Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 08.11.2000 № 01-01/46-00
"НА УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 ноября 2000 г. № 01-01/46-00

НА УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Мною, начальником отдела координации правотворческой деятельности Костиным Г.В., проведена юридическая экспертиза Устава (Основного закона) Волгоградской области (далее - Устав) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием для проведения указанной экспертизы является запрос Главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Напалкова В.Я.
Юридической экспертизой установлено.
1. Пункт 2 статьи 18 Устава "каждый гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Волгоградской области и достигший 18-летнего возраста, имеет право принять участие в голосовании" противоречит пункту 5 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, также временного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством".
Противоречие заключается в том, что норма Устава ограничивает активное избирательное право гражданина Российской Федерации на территории Волгоградской области фактом постоянного проживания, а оно должно распространяться также и на лиц, преимущественно проживающих на данной территории.
2. Пункт 1 статьи 24 Устава "депутатом Волгоградской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший 21 года и постоянно, не менее одного года, проживающий на территории Волгоградской области", а также пункт 2 статьи 35 Устава "главой администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет на момент выдвижения и постоянно, не менее года на день проведения выборов, проживающий на территории Волгоградской области" противоречат пункту 5 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания приобретения пассивного избирательного права не допускается".
Противоречие заключается в том, что нормы Устава устанавливают два ограничения пассивного избирательного права:
а) факт только постоянного проживания;
б) срок проживания.
Указанные ограничения федеральным законодательством не допускаются.
3. Подпункт "р" пункта 1 статьи 27 Устава "к компетенции Волгоградской областной Думы относится выражение недоверия должностным лицам администрации области" противоречит абзацу 6 пункта 3 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" "постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации".
Противоречие заключается в том, что норма Устава наделяет Волгоградскую областную Думу правом выражать недоверие должностным лицам администрации области, в назначении которых она участия не принимает.
4. Положения подпункта "е" пункта 1 статьи 37 Устава "полномочия главы администрации области прекращаются досрочно постановлением Волгоградской областной Думы в случае отзыва избирателями", абзаца 2 пункта 2 статьи 37 Устава "в случае отзыва избирателями полномочия главы администрации прекращаются с момента принятия областной Думой соответствующего постановления по результатам референдума", а также статьи 38 (Досрочный отзыв главы администрации Волгоградской области избирателями) Устава противоречат Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 № 10-П, признавшему не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации.
Противоречие заключается в том, что рассматриваемые отношения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
5. Подпункт "б" пункта 1 статьи 46 Устава "Волгоградская область самостоятельно осуществляет на территории области финансовую, ценовую, бюджетную, налоговую, инвестиционную, кредитную политику, за исключением полномочий и предметов ведения, находящихся в ведении Российской Федерации" противоречит пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации "в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки".
Противоречие заключается в том, что норма Устава относит к компетенции Волгоградской области самостоятельно регулировать отношения, отнесенные к предмету ведения Российской Федерации (финансовое, ценовое и кредитное урегулирование) и совместному предмету ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (инвестиционная, бюджетная и налоговая политика).
6. Пункт 3 статьи 59 Устава "полномочия органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления могут быть прекращены Волгоградской областной Думой с одновременным назначением новых выборов. Основанием для рассмотрения Волгоградской областной Думой вопроса о прекращении полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является заключение областного суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу области, федеральным законам, законам области, уставу муниципального образования" противоречит статье 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установившей порядок привлечения к ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Противоречие заключается в том, что норма Устава устанавливает иной порядок прекращения полномочий органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Таким образом, юридической экспертизой установлено, что Устав (Основной закон) Волгоградской области противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Начальник отдела Управления
советник юстиции 3-го класса
Г.В.КОСТИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru