Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 27.07.2000
"ПО ДЕЛУ № 227 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2000 года

ПО ДЕЛУ № 227 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 227, возбужденного 10 июля 2000 года в отношении Администрации Волгоградской области, Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по признакам нарушения ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Заявитель ООО "Элорма" (400026, Волгоград, ул. Кооперативная, 3) согласно ст. 66 ГК РФ является коммерческой организацией и в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - хозяйствующим субъектом.
Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области (далее - Комитет) на основании п. 1.1 Положения о Комитете по здравоохранению Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 9 декабря 1999 г. № 863, является структурным подразделением Администрации Волгоградской области и в соответствии со ст. 34 Устава (основного закона) Волгоградской области (в ред. Законов Волгоградской области от 26.11.1997 № 146-ОД, от 06.01.1999 № 238-ОД, от 19.03.1999 № 251-ОД, от 19.07.1999 № 287-ОД, от 06.12.1999 № 332-ОД, от 06.12.1999 № 333-ОД, от 03.07.2000 № 423-ОД) входит в систему исполнительной власти Волгоградской области.
Заявитель обратился в Территориальное управление МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее - Управление) с заявлением, в котором обжаловал действия Комитета, выразившиеся в необоснованном отказе в выдаче лицензии и сертификата ООО "Элорма" на вид медицинской деятельности в части "венерология". Заявитель считает, что действия Комитета приводят к нарушению статей 34, 41 Конституции РФ, согласно которым "не допускается ... деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию".
В доказательство было приложено письмо Комитета от 12.05.2000 исх. № 11-6-463, в котором на обращение ООО "Элорма" Комитет сообщил, что на основании полученных из Минздрава России разъяснений (письмо от 05.05.2000 № 10-1/641сл.) нормативные документы, регламентирующие осуществление вида деятельности в части, касающейся "венерологии", находятся в стадии разработки. После получения вышеуказанных нормативных документов может быть рассмотрен вопрос о лицензировании ООО "Элорма" в части "венерология".
Заявитель усмотрел в вышеуказанных действиях Комитета признаки нарушения Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон РФ "О конкуренции...").
По результатам рассмотрения представленных документов Территориальным управлением МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее - Управление) было возбуждено дело № 227 в отношении Администрации Волгоградской области и Комитета по признакам нарушения ст. 7 Закона РФ "О конкуренции...". На рассмотрение дела ООО "Элорма" представило письма, направленные в адрес Управления и Комитета (исх. № 2 и исх. № 1 от 21.07.2000), в которых сообщило, что ООО не имеет претензий к Комитету, и просило отменить рассмотрение дела № 227.
Однако в соответствии с п. 2.14 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом МАП России от 25 июля 1996 г. № 91 и зарегистрированных в Минюсте РФ 5 августа 1996 г. № 1143 (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.1999 № 71), производство по делу может быть прекращено до вынесения решения по существу в случаях:
добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, его совершившим;
неподтверждения Комиссией наличия фактов нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно п. 1.1 вышеназванных Правил дела о нарушениях антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 27 Закона РФ "О конкуренции..." рассматриваются как на основании заявления коммерческой организации, так и по собственной инициативе Территориального управления.
В связи с вышесказанным Комиссия отклонила ходатайство ООО "Элорма" о прекращении производства по делу № 227.
Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области представил следующее объяснение (исх. № 11-6-762 от 26.07.2000) по факту, послужившему основанием для возбуждения дела:
"15.04.2000 руководство ООО "Элорма" обратилось в Комитет с письмом о внесении в прилагаемый к существующей лицензии (№ В 904283 от 28.07.1999, срок действия - 3 года) сертификат изменения формулировки "дерматология" на "дерматовенерология".
В соответствии со ст. 42 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Поскольку временные требования, предъявленные к юридическим лицам, осуществляющим диагностику и лечение заболеваний, передаваемых половым путем (утвержденные Приказом Минздрава РФ от 27.03.1998 № 91 "О неотложных мерах по предупреждению распространения заболеваний, передаваемых половым путем"), имели срок действия до конца 1999 г. и к тому же их действие было приостановлено письмом Минздрава РФ от 24.12.1998 № 2510/11488-98-32 в связи с необходимостью внесения дополнений и изменений, рекомендованных Минюстом РФ, 24.04.2000 Комитет по здравоохранению направил в Минздрав России письмо № 11-6-389 для получения разъяснений по вопросу выдачи лицензии на диагностику и лечение заболеваний, передающихся половым путем, частным медицинским учреждениям.
В полученном ответе от 05.05.2000 № 10-1/641сл. Минздрав России сообщает, что осуществление вида деятельности "дерматовенерология" в учреждениях негосударственной формы собственности и частнопрактикующими врачами разрешено в части "дерматология" и в настоящее время разрабатываются нормативные документы, регламентирующие осуществление указанного вида деятельности в части, касающейся "венерологии".
Руководствуясь вышеизложенным, Комиссия по лицензированию и сертификации медицинской деятельности при Комитете по здравоохранению Администрации области 10.05.2000 (протокол № 9/8) приняла решение дать разъяснение ООО "Элорма" в разрезе вышеуказанного письма Минздрава РФ, и что по получении нормативных документов может быть рассмотрен вопрос о лицензировании ООО "Элорма" в части "венерология".
На заседании Комиссии представители Комитета пояснили, что лицензии и сертификаты на осуществление вида деятельности "дерматовенерология" выдаются только государственным и муниципальным медицинским учреждениям.
Комиссия рассмотрела представленное объяснение, приложенные к нему документы и пришла к следующим выводам:
Согласно п. 1 ст. 41 Конституции РФ "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений".
В соответствии с Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу на всей территории РФ (ст. 15), ст. 42 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан установлено, что "Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения".
27 мая 1999 г. Волгоградской областной Думой было принято Постановление № 9/222 "О территориальной программе государственных гарантий обеспечения населения Волгоградской области бесплатной медицинской помощью на 1999 год", установившее Перечень видов деятельности медицинских услуг, медицинской помощи, заболеваний, других поводов обращения граждан в медицинские учреждения, методов обследования и лечения, профилактических мероприятий, входящих в территориальную программу (приложение 1), в соответствии с которым населению Волгоградской области гарантируется бесплатное предоставление ряда видов медицинской помощи, в том числе:
врачебный прием, обеспечивающий необходимую диагностическую, лечебную и консультативную помощь всем категориям больных с острыми и хроническими заболеваниями по специальностям: "дерматология", "венерология" (п. 2.3);
стационарозамещающая медицинская помощь - диагностические и лечебные мероприятия по поводу заболеваний, представляющих угрозу для здоровья больного в условиях дневного стационара, стационара на дому и т.п. Медицинская помощь оказывается по медицинским специальностям: "дерматология", "венерология" (п. 3.2).
Согласно данному постановлению медицинская помощь, входящая в территориальную программу, представляет собой помощь, предоставляемую в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, а также за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в медицинских учреждениях муниципального, областного и федерального уровней.
Постановлением был также утвержден Перечень видов деятельности, медицинских услуг, медицинской помощи, заболеваний, других поводов обращений граждан в медицинские учреждения, методов обследования и лечения, профилактических мероприятий, не входящих в территориальную программу (приложение 8) и предоставляемых на платной основе. В этот перечень вошло лечение в медицинских учреждениях частной формы собственности, а также в хозрасчетных учреждениях (подразделениях) государственной, муниципальной формы собственности, не участвующих в реализации Территориальной программы (п. 6).
Следовательно, медицинским учреждениям частной формы собственности не запрещено осуществлять такие виды услуг, как "дерматология" и "венерология", но в отличие от государственных и муниципальных медицинских учреждений - не за счет бюджетов различных уровней, фондов медицинского страхования, а на платной основе.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" определено, что предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.
В соответствии со ст. 55 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ) и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" от 25.03.1996 № 350 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.1998 № 923) перечень видов медицинской и фармацевтической деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации Приказом от 29 апреля 1998 г. № 142, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 25 мая 1998 г. № 1525, утвердило Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, среди которых имеется такой вид деятельности, как амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому и детскому населению в учреждениях здравоохранения и (или) на дому: "дерматовенерология" (п. 4.11).
Постановлением Правительства Российской Федерации 25 марта 1996 г. № 350 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.1998 № 923) утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, согласно которому лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с п. 10 данного Постановления основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
экспертное заключение, установившее несоответствие условий требованиям, предъявляемым к осуществлению соответствующего вида медицинской деятельности.
Следовательно, Комитет, отказав ООО "Элорма" во внесении изменений в прилагаемый к лицензии сертификат изменения формулировки "дерматология" на "дерматовенерология" по мотивам, не установленным действующим законодательством РФ, нарушил требования ст. 8 Конституции РФ, ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившиеся в создании благоприятствующих условий деятельности государственным и муниципальным медицинским учреждениям, занимающимся аналогичным видом деятельности, что имело своим результатом ограничение конкуренции на рынке медицинских услуг по виду "дерматовенерология" и ущемление интересов хозяйствующих субъектов частной формы собственности.
Кроме того, согласно ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, лечебно-профилактического учреждения. Следовательно, действия Комитета в результате отказа в предоставлении возможности медицинским учреждениям частной формы собственности осуществлять указанный вид деятельности приводит к ущемлению интересов граждан, что также является нарушением антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать нарушением статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действия Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, выразившиеся в отказе внесения изменений в прилагаемый к лицензии ООО "Элорма" сертификат изменения формулировки "дерматология" на "дерматовенерология".
2. Выдать в отношении Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области предписание о прекращении нарушения статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 27 июля 2000 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 27 июля 2000 года по делу № 227 и в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.16 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства предписывает:
1. Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области прекратить нарушение статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно: не отказывать в выдаче лицензии (сертификата) либо во внесении изменений в прилагаемый к существующей лицензии сертификат медицинским учреждениям частной формы собственности, осуществляющим медицинскую деятельность по виду "дерматовенерология", по мотивам, не установленным действующим законодательством.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru