Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления юстиции Волгоградской обл. от 31.07.2000 № 01-01/28-00
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.06.1995 № 28-ОД "О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 31 июля 2000 г. № 01-01/28-00

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.06.1995 № 28-ОД
"О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом координации правотворческой деятельности управления юстиции проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 08.06.1995 № 28-ОД "О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления Волгоградской области.
1. Закон Волгоградской области был принят на основании Конституции РФ и Федерального закона от 06.12.1994 № 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" (в настоящее время утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 19.09.1997 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Федеральный закон).
2. Часть 3 статьи 15 Закона Волгоградской области, закрепляющая право избирательного объединения и избирательного блока выдвигать кандидата в депутаты только такое лицо, которое не является членом входящих в них общественных объединений, противоречит частям 2 и 3 статьи 3 и части 2 статьи 32 Конституции РФ, статьям 28 и 30 Федерального закона.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2). Именно свободные выборы и референдум, согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, являются высшим и непосредственным выражением власти народа. Из названных положений во взаимосвязи с частями 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство всех перед законом и судом, а также равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, вытекает, что конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления должно осуществляться на основе равного избирательного права.
Этот вывод корреспондирует положениям Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и воля народа должна находить свое выражение на периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права (пункты 1 и 3 статьи 21), а также Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "b" статьи 25).
Закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, Конституция РФ непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 32 (части 1, 2 и 3), 71 (пункт "в") и 96, регулирование избирательного права и определение тем самым его конкретного содержания, в частности, установление порядка выборов - компетенция законодателя. Осуществляя такое регулирование, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных принципов и норм, в том числе относящихся к условиям и пределам допустимых ограничений прав и свобод граждан.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, ограничение федеральным законом избирательных прав граждан допустимо лишь при условии, что такие ограничения обоснованны, преследуют конституционно значимые цели и соразмерны им.
Федеральный закон (статьи 28 и 30) не установил ограничения для кандидатов быть выдвинутыми от избирательных объединений и блоков, не являясь членами общественных объединений, входящих в них.
3. Вывод.
Таким образом, юридическая экспертиза пришла к выводу о том, что Закон Волгоградской области № 28-ОД от 08.06.1995 "О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области" в части противоречит действующему федеральному законодательству и требует приведения в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 19.09.1997 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Ведущий специалист
управления юстиции
А.В.АЛЕКСЕЕВ

Согласовано
Первый заместитель начальника
управления юстиции
В.М.ВОЛОГИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru