Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 31.08.2000
"ПО ДЕЛУ № 237 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2000 года

ПО ДЕЛУ № 237 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 237, возбужденного 22 августа 2000 года в отношении Главы Администрации Волгоградской области в результате издания Постановления № 529 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 304 "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов", которым определил условия лицензирования, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ, имеющим своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, установила:
Глава Администрации Волгоградской области согласно ст. 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области, принятого областной Думой 17.07.1996 № 73-ОД (в ред. Законов Волгоградской области от 26.11.1997 № 146-ОД, от 06.01.1999 № 238-ОД, от 19.03.1999 № 251-ОД, от 19.07.1999 № 287-ОД, от 06.12.1999 № 332-ОД, от 06.12.1999 № 333-ОД, от 03.07.2000 № 423-ОД), входит в систему исполнительной власти Волгоградской области.
19 июля 2000 г. Глава Администрации Волгоградской области издал Постановление № 529 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 304 "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов", которым определил условия лицензирования (п. 1 "б"), не предусмотренные Постановлением Правительства РФ.
Кроме того, в процессе анализа данного Постановления было установлено, что Глава Администрации Волгоградской области п. 4 Постановления № 529 ограничил единое экономическое пространство в России, введя ограничение на вывоз лома черных и цветных металлов за пределы Волгоградской области, ограничил права собственников, а п. 2 придал Постановлению № 529 и Постановлению Правительства РФ от 04.04.2000 № 304 обратную силу.
Территориальное управление МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия усмотрело в действиях Главы Администрации Волгоградской области признаки нарушения ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На заседании Комиссии представители Администрации Волгоградской области представили следующие объяснения по пунктам Постановления № 529 Главы Администрации Волгоградской области:
- по п. 1 "б":
Перечень технологического оборудования, перечисленный в Постановлении, был дан в связи с тем, что хозяйствующие субъекты, намеревающиеся приобрести лицензию по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, зачастую не имеют соответствующей подготовки для осуществления данных видов деятельности, знания о специальном технологическом оборудовании, используемом при осуществлении данных видов деятельности, у соискателей лицензии отсутствуют. По мнению представителей Администрации Волгоградской области, перечень технологического оборудования, установленный Постановлением, не является закрытым.
- по п. 2:
Для получения новой лицензии после издания Постановления Правительства РФ № 304 лицензиаты поставлены в более жесткие условия по сравнению с теми, которые получили аналогичные лицензии раньше. Должны выполняться более высокие требования, чего раньше не было. Поэтому всем, кто приобрел лицензию до вступления в силу Постановления Правительства РФ, необходимо подтвердить наличие требований, выставленных в данном Постановлении.
- по п. 4:
Данный пункт издан с целью предотвращения хищений лома и отходов черных и цветных металлов и пресечению незаконной деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов. Без выдачи соответствующего разрешения Администрации Волгоградской области хозяйствующие субъекты не вправе вывезти лом и отходы цветных и черных металлов за пределы Волгоградской области.
Комиссия рассмотрела представленное объяснение и пришла к следующим выводам:
1. Пунктом "г" Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 304 "О внесении изменений и дополнений в положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов" установлено, что одним из обязательных условий осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов является наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого в качестве средств производства по заготовке и переработке металлолома, в том числе технологического оборудования для резки, измельчения, прессования, сортировки и осуществления других необходимых операций.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области № 529 от 19.07.2000 в качестве обязательного условия осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов установлено в том числе наличие обязательного технологического оборудования, перечень которого приведен в п. 1 "б". Из данного пункта не вытекает, что перечень технологического оборудования является открытым. Представители Администрации Волгоградской области подтвердили, что кроме технологического оборудования для осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, указанного в Постановлении, существует и другое технологическое оборудование, не вошедшее в данный перечень.
Следовательно, определив пунктом 1 "б" Постановления № 529 условия лицензирования, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 304 от 04.04.2000, Глава Администрации Волгоградской области ввел ограничение на технологическое оборудование, которое могут использовать хозяйствующие субъекты для осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, ограничил их самостоятельность в выборе технологического оборудования, что имеет своим результатом необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов в данной сфере деятельности.
2. Постановление Правительства РФ № 304, принятое с целью дальнейшего упорядочения деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов и определяющее новые условия лицензирования, согласно п. 6 Указа Президента РФ "Об упорядочении опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. № 763 (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 № 490, от 13.08.1998 № 963) вступило в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (Постановление Правительства РФ опубликовано в "Собрании законодательства РФ" 10.04.2000 № 15 и 13.04.2000 в "Российской газете" № 72).
В данном Постановлении не предусмотрено требование, устанавливающее обязанность хозяйствующих субъектов, уже получивших лицензии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 822 и осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, представлять в лицензионный орган перечень документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 304 от 04.04.2000, а также право лицензионного органа аннулировать действующую лицензию в случае непредставления указанных документов. В п. 2 Постановления Главы Администрации Волгоградской области такие требования и права лицензионного органа предусмотрены.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 822 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 № 304), лицензирующий орган может аннулировать лицензию (п. 25).
В соответствии с п. 28 Положения основанием для аннулирования лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
Следовательно, издав Постановление № 529, Глава Администрации Волгоградской области придал ему обратную силу, чем превысил свои полномочия, ущемил интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, нарушил требования ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов" № 822 от 15.07.1999 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 № 304).
3. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
На основании статьи 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
Представители Администрации Волгоградской области на заседании Комиссии подтвердили, что без получения разрешения Администрации Волгоградской области хозяйствующие субъекты не вправе вывезти лом и отходы цветных и черных металлов за пределы Волгоградской области.
Таким образом, пунктом 4 Постановления № 529 Глава Администрации Волгоградской области, введя ограничение на вывоз лома черных и цветных металлов за пределы Волгоградской области, ограничил единое экономическое пространство, нарушил требования статей 8, 74 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ, ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Кроме того, в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят 25.09.1998 в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 178-ФЗ, от 22.12.1999 № 215-ФЗ, от 22.12.1999 № 216-ФЗ, от 12.05.2000 № 69-ФЗ), в соответствии с Конституцией Российской Федерации правовых основ единого рынка определение порядка осуществления лицензирования и утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
Следовательно, субъект Российской Федерации не имеет полномочий принимать акты в сфере лицензирования.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать нарушением статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действия Главы Администрации Волгоградской области, выразившиеся в издании Постановления от 19.07.2000 № 529 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 304 "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов".
2. Выдать Главе Администрации Волгоградской области предписание о прекращении нарушения статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
М.А.ДИНЕГА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 31 августа 2000 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 31 августа 2000 года по делу № 237 и в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.16 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства предписывает:
1. Главе Администрации Волгоградской области прекратить нарушение статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно: отменить Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 19.07.2000 № 529 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 304 "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов".
Срок представления доказательства - 1 октября 2000 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
М.А.ДИНЕГА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru