Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21.06.2000 по делу № 3-100/2000
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ СТ. 2 И П. 1 СТ. 3 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.02.2000 № 378-ОД "О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

РЕШЕНИЕ

от 21 июня 2000 года Дело № 3-100/2000

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгоградской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от 28 февраля 2000 года № 378-ОД "О порядке согласования Волгоградской областной Думой кандидатур на должности судей судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Волгоградской области",

установила:

Прокурор Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от 28 февраля 2000 года № 378-ОД "О порядке согласования Волгоградской областной Думой кандидатур на должности судей судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Волгоградской области".
В обоснование заявления указал, что п. 1 ст. 3 Закона области предусмотрено направление документов для согласования кандидатур на должности судей Главе Администрации Волгоградской области, который наделен правом в двухнедельный срок направить свое мнение о представленной кандидатуре на должность судьи в областную Думу.
По мнению прокурора, указанный порядок противоречит порядку наделения судей полномочиями, определенными Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" и Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в РФ", в соответствии с требованиями которых судьи должны назначаться на должность с учетом мнений, предложений законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Кроме того, в статье 2 Закона № 378-ОД содержится перечень документов, представляемых для согласования кандидатур на должности судей в Волгоградскую областную Думу, который, как указано в заявлении прокурора области, противоречит действующему законодательству, чинит кандидатам доступ к занятию должности судей.
Согласно ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1 (с последующими изменениями) "О статусе судей в Российской Федерации" судьей может быть любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Отбор кандидатов возложен на квалификационную коллегию судей.
В оспариваемой статье Закона Волгоградской области перечень истребуемых документов свидетельствует о наделении Думы полномочиями квалификационной коллегии судей, что является вмешательством в деятельность судебной власти, т.е. нарушается установленный Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пп. "д" п. 1 ст. 1) принцип разделения властей.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры С.Г.П. требования поддержал в полном объеме, просил ст. 2, п. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от 28 февраля 2000 года № 378-ОД признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
Представитель Волгоградской областной Думы З.Л.Н. требования прокурора Волгоградской области признал в части, указав, что не возражает против признания противоречащему федеральному законодательству п. 1 ст. 3 Закона области № 378-ОД; однако требования в части признания противоречащей федеральному законодательству ст. 2 Закона области, по его мнению, являются необоснованными, поскольку областная Дума, установив перечень документов, которые должны быть представлены кандидатами на должность судей в областную Думу, не превысила своих полномочий, данная статья Закона не нарушает каких-либо требований федерального законодательства. Кроме того, по его мнению, областная Дума, выражая свое согласие на конкретную кандидатуру на должность судьи, принимает ответственное решение и, таким образом, вправе получать о кандидатуре судьи полную и достоверную информацию.
Представитель Администрации Волгоградской области Л.А.В. заявление прокурора не признал, пояснив, что каких-либо нарушений федерального законодательства Главой Администрации Волгоградской области при подписании указанного Закона допущено не было.
Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора С.Г.П., полагавшего заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, находит заявление прокурора Волгоградской области подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10 февраля 2000 года Волгоградской областной Думой был принят, а 28 февраля 2000 года Главой Администрации Волгоградской области был подписан Закон Волгоградской области № 378-ОД "О порядке согласования Волгоградской областной Думой кандидатур на должности судей судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Волгоградской области".
Статьей 2 названного Закона определен перечень документов для согласования кандидатур на должности судей. В частности, в части 1 статьи 2 указано, что для согласования кандидатур на должности судей в Волгоградскую областную Думу представляются представление для согласования кандидатуры на должность судьи; справка о трудовой деятельности; характеристика, подробно отражающая деловые и личные качества кандидатуры на должность судьи; заключение квалификационной коллегии судей Волгоградской области; документ, удостоверяющий личность; копия документа о высшем юридическом образовании; декларация о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
Частью 2 статьи 2 Закона на кандидата, впервые назначаемого на должность судьи, возложена обязанность представления в Волгоградскую областную Думу дополнительно автобиографии; характеристики с прежнего места работы за трехлетний период; удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи; психологической характеристики; выписки из резерва кадров.
Частью 3 статьи 2 Закона определены требования к характеристике на кандидата, назначаемого на должность судьи на неограниченный срок полномочий. В частности, указано, что она должна содержать сведения об общем количестве рассмотренных кандидатом за период работы в должности судьи гражданских, уголовных дел и административных материалов; сведения о соблюдении процессуальных сроков при рассмотрении дел с указанием основных причин их нарушения; количество отмененных приговоров и решений, основные причины их отмены; количество удовлетворенных жалоб на необоснованное приостановление и прекращение производством гражданских и уголовных дел; количество заявлений и жалоб граждан на неэтичное поведение судьи, в том числе получившее подтверждение, а также сведения о принятых мерах; сведения об обсуждении квалификационной коллегией судей или советом судей Волгоградской области вопроса о нарушении судьей морально-этических норм и должностных обязанностей; количество жалоб и заявлений на необоснованный отказ в приеме заявлений граждан.
В соответствии с требованиями федерального законодательства (ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации") судьей может быть любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Отбор кандидатов возложен на квалификационную коллегию судей.
Однако, как следует из анализа статьи 2 Закона Волгоградской области № 378-ОД, Волгоградская областная Дума, вопреки вышеназванному Федеральному закону и Федеральному закону от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пп. "д" п. 1 ст. 1), нарушила принцип разделения властей, наделив себя полномочиями квалификационной коллегии судей и, таким образом, вмешалась в деятельность судебной власти. Кроме того, установила широкий перечень документов, необходимых для представления в Думу при решении вопроса о согласовании кандидатов на должность судей, не основанный на требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи и определенных федеральным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона области № 378-ОД документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, направляются председателем Волгоградской областной Думы (далее - Дума) Главе Администрации Волгоградской области, в профильный комитет Думы, депутатам Думы от избирательного округа, на территории которого действует соответствующий районный (городской) суд, в аппарат по правовому обеспечению Думы. Глава Администрации Волгоградской области вправе в двухнедельный срок направить в Думу свое мнение о представленной кандидатуре на должность судьи. Депутат вправе направить в профильный комитет Думы свое мнение о представленной кандидатуре на должность судьи.
Вместе с тем пунктом 6 статьи 13 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" предусмотрено, что судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в силу федерального законодательства установлен такой порядок наделения полномочиями судей, при котором их кандидатуры должны согласовываться только с законодательными (представительными) органами власти, постольку определенный законом субъекта Российской Федерации порядок согласования кандидатуры на должность федерального судьи с исполнительным органом государственной власти Волгоградской области, а также возможное согласование с органами местного самоуправления Волгоградской области и отдельными депутатами является противоречащим федеральному законодательству, а п. 1 ст. 3 Закона № 378-ОД, кроме того, должен быть признан недействующим и не подлежащим применению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Заявление прокурора Волгоградской области удовлетворить в полном объеме.
Статью 2 и пункт 1 статьи 3 Закона Волгоградской области от 28.02.2000 № 378-ОД "О порядке согласования Волгоградской областной Думой кандидатур на должности судей судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Волгоградской области" признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru