Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 17.08.2000
"ПО ДЕЛУ № 206 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2000 года

ПО ДЕЛУ № 206 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 206, возбужденного 6 марта 2000 года в отношении ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" (400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9) по признакам нарушения ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Заявитель ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" (400026, Волгоград, ул. Кооперативная, 3), ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" согласно ст. 66 ГК РФ являются коммерческими организациями и в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - хозяйствующими субъектами.
Заявитель обратился в Территориальное управление МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее - Управление) с заявлением (исх. № В70/241 от 04.02.2000), в котором обжаловал действия ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги", выразившиеся в требовании пломбирования порожних цистерн ЗПУ типа "СКАТ", которые ущемляют интересы хозяйствующих субъектов в результате умышленного использования им доминирующего положения на рынке услуг по перевозке грузов:
"В результате неправомерных действий представителей железной дороги срываются скоординированные ОАО "ЛУКОЙЛ" планы поставок нефтепродуктов, в том числе для государственных нужд, на экспорт и т.д. Нарушаются сложившиеся деловые связи компании с потребителями продукции, следствием чего становятся необоснованные убытки сторон".
В качестве подтверждения неправомерных действий ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" приложены акты, составленные представителями нефтебаз, принадлежащих ООО "ЛУКойл-Волгограднефтепродукт", и ст. Филоново, Раковка, Камышин 1 и др. Приволжской железной дороги об отказе указанных станций к перевозке на станцию приписки порожних цистерн, принадлежащих ОАО "ЛУКойл-Транс", опломбированных своей пломбой (акты № 1 от 21.03.2000, № 11 от 19.03.2000, от 17.03.2000 соответственно) и письма Лапшинской нефтебазы (исх. № 644 от 24.12.1999), Раковской нефтебазы (исх. № 64 от 15.03.2000).
Заявитель усмотрел в вышеуказанных действиях ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" признаки нарушения Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон РФ "О конкуренции...").
ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" представило следующее объяснение (исх. № 56 от 31.03.2000) по факту, послужившему основанием для возбуждения дела:
"Порожние собственные и арендованные вагоны при отправлении к местам приписки должны быть опломбированы согласно Правилам перевозок грузов часть 2 параграф 23 и Правилам пломбирования вагонов и контейнеров п. 1.9, утвержденных в Министерстве юстиции России 30.11.1999.
Транспортный устав железных дорог РФ (статья 34) обязывает производить пломбирование запорно-пломбировочными устройствами. Порядок пломбирования вагонов устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Запорно-пломбировочные устройства предоставляются железными дорогами грузоотправителям, грузополучателям согласно фактическим затратам за плату.
Министерство путей сообщения РФ Указанием № С-157у от 18.02.1966 запретило использовать для пломбирования вагонов запорно-пломбировочные устройства, изготовленные предприятиями, не имеющими соответствующего разрешения МПС России, а также отменило применение свинцовой пломбы.
На Волгоградском отделении Приволжской железной дороги объявлены пункты реализации запорно-пломбировочных устройств типа "Спрут-универсал", "Лавр-гарант", "Скат", "Газ-гарант", "Фирма Страж Приволжской ж/д", ЗАО "Энергет" (указание НЗ-1 Дудка № 398 от 03.19.1999). Для пломбирования порожних цистерн из-под перевозки сжиженных газов, кислот и других жидких химических продуктов предназначены ЗПУ типа "Скат" и "Газ-гарант".
Комиссия рассмотрела представленные объяснения, документы и пришла к следующим выводам:
Ст. 34 Транспортного устава железных дорог РФ устанавливает обязанность железных дорог пломбировать загруженные вагоны, контейнеры и предоставлять запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) грузоотправителям, грузополучателям согласно фактическим затратам за плату. Требования, устанавливающие обязанность пломбировать порожние вагоны и грузоотправителей, грузополучателей приобретать ЗПУ у железных дорог либо организаций, объявленных железной дорогой в качестве пунктов реализации ЗПУ, в уставе отсутствуют.
25 мая 1966 г. МПС СССР по согласованию с Госарбитражем СССР были утверждены Правила перевозок грузов, которые в соответствии с разъяснениями МАП России (исх. № АЦ/7709 от 10.07.2000) продолжают действовать. Согласно п. д) параграфа 23 раздела 41 "Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах" названных Правил перевозок грузов грузополучатель обязан запломбировать порожнюю цистерну своей пломбой после слива (выгрузки), если она возвращается в пункт приписки при полных грузовых документах.
В соответствии с параграфом 35 раздела 41 порожние цистерны, следующие по полным перевозочным документам, пломбируются грузополучателем и направляются на станцию приписки. По полным перевозочным документам перевозятся:
а) цистерны, предназначенные для перевозки определенного груза, имеющие трафарет о приписке к станции налива (кислотные, спиртовые, специализированные для перевозки химикатов и пищевых грузов и др.);
б) цистерны, арендованные и собственные, принадлежащие другим предприятиям, организациям, министерства, ведомствам.
Требования к типу пломбы, которую может использовать грузополучатель при пломбировании порожних цистерн, приобретать ЗПУ у железных дорог либо организаций, объявленных железной дорогой в качестве пунктов реализации ЗПУ, в данном нормативном документе отсутствуют.
В пределах своих полномочий в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" Приказом от 12 апреля 1999 г. № 22Ц, зарегистрированным в Минюсте РФ 30 ноября 1999 г. № 1995, МПС РФ утвердило Правила пломбирования вагонов и контейнеров, согласно п. 1.9 которых в случаях, предусмотренных правилами перевозок отдельных видов грузов, пломбируются также и порожние вагоны, контейнеры после выгрузки из них грузов.
Статьей 2 Правил пломбирования вагонов, утвержденных Приказом № 22Ц, определены типы ЗПУ, применяемые для перевозки грузов. Типы ЗПУ, применяемые для пломбирования порожних вагонов, в указанных правилах не установлены. Требование приобретать ЗПУ у железной дороги либо организаций, объявленных железной дорогой в качестве пунктов реализации ЗПУ, а также запрет на пломбирование порожних вагонов своими пломбами в Правилах отсутствуют. Обязательным условием является лишь необходимость применения для пломбирования вагонов ЗПУ, изготовленных с учетом требований, установленных МПС России (п. 1.12 Правил - применение для пломбирования вагонов, контейнеров ЗПУ, изготовленных без учета требований, установленных МПС России, не допускается).
27.02.1981 МПС СССР (в ред. указания МПС РФ от 23.10.1998 № В-1232у) утвердило Правила перевозок грузов, разделом 5 которых утверждены по согласованию с Госарбитражем СССР Правила пломбирования вагонов и контейнеров (в ред. указания МПС РФ от 05.12.1991 № Ф-1844у). Параграфом 5 данного раздела предусмотрено, что в случаях, предусмотренных Правилами перевозок отдельных видов грузов, пломбируются также и порожние вагоны после выгрузки этих грузов. В соответствии с параграфом 11 раздела 5 "для пломбирования вагонов и контейнеров применяются свинцовые пломбы с камерой или с двумя параллельными отверстиями, а также полиэтиленовые пломбы с камерой, изготовленные в соответствии с ГОСТ 19133-73, и термически обработанная (отожженная) проволока диаметром 0,6 - 0,7 мм по ГОСТ 3282-74".
Следовательно, свинцовые пломбы могут применяться при пломбировании вагонов и контейнеров, т.к. требования к ним утверждены МПС СССР по согласованию с Госарбитражем СССР 27.02.1981 (в ред. указания МПС РФ от 05.12.1991 № Ф-1844у).
Ссылка ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" на указание МПС РФ № С-157у 16.02.1996 неправомерна, т.к. данные указания:
во-первых, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. № 305 и не имеют силы обязательного применения их хозяйствующими субъектами;
во-вторых, в них отсутствует запрет на пломбирование свинцовыми пломбами порожних вагонов (п. 5 указаний - "Отменить с 01.04.1996 применение свинцовой пломбы при перевозке грузов в пределах железных дорог России") и требование на приобретение пломб при пломбировании порожних вагонов в пунктах реализации ЗПУ железных дорог.
Кроме того, в соответствии с п. 2.5 ЗПУ типа "Скат" применяется для пломбирования специализированных цистерн, загруженных сжиженными газами, кислотами и другими жидкими химическими грузами. На запрос Управления МАП России письмом исх. № АЦ/7708 от 10.07.2000 сообщило, что "вагоны (цистерны) для перевозки нефтепродуктов в понятие "специализированные цистерны" не входят. Цистерны относятся к грузовым вагонам...".
Таким образом, требование ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" применять ЗПУ типа "Скат" и т.п. для пломбирования порожних вагонов и обязывающее приобретать ЗПУ в установленных ГП пунктах реализации ЗПУ является неправомерным и приводит к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, что является нарушением ст. 5 Закона РФ "О конкуренции...".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать нарушением статьи 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действия ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги", выразившиеся в требовании приобретать ЗПУ для пломбирования порожних вагонов только в пунктах реализации ЗПУ железной дороги и пломбировать порожние вагоны только ЗПУ типа "Скат", "Газ-гарант".
2. Выдать в отношении ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" предписание о прекращении нарушения статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Э.П.КОПЫЛОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 августа 2000 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 17 августа 2000 года по делу № 206 и в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.16 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства предписывает:
1. ГП "Волгоградское отделение Приволжской железной дороги" прекратить нарушение статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
не препятствовать хозяйствующим субъектам в пломбировании порожних вагонов своей пломбой, соответствующей требованиям, установленным МПС России;
не предъявлять требования приобретать ЗПУ для пломбирования порожних вагонов только в пунктах реализации ЗПУ железной дороги.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Э.П.КОПЫЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru