Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.09.2000 по делу № 3-209/2000
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ П. 2, 3 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.05.2000 № 405-ОД "О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

РЕШЕНИЕ

от 18 сентября 2000 года Дело № 3-209/2000

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгоградской области о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 5 Закона Волгоградской области от 26 мая 2000 года № 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)",

установила:

Прокурор Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ст. 5 Закона Волгоградской области от 26 мая 2000 года № 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
В обоснование заявления указал, что Волгоградской областной Думой был принят вышеуказанный Закон, статья 5 которого противоречит федеральному законодательству.
В названной статье определен порядок предоставления российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства и условия ее продления на территории Волгоградской области. Включение названных норм в закон субъекта Федерации неправомерно, поскольку правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства единый на территории всей Российской Федерации и регулируется федеральным законодательством.
Статья 1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает: "Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ и настоящим Федеральным законом".
Статья 2 Закона СССР от 24.06.1981 "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (в редакции федеральных законов от 19.05.1995 № 82-ФЗ, от 15.08.1996 № 114-ФЗ) гласит: "Законодательство Союза ССР о правовом положении иностранных граждан в СССР состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Союза ССР, определяющих правовое положение иностранных граждан в СССР. Законодательством союзной республики разрешаются вопросы правового положения иностранных граждан, отнесенные к ее ведению законодательством Союза ССР и Конституцией республики...".
Субъектам Российской Федерации ни в одном названном законе право самостоятельного регулирования вопросов пребывания иностранных граждан на их территориях не предоставлено.
Прокурор области, кроме того, указал, что пункт 3 статьи 5 Закона области противоречит федеральному законодательству по тем основаниям, что согласно Закону области хозяйствующие субъекты, привлекающие иностранную рабочую силу на длительное время, обязаны требовать медицинский документ об отсутствии ВИЧ-инфекции у лиц, возвращающихся из стран постоянного местожительства после отпуска или выезда по другим причинам на срок более одного месяца. Подобной нормы в федеральном законодательстве не содержится. Из смысла пункта 4 статьи 27 ФЗ № 114-ФЗ и статьи 10 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями) усматривается необходимость лишь однократного предъявления сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции иностранными гражданами и лицами без гражданства при оформлении российской визы на срок более трех месяцев. Неоднократное подтверждение отсутствия ВИЧ-инфекции, предусмотренное Законом области, ограничивает предоставленное федеральным законодательством право иностранных граждан и лиц без гражданства на въезд в Россию.
В судебном заседании требования прокурора Волгоградской области в полном объеме поддержала прокурор Волгоградской областной прокуратуры Сагатова Г.П.
Представитель Волгоградской областной Думы Скорочкин Н.И., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал, пояснив, что областная Дума действовала в пределах своих полномочий, каких-либо противоречий федеральному законодательству в оспариваемой прокурором статье Закона № 405-ОД он не усматривает.
Представитель Администрации Волгоградской области Головачева Н.В., действующая на основании доверенности, требования прокурора области признала в части. В судебном заседании пояснила, что п. 1 ст. 5 Закона области № 405-ОД не противоречит федеральному законодательству, поскольку дублирует нормы Федерального закона; п. 3 ст. 5 оспариваемого Закона не касается порядка выдачи российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, поэтому требования прокурора в указанной части, по ее мнению, являются необоснованными.
Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Волгоградской области обоснованным и подлежащим удовлетворению за исключением части требований о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 1 статьи 5 Закона Волгоградской области № 405-ОД.
Из материалов дела следует, что 27 апреля 2000 года Волгоградская областная Дума приняла, а 26 мая 2000 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области № 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Пункт 1 статьи 5 названного Закона гласит: "Выдача российской визы на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Поскольку основания и порядок, а также определенные ограничения выдачи виз для въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства действительно регулируются федеральным законодательством, в том числе и Федеральным законом № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", судебная коллегия не находит в оспариваемом пункте Закона Волгоградской области противоречий федеральному законодательству. Пункт 1 статьи 5 Закона области № 405-ОД носит декларативный характер, является отсылочной нормой, указывает на то, что порядок выдачи виз регулируется федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона области № 405-ОД "...продление российской визы для возможности проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Волгоградской области суммарным сроком более трех месяцев осуществляется после предоставления медицинского документа об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.".
Указанный пункт статьи 5 Закона Волгоградской области противоречит требованиям ст. 27 Федерального закона № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и ст. 10 Федерального закона № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", в соответствии с которыми дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает возможности продления российских виз для проживания на территории Волгоградской области. В федеральном законодательстве отсутствует такое понятие, как проживание на территории "суммарным сроком более трех месяцев". В норме Закона Волгоградской области, кроме того, отсутствует указание на возможность применения иного порядка выдачи виз в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации.
По мнению судебной коллегии, обоснованными являются ссылки прокурора области на то, что субъектам Российской Федерации федеральным законодательством право самостоятельного регулирования вопросов въезда и пребывания на их территориях иностранных граждан и лиц без гражданства не предоставлено.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией РФ, международными договорами и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона области № 405-ОД "...администрации предприятий, учреждений и организаций, привлекающие на длительное время иностранную рабочую силу, обязаны требовать медицинский документ об отсутствии ВИЧ-инфекции у лиц, возвращающихся из стран постоянного местожительства после отпуска или выезда по другим причинам на срок более одного месяца".
По мнению судебной коллегии, доводы прокурора области о противоречии указанной нормы областного закона федеральному законодательству, предполагающему однократное предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции при оформлении российской визы на срок более 3 месяцев, являются несостоятельными, поскольку п. 3 ст. 5 Закона области № 405-ОД не регулируются вопросы выдачи и продления российских виз, администрации предприятий, учреждений и организаций такими правами не наделяются.
Вместе с тем судебная коллегия находит оспариваемую норму противоречащей статье 9 Федерального закона № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации...".
В соответствии с п. 3 ст. 9 названного Федерального закона "работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров".
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона предусмотрено, что "...Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются Правительством Российской Федерации и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет".
Поскольку п. 3 ст. 5 Закона области № 405-ОД не содержит в себе ссылок на Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых обязаны проходить освидетельствование на предмет выявления у них ВИЧ-инфекции, и Правила обязательного медицинского освидетельствования, утверждаемые Правительством РФ, каких-либо дополнительных требований федеральным законодательством к иностранной рабочей силе и администрациям предприятий и т.д. в отношении представления и истребования медицинских документов, свидетельствующих об отсутствии у работника ВИЧ-инфекции, не предъявлено, указанная норма областного Закона должна быть признана противоречащей федеральному законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Заявление прокурора Волгоградской области удовлетворить частично. Пункты 2 и 3 статьи 5 Закона Волгоградской области от 26.05.2000 № 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. В остальной части требований прокурора Волгоградской области о признании пункта 1 статьи 5 Закона Волгоградской области от 26.05.2000 № 405-ОД противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru