Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 17.07.2000
"ПО ДЕЛУ № 226 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2000 года

ПО ДЕЛУ № 226 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 226, возбужденного 28 июня 2000 года в отношении Волжского городского Совета народных депутатов по признакам нарушения статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Решением Волжского городского Совета народных депутатов № 34/1 от 28.11.1997 были утверждены Временные правила торговли на рынках и мини-рынках, торговых площадках г. Волжского (далее - Временные правила). Положения указанных Временных правил, а именно:
- рынок, мини-рынок, торговая площадка должны иметь согласованную с соответствующими службами города схему размещения мест торговли (п. 1.5);
- режим работы для рынков, мини-рынков, торговых площадок устанавливается администрацией рынка по согласованию с администрацией города (п. 1.7);
- размер разового сбора за предоставление торгового места, сбор за вход, въезд на рынок и плата за услуги разрабатываются администрацией рынка по согласованию с администрацией города (п. 2.2);
- администрация рынка, мини-рынка, торговой площадки имеет право лишать мест торговли за нарушение настоящих правил, правил торговли, ветеринарно-санитарных, санитарно-гигиенических правил и Закона РФ "О защите прав потребителей" (4.12);
- право контроля за работой рынка и торгующих распространяется на УВД, комитет по торговле и бытового обслуживания, инспекционный пункт управления государственной торговой инспекции, ЦГСЭН, ветнадзор, комитет по защите прав потребителей в пределах их компетенции и городской Совет народных депутатов (п. 7.1)
ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов (за исключением муниципальных предприятий) и ущемляют их интересы, что содержит признаки нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пункт 4.1 Временных правил, обязывающий администрацию рынка, мини-рынка, торговой площадки осуществлять контроль за соблюдением торгующими настоящих правил, правил санитарии и противопожарной безопасности, наделяет хозяйствующих субъектов функциями органов власти, что содержит признаки нарушения п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На рассмотрении дела Волжским городским Советом народных депутатов было представлено объяснение по факту, послужившему основанием для возбуждения дела (исх. № 913 от 17.07.2000). Из объяснения следует, что Временные правила утверждены решением Волжского городского Совета народных депутатов № 34/1 от 28.11.1997 в целях упорядочения торговли на территории г. Волжского, защиты прав и интересов покупателей, и время их действия распространяется до принятия Правительством Российской Федерации соответствующих правил торговли.
Согласно подпункту 21 пункта 2 ст. 6 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения отнесено создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в этой связи муниципальное образование в лице его органов вправе самостоятельно определять, каким образом и посредством каких действий на территории конкретного муниципального образования решается данный вопрос, в том числе и урегулировать правила торговли на рынках и мини-рынках, торговых площадках.
Статьей 6 Закона Волгоградской области "Об организации местного самоуправления в Волгоградской области", Уставом г. Волжского Волгоградской области к вопросам местного значения также отнесен указанный выше вопрос, поэтому орган местного самоуправления (Волжский городской Совет народных депутатов) вправе принимать решения, устанавливающие общеобязательные правила, определяющие требования к порядку работы рынков, мини-рынков, торговых площадок.
Кроме того, ч. 1 ст. 130 Конституции РФ установлена самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения. В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 29.01.1992 № 65 места торговли устанавливают органы исполнительной власти.
Исходя из вышеизложенного, Волжский городской Совет народных депутатов считает, что п. 1.5 Временных правил полностью соответствует законодательству, в том числе и антимонопольному. Временные правила никоим образом не ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, не ущемляют их интересов и не наделяют хозяйствующих субъектов (администрацию рынка, мини-рынка, торговой площадки) функциями органов власти, поскольку все без исключения хозяйствующие субъекты поставлены в соответствии с Временными правилами в одинаковые условия, и в этой связи не противоречат антимонопольному законодательству.
Изучив материалы дела, представленные объяснения, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Временные правила содержат нормы, ограничивающие самостоятельность коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по предоставлению торговых мест на рынках, мини-рынках, торговых площадках, и ущемляющие их интересы.
Ограничение самостоятельности выразилось в определенном в п. 1.5 Временных правил требовании согласовывать с соответствующими службами города схему размещения мест торговли.
Хозяйствующие субъекты осуществляют предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли (ст. 2 ГК РФ). Количество торговых мест, их расположение на рынке, мини-рынке, торговой площадке (схема размещения) помимо других факторов определяют спрос на торговые места, а также спрос на товары, реализуемые с этих мест. Следовательно, от схемы расположения торговых мест зависит и размер прибыли. Обязанность согласовывать схему размещения торговых мест с соответствующими службами города лишает хозяйствующих субъектов права самостоятельно на свой риск осуществлять предпринимательскую деятельность.
В п. 1.5 Временных правил не определены соответствующие службы города, согласование схемы размещения торговых мест с которыми обязательно. Это создает условия неопределенности в осуществлении рассматриваемого вида предпринимательской деятельности и может служить административным барьером.
Ограничение самостоятельности в выборе количества торговых мест на рынке, мини-рынке, торговой площадке и их размещения может привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.
Требование согласовывать с администрацией режим работы рынка, содержащееся в п. 1.7 Временных правил, также ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и ущемляет их интересы, т.к. режим работы хозяйствующего субъекта относится к одному из условий осуществления предпринимательской деятельности.
В еще большей степени к условиям предпринимательской деятельности относятся размеры сборов (цены), устанавливаемые хозяйствующим субъектом за свои услуги, которые субъекты предпринимательской деятельности устанавливают самостоятельно (кроме случаев, когда в силу закона они подлежат регулированию), свободно и на условиях договора. Кроме того, хозяйствующий субъект может устанавливать плату за вход, въезд, за услуги и разовый сбор, а может, исходя из экономических рыночных интересов, не устанавливать названные сборы, а предусмотреть возмещение своих расходов в договоре аренды торгового места.
Установление перечисленных в п. 2.2 Временных правил сборов и их согласование с администрацией может привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов как осуществляющих предоставление торговых мест на рынках, мини-рынках, торговых площадках, так и реализующих свои товары с этих торговых мест, а также граждан, приобретающих или намеревающихся приобрести товары.
Таким образом, орган местного самоуправления - Волжский городской Совет народных депутатов - принял акт (Решение Волжского городского Совета народных депутатов № 34/1 от 28.11.1997, утвердившее Временные правила торговли на рынках и мини-рынках, торговых площадках г. Волжского), ограничивающий самостоятельность хозяйствующих субъектов, который может иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, чем нарушил требование п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
П. 4.12 Временных правил предоставляет администрации рынка, мини-рынка, торговой площадки лишать мест торговли за нарушение Временных правил, правил торговли, ветеринарно-санитарных, санитарно-гигиенических правил и Закона РФ "О защите прав потребителей".
Следовательно, хозяйствующий субъект, с одной стороны, наделяется функциями государственного контроля, т.к. устанавливать нарушения названных нормативных актов можно только в результате контроля (проверки), соблюдения контрагентами нормативных актов. А с другой - обязывает его в договор с арендаторами включать условия об одностороннем расторжении договора.
Наделение хозяйствующего субъекта функциями государственного контроля является нарушением п. 2 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Навязывание условий договора об одностороннем расторжении договора является ограничением самостоятельности хозяйствующих субъектов, а также нарушает п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 9, ст. 421 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Пунктом 7.1 Временных правил Волжский городской Совет народных депутатов превысил свои полномочия, наделив функциями контроля структурные подразделения органа местного самоуправления, однако это не составляет состава нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать нарушением статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" п. п. 1.5, 1.7, 2.2, 4.12, 7.1 Временных правил торговли на рынках и мини-рынках, торговых площадках г. Волжского, утвержденных Решением Волжского городского Совета народных депутатов № 34/1 от 28.11.1997.
2. Выдать Волжскому городскому Совету народных депутатов предписание о прекращении нарушения статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 июля 2000 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 17 июля 2000 года по делу № 226 и в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.16 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства предписывает:
1. Волжскому городскому Совету народных депутатов прекратить нарушение п. п. 1 и 2 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно: исключить из Временных правил торговли на рынках и мини-рынках, торговых площадках г. Волжского, утвержденных Решением Волжского городского Совета народных депутатов № 34/1 от 28.11.1997, п. п. 1.5, 1.7, 2.2, 4.12.
В срок до 15 октября 2000 г. Волжскому городскому Совету народных депутатов представить Управлению доказательства исполнения данного предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru