Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21.06.2000 по делу № 3-45/2000
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЕЙ 3 И 5 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 328-ОД ОТ 09.11.1999 "О ЗОНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КАУЧУК">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 28.08.2000 № 16-Г00-10 данное решение оставлено без изменения.



СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

РЕШЕНИЕ

от 21 июня 2000 года Дело № 3-45/2000

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгоградской области о признании недействительным Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 328-ОД "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Каучук",

установила:

Прокурор Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать недействительным принятый 07.10.1999 Волгоградской областной Думой и подписанный 09.11.1999 Главой Администрации области Закон № 328-ОД "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Каучук", которым ОАО "Каучук" признается зоной экономического развития с освобождением от уплаты платежей сроком на 10 лет в части, зачисляемой в областной бюджет и бюджет города Волжского по налогам на прибыль, на имущество, на землю.
В обоснование заявления указал, что Налоговый кодекс (часть 1) не исключал возможности установления индивидуальных льгот по налогам вплоть до вступления в законную силу Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" - до 12.08.1999. Со дня вступления в силу этого Закона остаются действующими лишь льготы, предоставленные до 12.08.1999. После этого в соответствии с п. 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ не могут приниматься нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, носящие индивидуальный характер.
По мнению прокурора Волгоградской области, Закон Волгоградской области от 09.11.1999 издан по истечении полутора месяцев после введенного запрета вопреки компетенции, установленной субъектам Федерации пунктом 4 статьи 1 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры С.Г.П. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, просил вышеуказанный Закон Волгоградской области признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
В качестве обоснования требований, кроме того, указала, что Закон № 328-ОД противоречит ст. 18 Налогового кодекса РФ, определяющей порядок установления специальных налоговых режимов, поскольку данная норма (ст. 18 Налогового кодекса РФ) в действие не введена.
Представитель Волгоградской областной Думы Р.И.И. требования прокурора не признал, указав, что в оспариваемом Законе Волгоградской области каких-либо противоречий федеральному законодательству не содержится. Кроме того, принятым Законом были предоставлены не индивидуальные налоговые льготы, а льготы целой категории налогоплательщиков: предприятиям, производственная база которых будет расположена на территории ОАО "Каучук" и которые будут зарегистрированы на указанной территории.
Представитель Администрации Волгоградской области С.З.Ш. требования прокурора не признал, пояснив, что определенные в Законе Волгоградской области налоговые льготы нельзя считать льготами индивидуального характера, поскольку в нормах Закона отсутствуют наименования юридических лиц и вообще какие-либо признаки, которые позволяли бы индивидуализировать налогоплательщика, обладающего правом на льготы.
Представитель Государственной налоговой инспекции по Волгоградской области О.И.И. требования прокурора поддержал, указав, что Законом Волгоградской области № 328-ОД вопреки требованиям Налогового кодекса РФ фактически предоставлены индивидуальные налоговые льготы ОАО "Каучук", поскольку территория зоны экономического развития, согласно названному Закону, полностью совпадает и ограничена границами земельного участка ОАО "Каучук".
Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры С.Г.П., полагавшего Закон Волгоградской области № 328-ОД признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, находит требования прокурора области обоснованными и подлежащими удовлетворению в части статей 3 и 5 оспариваемого Закона по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 7 октября 1999 года Волгоградской областной Думой был принят Закон № 328-ОД "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Каучук". Указанный Закон был подписан Главой Администрации Волгоградской области 9 ноября 1999 года (л.д. 4 - 5).
Согласно ст. 2 названного Закона территория зоны экономического развития определена в промышленной зоне г. Волжского и ограничена земельным участком ОАО "Каучук" общей площадью 2,06 квадратного километра, так как процесс получения изопрена и каучука является технологически сложным, непрерывным и взрывоопасным.
Согласно ст. 3 Закона "...юридические лица, производственная деятельность которых будет осуществляться в зоне экономического развития на территории ОАО "Каучук", освобождаются от уплаты налоговых платежей сроком на 10 лет в части, зачисляемой в областной и местный бюджеты по следующим видам: на прибыль, на имущество, на землю".
На основании ст. 5 Закона области № 328-ОД "...юридическим лицам, зарегистрированным на территории ОАО "Каучук", предоставляется отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в консолидированный бюджет Волгоградской области сроком на два года. Обязательным условием предоставления отсрочки (рассрочки) является своевременное и в полном объеме внесение плательщиком текущих платежей в консолидированный бюджет Волгоградской области".
Из статей 1 и 4 Закона следует, что целью создания зоны экономического развития на территории ОАО "Каучук" является снижение себестоимости каучука, а обязательным условием вхождения в указанную зону является сосредоточение всей производственной базы юридического лица внутри зоны экономического развития.
Из объяснений представителя Волгоградской областной Думы следует, что до настоящего времени в указанной зоне экономического развития находится производственная база единственного предприятия - ОАО "Каучук" и оно является единственным юридическим лицом, зарегистрированным в указанной зоне.
Таким образом, с учетом анализа указанных норм Закона № 328-ОД, объяснений представителя ответчика того, что процесс получения изопрена и каучука является технологически сложным, непрерывным и взрывоопасным, а ОАО "Каучук" длительное время занимает вышеуказанную территорию, имеет на ней производственную базу, фактически создание на указанной территории других предприятий, производящих каучук, невозможно.
С учетом изложенного доводы прокурора о том, что налоговые льготы носят индивидуальный характер, а не предоставлены какой-либо определенной категории налогоплательщиков, являются обоснованными, тем более что в Законе Волгоградской области категория налогоплательщиков, на которую распространяются льготы, не указана.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Согласно п. 9 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на основаниях, которые предусмотрены частью первой Налогового кодекса РФ.
С учетом изложенного статьи 3 и 5 Закона Волгоградской области № 328-ОД, фактически предоставляющие налоговые льготы только ОАО "Каучук", должны быть признаны противоречащими федеральному законодательству - Налоговому кодексу РФ, недействующими и не подлежащими применению.
В остальной части требований прокурору, а именно в признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статей 1, 2, 4, 6 - 10 Закона № 328-ОД, должно быть отказано, поскольку прокурором не приведено никаких оснований и не представлено доказательств того, что указанные нормы Закона состоят в противоречии с федеральным законодательством.
Доводы прокурора о том, что оспариваемый Закон должен быть признан противоречащим и ст. 18 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок установления специальных налоговых режимов и не введенной до настоящего времени в действие, являются несостоятельными, поскольку ч. 3 ст. 18 Налогового кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов, устанавливаемых федеральным законодательством. Введенный Законом области режим зоны экономического развития на территории ОАО "Каучук" к таковым не относится.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Заявление прокурора Волгоградской области удовлетворить частично.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Волгоградской области от 09.11.1999 имеет номер 328-ОД, а не 329-ОД.
   ------------------------------------------------------------------

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 3 и 5 Закона Волгоградской области от 9 ноября 1999 года № 329-ОД "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Каучук".
Указанное решение является основанием для пересмотра Волгоградской областной Думой статей Закона, признанных судом противоречащими федеральному законодательству.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru