Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 03.10.2000
<ПО ДЕЛУ № 241 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2000 года

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 241, возбужденного по признакам нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" администрацией Советского района г. Волгограда, установила:
1. Дело № 241 возбуждено по заявлению ОАО "Волгомясомолторг", в котором обжаловались действия администрации Советского района г. Волгограда, а именно: досрочное расторжение договора аренды земельного участка и перенос киоска, принадлежащего ОАО "Волгомясомолторг", с ул. Туркменской (у магазина № 3) на рынок "Гиперион". При этом администрация не поставила заявителя в известность о дате и времени выноса киоска, что привело к порче продукции в связи с отключением киоска от электричества. Кроме того, арендная плата, взимаемая администрацией рынка, гораздо выше ставок арендной платы, установленных администрацией района. Место, на которое вынесен киоск, не имеет подъездных путей, расположено далеко от остановок городского транспорта и основного потока потенциальных потребителей продукции. Принимая во внимание, что основная часть товаров, реализуемая ОАО "Волгомясомолторг" через мелкорозничную сеть (киоски), относится к товарам импульсной покупки, которые приобретаются потребителями без предварительного планирования, данное место крайне невыгодно для ведения предпринимательской деятельности. По мнению заявителей, данные действия администрации ограничили их хозяйственную самостоятельность и привели к ущемлению их интересов.
2. Администрация Советского района в соответствии с п. 1.2 Положения об администрации Советского района, утвержденного Постановлением администрации г. Волгограда от 02.03.1998 № 269, осуществляет свою деятельность как исполнительный орган местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действие названного Закона распространяется на администрацию Советского района как орган местного самоуправления.
3. Между администрацией Советского района и ОАО "Волгомясомолторг" заключен договор аренды земли № 182 от 18.08.1994. Согласно п. 1.1 договора в аренду сдавался земельный участок площадью 7 кв. м для организации торговой деятельности в районе магазина № 3 по ул. Туркменской. По заявлению представителя администрации Советского района (протокол заседания Комиссии от 03.10.2000) данный договор в настоящий момент действует, а администрация не предпринимала никаких действий к его расторжению, решив только изменить месторасположение киоска. Арендная плата по данному договору внесена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением, представленным заявителем.
К указанному договору заключено пролонгационное соглашение № 1 о продлении срока действия договора до 31.12.2000. В соответствии с п. 3.2 соглашения арендатор обязан освободить земельный участок по первому требованию администрации.
Письмом от 05.07.2000 администрация предложила ОАО "Волгомясомолторг" перенести киоск от магазина № 3 на рынок "Гиперион", с чем заявитель не согласился и уведомил об этом собственника земли письмом от 12.07.2000 № 696. Администрация сочла отказ ОАО "Волгомясомолторг" от переноса киоска неправомерным, поскольку (письмо администрации от 14.08.2000 № 03-4/169т) п. 3.2 пролонгационного соглашения предусматривает обязанность арендатора земли освободить участок по первому требованию администрации. Кроме того, по мнению администрации, в связи с тем, что покупательский поток будет направлен вдоль киосков по тротуару через жилой массив, а также в связи с тем, что вынос киоска будет осуществлен за счет застройщика, ОАО "Волгомясомолторг" не будет ущемлено в своих интересах.
В соответствии с заявлением ОАО "Волгомясомолторг" киоск был перенесен на рынок "Гиперион" 01.08.2000 без предварительного уведомления арендатора. В результате отключения электричества продукция, находящаяся в киоске, испортилась. На следующий день после переноса киоска заявитель собственными силами возвратил его на прежнее место у магазина № 3. После этого администрация переставила киоск на противоположенную сторону также у магазина № 3.
По заявлению представителя администрации (протокол заседания Комиссии от 03.10.2000) перенос киоска на рынок определен улучшением эстетического вида города. На освободившемся месте ничего строиться не будет. Письменных документов, на основании которых производился перенос киоска на рынок, в том числе постановлений, распоряжений главы администрации Советского района, на заседание Комиссии не представлено, так как таковые в письменной форме не принимались.
На основании материалов дела и представленных документов, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 "О свободе торговли" установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе (принимая во внимание особенности своей деятельности) самостоятельно выбирать место торговли из числа установленных органами исполнительной власти и реализовывать свое свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги. Администрация Советского района, осуществив перенос киоска, являющегося собственностью ОАО "Волгомясомолторг", на рынок "Гиперион", ограничила хозяйственную самостоятельность заявителя в распоряжении собственным имуществом и определении условий ведения предпринимательской деятельности.
2. Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Договор, заключенный между администрацией и заявителем, определял объект аренды как земельный участок по ул. Туркменской у магазина № 3. В связи с тем, что земельный участок передавался ОАО "Волгомясомолторг" для ведения предпринимательской деятельности, его месторасположение имело принципиальное значение, поскольку существует прямо пропорциональная зависимость между количеством потенциальных покупателей, проходящих мимо киоска, и объемом продаж.
Администрация района, осуществив перенос киоска на рынок "Гиперион", фактически в одностороннем порядке изменила условия договора, а именно: объект договора, что в соответствии со ст. 310 ГК РФ является недопустимым. Данные действия повлекли за собой ухудшение условий предпринимательской деятельности ОАО "Волгомясомолторг", что ущемило его интересы.
3. Включение администрацией в пролонгационное соглашение п. 3.2, обязывающего арендатора освободить земельный участок по первому требованию арендодателя, противоречит ст. 450 ГК РФ и ст. 619 ГК РФ, устанавливающих, что досрочное расторжение или изменение договора по требованию одной из сторон может произойти только по решению суда. Статья 53 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника он обязан возместить арендатору все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду.
Учитывая характер предпринимательской деятельности заявителя, условие переноса киоска по первому требованию арендатора без указания конкретного места выноса ограничивает самостоятельность ОАО "Волгомясомолторг", чем ущемляет его интересы.
4. Убытки, причиненные хозяйствующему субъекту неправомерными действиями государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами этих органов, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать действия администрации Советского района, включившей в пролонгационное соглашение к договору аренды земельного участка п. 3.2 и осуществившей на его основании перенос киоска на другой земельный участок до истечения срока действия договора и без согласия арендатора земли, нарушающими п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать администрации Советского района г. Волгограда предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Рекомендовать ОАО "Волгомясомолторг" обратиться в суд с иском о взыскании убытков, причиненных неправомерными действиями органа местного самоуправления.
Решение Комиссии вступает в силу с момента его оглашения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в арбитражном суде, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
А.А.СУХАНОВА
О.А.ГЛУХОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 октября 2000 г. № 241

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 3 октября 2000 г. по делу № 241 о нарушении администрацией Советского района г. Волгограда п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Администрации Советского района г. Волгограда прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
1) исключить из пролонгационного соглашения к договору аренды земли № 182 от 18.04.1994 пункт 3.2;
2) не изменять месторасположение киоска ОАО "Волгомясомолторг", зафиксированное в договоре аренды № 182 от 18.04.1994, до истечения срока действия договора.
Срок представления доказательств исполнения предписания - десять дней с момента получения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения предписания или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
А.А.СУХАНОВА
О.А.ГЛУХОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru