградской областной Думы. Срок изменен с 4 лет до 5 лет. Указанная новая редакция Закона Волгоградской области вступает в силу с момента истечения срока полномочий действующих депутатов.
Данное изменение срока полномочий депутатов и порядок введения в действие Закона Волгоградской области федеральному законодательству не противоречит.

Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Государственный советник
юстиции II класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru