Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградской областной Думы от 27.04.2000 № 6/172
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу с 1 января 2003 года в связи с изданием Постановления Волгоградской областной Думы от 19.09.2002 № 11/396.



ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2000 г. № 6/172

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ
ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В РАМКАХ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 г. № 600 "О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации", от 2 ноября 1995 г. № 1085 "О Федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" и постановлением главы администрации Волгоградской области от 18 октября 1999 г. № 714 "О создании автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области" Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Утвердить:
Областную целевую программу "Создание автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (далее - Программа "АСКРО") (приложение № 1);
план мероприятий по реализации I-й очереди Программы "АСКРО" на 2000 год (приложение № 2).
2. Определить:
государственным заказчиком Программы "АСКРО" администрацию Волгоградской области;
государственным заказчиком - координатором Программы "АСКРО" Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области;
государственными заказчиками по направлениям Программы "АСКРО" главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской области; Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Волгоградской области; Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области.
3. Комитету экономики администрации Волгоградской области ежегодно, начиная с 2000 года, предусматривать включение Программы "АСКРО" в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального и областного бюджетов.
4. Установить, что в ходе реализации Программы "АСКРО" отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий определяться и корректироваться с учетом утвержденных расходов федерального и областного бюджетов.
5. Рекомендовать главам администраций районов и городов Волгоградской области оказывать заинтересованным ведомствам содействие в решении мероприятий Программы "АСКРО".

Первый заместитель председателя
Волгоградской областной Думы
Е.В.СОРОКИН





Приложение № 1
к Постановлению
Волгоградской областной Думы
от 27 апреля 2000 г. № 6/172

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы - Создание автоматизированной системы
контроля радиационной обстановки
(далее - АСКРО) на территории
Волгоградской области (далее -
Программа)

Государственный - Администрация Волгоградской области
заказчик

Государственный - Государственный комитет по охране
заказчик - координатор окружающей среды Волгоградской области
(далее - Госкомэкология)

Основные разработчики - Государственный комитет по охране
Программы окружающей среды Волгоградской области;
закрытое акционерное общество
"Титан - Изотоп";
общество с ограниченной ответственностью
"Научно - внедренческое предприятие РСА"

Основные участники - Госкомэкология;
Программы Центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора
Волгоградской области (далее - Центр
госсанэпиднадзора);
Главное управление по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям
Волгоградской области (далее - главное
управление по делам ГО и ЧС);
Волгоградская территориальная инспекция
Госатомнадзора Российской Федерации;
Волгоградский областной центр по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды;
открытое акционерное общество
"Волгоградэлектросвяэь";
закрытое акционерное общество
"Титан - Изотоп";
общество с ограниченной ответственностью
"Научно - внедренческое предприятие
РСА";
другие организации и коллективы по
усмотрению государственных заказчиков

Цели и задачи Программы - Совершенствование системы контроля
радиационной обстановки на территории
Волгоградской области в плане
соответствия системы требованиям
действующего законодательства, а также
организационным и техническим
требованиям;
оперативное обеспечение областных
органов исполнительной власти
достоверной информацией о состоянии
радиационной обстановки, фактах,
характере и масштабах ее ухудшения, а
также прогнозами в этой сфере;
оперативное обеспечение областной
системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях достоверной
информацией в части радиационной
обстановки для своевременного принятия
решений и контроля за их выполнением;
создание и ведение единого банка данных
о радиационной обстановке в области;
информационное обеспечение Единой
государственной автоматизированной
системы контроля радиационной обстановки
в части состояния радиационной
обстановки (далее - ЕГАСКРО) на
территории области и прогноза ее
развития

Перечень подпрограмм - Разработка комплекса проектно -
и основных мероприятий технической, нормативно - методической и
правовой документации на АСКРО;
проведение опытно - конструкторских
работ (далее - ОКР) по созданию
автоматизированной информационно -
управляющей подсистемы АСКРО;
создание инфраструктуры функциональных
подсистем и информационных модулей;
ввод системы в эксплуатацию и
обеспечение ее функционирования

Сроки реализации - 2000 - 2002 годы:
Программы 2000 - 2001 годы - создание I-й очереди
системы;
2001 - 2002 годы - создание системы
полного состава

Объемы и источники - Общая стоимость работ по Программе
финансирования составляет в ценах 1999 года - 3985 тыс.
рублей,
в том числе: I-я очередь - 1-й год
освоения - 1150 тыс. рублей, 2-й год
освоения - 495 тыс. рублей;
II-я очередь - 2340 тыс. рублей.
Финансирование работ осуществляется из
средств областного бюджета, бюджетов
муниципальных образований и внебюджетных
источников в объемах и в сроки,
устанавливаемые ежегодно утверждаемыми
планами мероприятий по реализации
Программы

Ожидаемые конечные - Создание современной единой
результаты реализации автоматизированной системы
Программы государственного контроля радиационной
обстановки на территории области,
обеспечивающей:
оперативный контроль радиационного
воздействия на население и среду
обитания человека, уровней радиационной
загрязненности объектов окружающей
природной среды;
прогнозирование развития радиационной
обстановки на территории Волгоградской
области, характера, масштабов и
последствий ее ухудшения;
оперативное обеспечение органов
областной исполнительной власти и Единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
информацией, необходимой для защиты
населения в связи с чрезвычайными
радиационными ситуациями

Система организации - Госкомэкология совместно с главным
контроля за исполнением управлением по делам ГО и ЧС, Центром
Программы госсанэпиднадзора, управлением финансов
администрации Волгоградской области и
другими заинтересованными организациями
осуществляют контроль за выполнением
мероприятий в рамках своих
функциональных обязанностей

1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Областная целевая программа "Создание автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 г. № 600 "О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" и постановления администрации Волгоградской области от 18 октября 1999 г. № 714 "О создании автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области", которыми определен статус этой системы, обеспечивающей информационную поддержку (информация о радиационной обстановке, прогноз, рекомендации) управленческих решений, принимаемых для обеспечения радиационной безопасности населения области и защиты окружающей среды.
В результате реализации программ использования атомной энергии в военных и народно - хозяйственных целях существенно возросло воздействие источников радиационного загрязнения на население и окружающую среду, увеличилась вероятность возникновения аварийных ситуаций на радиационно опасных объектах и ухудшения экологической обстановки вблизи них вследствие плановых сбросов и выбросов радиоактивных веществ, а также нештатных ситуаций.
Несмотря на отсутствие объектов ядерно - топливного цикла (ядерные реакторы, уранодобывающие, обогатительные производства и тому подобное), на территории Волгоградской области радиационно опасные объекты находятся в соседних регионах, гидрологически и атмосферно связанных с объектами окружающей среды и жизнедеятельностью человека в Волгоградской области:
объекты атомной энергетики (Балаковская, Нововоронежская и Ростовская АЭС, Горьковская АСТ);
атомные реакторы в г. Димитровграде;
подземные хранилища в Астраханской области и в Прикамье (п. Оса), созданные ядерными взрывами и содержащие долгоживущие продукты деления.
Кроме того, на территории области находятся 55 объектов, занятых обращением с радиоактивными веществами, из них 12 - используют радионуклидные источники излучения в открытом виде.
Общее количество учтенных радионуклидных источников превышает 4000 единиц.
Суммарная активность захороненных в специальном могильнике радиоактивных отходов - более 9000 Кюри.
Существенное радиационное воздействие на население оказывают природные радионуклиды, накапливающиеся в окружающей среде в результате производственной деятельности человека.
Так на территории Волгоградской области (Жирновский, Котовский, Фроловский районы) действуют объекты нефтедобычи, переработки и складирования промышленных отходов.
В силу характера производства эти объекты являются непосредственными источниками загрязнения окружающей среды естественными радионуклидами.
Существует необходимость обеспечения должного контроля за хранением и перевозкой радиационно опасных грузов по территории Волгоградской области, а также за безопасностью применения технологий и методов с использованием радиоактивных веществ в промышленности, науке и практической медицине.
Анализ вышеизложенной информации показывает, что проблемы контроля радиационной обстановки и оперативного принятия решений, в случаях ее угрожающего развития, являются весьма актуальными для органов исполнительной власти, управления и надзора Волгоградской области.
В настоящее время контроль радиационной обстановки в Волгоградской области осуществляется организациями ряда министерств и ведомств без необходимого взаимодействия. Данные, получаемые различными системами и службами, частично дублируют друг друга, а совместное их использование для получения обобщенных и достоверных оценок затруднено из-за отсутствия единой методологии и метрологии. Затрудняют работу соответствующих систем и служб отсутствие автоматизированного контроля параметров радиационной обстановки и недостаточная оснащенность современной телекоммуникационной техникой для оперативной передачи информации в центры ее обработки и анализа.
Вместе с тем в Волгоградской области осуществляется ряд серьезных проектов:
"Снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников" (Госкомэкология);
"Оценка радиационной обстановки в области" (Центр госсанэпиднадзора);
"Городская автоматизированная информационно - аналитическая система контроля радиационной обстановки" (управление по делам ГО и ЧС при администрации г. Волгограда);
"ОКР по организации и проведению контроля за ввозом, вывозом и транзитом радиационно опасных грузов по территории Волгоградской области" (главное управление по делам ГО и ЧС), которые представляют собой достаточную базу для разработки программы создания единой областной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, предусматривающей автоматизацию процессов сбора, передачи и обработки информации, полученной в результате проведения радиационного контроля, повышение надежности этого контроля и обеспечение высокой достоверности информации и ее оперативности.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа определяет перечень и последовательность проведения необходимых для создания АСКРО мероприятий, устанавливает сроки поэтапного создания системы, определяет порядок, объемы и источники финансирования проводимых в ее рамках работ.
Главными целями Программы являются:
совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области;
оперативное обеспечение органов исполнительной власти, управления и надзора Волгоградской области достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере и масштабах ее ухудшения, необходимой для принятия решений, а также расчета сил и средств для предотвращения возникновения чрезвычайных радиационных ситуаций или минимизации их последствий;
создание банка данных о радиационной обстановке.
Для достижения поставленных целей в Программе предусматривается последовательная реализация мероприятий по следующим направлениям:
разработка, согласование и утверждение комплекса проектно - технической, нормативно - методической и правовой документации;
проведение ОКР по созданию автоматизированной информационно - управляющей подсистемы АСКРО на базе оперативного компьютерного центра и инфраструктуры функциональных информационных подсистем и модулей;
проведение ОКР по созданию автоматизированной информационно - управляющей подсистемы АСКРО на базе аналитического компьютерного центра и инфраструктуры функциональных подсистем;
ввод АСКРО в эксплуатацию и обеспечение ее функционирования.
Базовый состав функциональных подсистем АСКРО определен, исходя из необходимости централизованного обеспечения трех видов автоматизированного радиационного мониторинга.
Мониторинг источников радиоактивного загрязнения осуществляется подсистемами Госкомэкологии, Госатомнадзора, ГТК, Минтопэнерго, а также вновь создаваемыми подсистемами: учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и контроля за ввозом, вывозом и транзитом радиационно опасных грузов (в том числе стройматериалов и металлолома);
мониторинг окружающей природной среды осуществляется территориальными подсистемами Госкомэкологии, Росгидромета, Минсельхозпрода и подсистемами автоматизированного контроля радиационной загрязненности воды в системах питьевого водоснабжения и динамики естественного радиационного фона;
мониторинг радиационного воздействия на человека осуществляется территориальными подсистемами Центра госсанэпиднадзора;
принятие оперативных решений по результатам мониторинга и централизованное обеспечение их выполнения осуществляется подсистемой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Мин ЧС) и уполномоченных органов исполнительной власти, управления и надзора Волгоградской области.
Организационно - техническое и информационное объединение указанных подсистем, а также информационное сопряжение с ЕГАСКРО осуществляется автоматизированной информационно - управляющей подсистемой АСКРО (на базе компьютерного центра).
Создание АСКРО осуществляется на основе:
построения структуры системы на базе действующих и создаваемых ведомственных подсистем и служб радиационного контроля. Указанные подсистемы и службы объединяются в единую областную систему на организационно - техническом и информационном уровне;
создания единого организационного, нормативно - правового, методического, программно - математического, метрологического и базового информационного обеспечения всех уровней системы;
поэтапного наращивания функциональных и технических возможностей (создание фрагментов подсистем, опытных зон и участков), как информационно открытой системы, допускающей дальнейшее развитие;
максимального использования готовых технических средств и сооружений, а также типовых технических средств сбора, передачи, обработки и хранения информации.
Программу предполагается осуществить в две очереди.
2000 - 2001 годы - создание I-й очереди АСКРО, которая должна обеспечить автоматизированный оперативный контроль радиационной обстановки и принятие централизованных решений по адекватному реагированию на ее изменения.
В основе первой очереди АСКРО - решение организационных, методических и правовых вопросов создания и функционирования, а также создание оперативного компьютерного центра с инфраструктурой существующих автоматизированных информационных модулей контроля, согласно плану мероприятий первого года освоения I-й очереди АСКРО.
2001 - 2002 годы - создание II-й очереди: аналитический компьютерный центр и инфраструктура его функциональных подсистем, реализация в полном объеме функций АСКРО, предусмотренных Программой, согласно плану мероприятий II-й очереди, который должен разрабатываться в 2001 году с учетом степени реализации I-й очереди и возможностями финансирования.

Принципиальная структура функциональных подсистем
АСКРО на территории Волгоградской области

   ----------------¬    
   ----------------¬   
   -----------------¬

¦ Федеральный ¦ ¦ Областные ¦ ¦ Госкомэкология ¦
¦ центр ЕГАСКРО ¦ ¦ органы власти ¦ ¦ ¦
L------T--------- L-------T-------- L--------T--------

¦ ¦ ¦
L----------------------¬ ¦ -----------------------

   ------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ --------------------------------¬

¦ Информационно - управляющая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Информационно - управляющая ¦
¦ подсистема КРО оперативного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подсистема КРО аналитического ¦
¦ центра АСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ центра АСКРО ¦
¦ (ГУ по делам ГО и ЧС) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (Центр Госсанэпиднадзора) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦----------------------------¬¦ ¦ ¦ ¦ ¦------------------------------¬¦
¦¦ Компьютерный ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ Компьютерный ¦¦
¦¦информационно - оперативны馦 ¦ ¦ ¦ ¦¦информационно - аналитически馦
¦¦ центр АСКРО ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ центр АСКРО ¦¦
¦¦(критерий принятия решений,¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ (банк данных, модели ¦¦
¦¦ контроль исполнения) ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ прогнозирования) ¦¦
¦L------------------T---------¦ ¦ ¦ ¦ ¦L------T-----------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
   -----------+---------+-+-+-+-+-------+--------¬              ¦

¦ ¦ Каналы связи ¦ ¦
¦ L---------------T-----T--T--T---T-------------- ¦
L------------------------- ¦ ¦ ¦ L-----------------------------

   -----------------------  ¦  L----------------¬

   ---------+----------------------¬ ¦      
   ----------+---------¬

¦ Сеть автоматизированных ¦ ¦ ¦Сеть функциональных¦
¦ региональных подсистем КРО ¦ L-------¬ ¦ информационных ¦
+--T-T--T----T------------------+ ¦ ¦ подсистем КРО ¦
¦ ¦ ¦ ¦----+----¬ ¦ ¦ ¦ контролирующих ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦Камышин ¦ ¦ ¦ ¦ служб и ведомств ¦
¦ ¦ ¦--++------¬ ¦ ¦ ¦ L--------------------

¦ ¦ ¦¦ +-- ¦ ¦
¦ ¦-++-------¬ ¦ Региональные ¦ ¦
¦ ¦¦ Волжский+-- компьютерные ¦ ¦
¦--++-------¬ ¦ центры ¦ ¦
¦¦ Волгоград+-- ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦
¦L-T---T---T- ¦ -------+----------------¬
¦--+-¬ ¦ --+-¬ Региональные ¦ ¦Подсистема оперативного¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ периферийные ¦ ¦ реагирования АСКРО ¦
¦L----...L---- информационные¦ ¦(специалисты, техника, ¦
¦ сети ¦ ¦ материалы) ¦
L-------------------------------- L------------------------


(Технические требования к компьютерному центру
и функциональным подсистемам, их структура
и принципы функционирования определяются
Техническим Заданием)

3. ФИНАНСОВОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Программы предусматривается за счет следующих источников финансирования:
областной бюджет (природоохранные мероприятия и иные статьи расходов);
бюджеты муниципальных образований;
экологический фонд;
средства предприятий.
Выполнение работ предусматривается в основном за счет использования областных трудовых и технических ресурсов.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизмом реализации Программы является совокупность организационно - технических мероприятий, необходимых для создания действующей автоматизированной системы контроля. Он определяется на основе анализа альтернативных вариантов комплекса последовательных мер и действий, обеспечивающих создание АСКРО.
Критериями предпочтительности для выбора варианта должны быть:
уменьшение финансирования и времени, затрачиваемых для получения реального эффекта от функционирования АСКРО;
широта охвата решаемых задач.
4.1. В связи с тем, что структура АСКРО, ее цели и задачи, изложенные в Программе, определены в соответствии с требованиями общего технического задания на федеральную систему, утвержденного 12 августа 1997 года Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, альтернативными можно рассматривать только варианты решений следующих задач:
выбор организаций разработчиков и исполнителей;
определение направлений, очередности и уровня технического обеспечения решаемых задач;
определение источников и порядка финансирования.
4.2. Разработчиками и непосредственными исполнителями Программы могут являться как местные, так и иногородние организации, а также и те, и другие в сотрудничестве.
4.2.1. Выбор разработчиков и исполнителей из местных организаций, при всех равных прочих критериях, объективно уменьшает затраты по созданию АСКРО на величину командировочных расходов и сумму налогов, поступающих в Волгоградский областной бюджет, а не в бюджет Москвы или иного города. Кроме того, этот вариант имеет социальную составляющую поддержки местных производителей.
Определенные Программой разработчики и исполнители ЗАО "Титан - Изотоп" и "Научно - внедренческое предприятие РСА" имеют соответствующие лицензионные права, достаточную производственную и интеллектуальную базу, многолетний опыт работ по профилю Программы.
4.3. АСКРО имеет довольно разветвленную иерархическую, функциональную и аппаратную структуру; продолжительный (3 года) период создания, что, с учетом погодового характера финансирования, однозначно предопределяет поэтапность работ.
Этап работ - комплекс мероприятий, реализация которых приведет к созданию фрагмента системы, способного решать одну из ее функциональных задач.
Очередь работ - совокупность завершенных этапов работ, приводящая к созданию действующего фрагмента системы, практически решающего одну или несколько ее общих функциональных задач.
4.3.1. Решаемые АСКРО задачи по своему характеру делятся на две группы:
оперативные - вопросы контроля быстротекущих (аварийных) изменений радиационной обстановки;
аналитические - вопросы оценки радиационной обстановки на территории Волгоградской области и прогнозирования направлений ее развития.
Первая группа задач требует круглосуточного участия в работе системы персонала, имеющего право принимать оперативные решения в аварийных ситуациях (функции системы Мин ЧС).
Решение второй группы задач - оценка и прогнозирование радиационной обстановки, не требует большой оперативности, так как производится на основе анализа информации за довольно длительный промежуток времени и на законодательном уровне вменяется в функции системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, учитывая функциональную предназначенность решаемых задач, отраженную структурой АСКРО, нет разумной альтернативы варианту механизма реализации Программы менее чем в две очереди.
Первая очередь - создание оперативной подсистемы АСКРО на базе главного управления по делам ГО и ЧС.
Вторая очередь - создание аналитической подсистемы АСКРО на базе Центра госсанэпиднадзора.
4.3.2. Механизмы реализации I-й и II-й очередей Программы аналогичны и имеют следующие альтернативные варианты выбора очередности решаемых задач (рассматриваются варианты механизма реализации I-й очереди):

Вариант № 1

Ориентировочные затраты 3630 тыс. рублей.
Продолжительность работ до эффекта от начала реализации 24 месяца.
Последовательность этапов реализации:
1) этапы разработки нормативно - правового, организационного, проектно - технического обеспечения.
Ориентировочные затраты 370 тыс. рублей;
2) этапы создания полномасштабной периферийной информационной сети (закупка оборудования, монтаж, наладка системы из 15-ти локальных автоматизированных средств радиационного контроля для пяти региональных подсистем на территории области).
Ориентировочные затраты 1800 тыс. рублей;
3) этапы создания полномасштабной сети из пяти локальных автоматизированных региональных подсистем АСКРО (закупка оборудования, монтаж, наладка сети региональных компьютерных центров, программно - математического обеспечения, средств и каналов связи, средств автоматизированного сбора, обработки и передачи информации).
Ориентировочные затраты 1100 тыс. рублей;
4) этапы создания областного оперативного компьютерного центра АСКРО (закупка оборудования, монтаж, наладка: компьютеров, программно - математического обеспечения, средств и каналов связи, средств автоматизированного сбора, обработки и передачи информации).
Ориентировочные затраты 260 тыс. рублей.

Вариант № 2

Ориентировочные затраты 2400 тыс. рублей.
Продолжительность работ до эффекта от реализации 12 месяцев.
Последовательность этапов реализации:
1) этап разработки нормативно - правового, организационного и проектно - технического обеспечения.
Ориентировочные затраты 370 тыс. рублей;
2) этапы создания одной региональной периферийной информационной сети (закупка оборудования, монтаж, наладка системы из 10 локальных автоматизированных средств радиационного контроля на территории одного района, города, объекта и тому подобное).
Ориентировочные затраты 1200 тыс. рублей;
3) этапы создания одной автоматизированной региональной подсистемы КРО (закупка оборудования, монтаж, наладка одного регионального компьютерного центра, программно - математического обеспечения, средств и каналов связи, средств автоматизированного сбора, обработки и передачи информации).
Ориентировочные затраты 270 тыс. рублей;
4) этапы создания областного оперативного компьютерного центра АСКРО (закупка оборудования, монтаж, наладка: компьютеров, программно - математического обеспечения, средств и каналов связи, средств автоматизированного сбора, обработки и передачи информации).
Ориентировочные затраты 260 тыс. рублей;
5) этапы расширения действующей в полном объеме областной оперативной подсистемы АСКРО за счет последовательного создания двух региональных информационных подсистем и подключения их к центру АСКРО.
Ориентировочные затраты 360 тыс. рублей.

Вариант № 3

Ориентировочные затраты 1645 тыс. рублей.
Продолжительность работ до получения эффекта от начала реализации 12 месяцев.
Последовательность этапов реализации:
1) этапы разработки нормативно - правового, организационного и проектно - технического обеспечения на АСКРО в полном объеме.
Ориентировочные затраты 370 тыс. рублей;
2) этапы создания одной региональной периферийной информационной сети на базе действующих средств автоматизированного радиационного контроля (см. примечание).
Ориентировочные затраты 385 тыс. рублей;
3) этапы создания одной автоматизированной региональной подсистемы КРО (закупка оборудования, монтаж, наладка одного регионального компьютерного центра с программно - математическим обеспечением, средствами и каналами связи, средствами автоматизированного сбора, обработки и передачи информации).
Ориентировочные затраты 270 тыс. рублей;
4) этапы создания областного оперативного компьютерного центра АСКРО (закупка оборудования, монтаж, наладка: компьютеров, программно - математического обеспечения, средств и каналов связи, средств автоматизированного сбора, обработки и передачи информации).
Ориентировочные затраты 260 тыс. рублей;
5) этапы расширения действующей в полном объеме областной оперативной подсистемы АСКРО за счет последовательного создания двух региональных информационных подсистем и подключения их к центру.
Ориентировочные затраты 360 тыс. рублей.
Примечание. В настоящее время на территории Волгоградской области находится в эксплуатации ряд локализованных, нестандартизованных технических средств автоматизированного радиационного контроля, аттестованных по классу индикаторов и используемых как сигнализаторы превышения пороговых значений. Количество, расположение и решаемые задачи позволяют рассматривать их как готовый фрагмент периферийной информационной сети АСКРО для контроля за динамикой радиационных параметров (без определения их количественных значений). Это сужает круг решаемых задач, но как временная (на начальном этапе) альтернатива созданию периферийной информационной сети только на базе современных средств контроля, дает ощутимое уменьшение финансовых и временных затрат.

Пример: ориентировочная стоимость Волгоградской городской подсистемы АСКРО с периферийной сетью из 10 точек контроля на базе существующих нестандартизованных средств контроля, включая покупное компьютерное и программное обеспечение, средства связи, обработки и передачи информации составит 800 тыс. рублей.
Ориентировочные же затраты только на приобретение 10 комплектов современных средств контроля для той же периферийной городской сети составят 900 тыс. рублей.
Кроме того, общее техническое задание на федеральную систему предписывает, при создании региональных подсистем АСКРО, максимальное использование готовых технических средств и фрагментов.
4.4. Результаты анализа изложенных альтернативных вариантов механизма реализации Программы показывают, что предпочтительнее третий вариант, который с наименьшими финансовыми затратами, благодаря использованию существующей части периферийной сети, позволяет АСКРО реализовывать свои функции уже после первого этапа - этапа создания центрального фрагмента системы (оперативный компьютерный центр одной региональной информационной подсистемой). Дальнейшая реализация Программы заключается в поэтапном наращивании периферийной сети действующей системы.
4.5. Одним из основных условий, определяющих эффективность любого варианта механизма реализации, является характер финансирования, который, помимо общих принципов построения, обязан учитывать структурные и функциональные особенности создаваемой системы.
4.5.1. Для рекомендуемого варианта механизма реализации Программы предлагается использовать следующий порядок финансирования:
этапы работ по созданию фрагментов, выполняющих общесистемные функции: разработка нормативно - правового, организационного и проектно - технического обеспечения АСКРО, создание областного оперативного компьютерного центра АСКРО - финансируются из бюджета Волгоградской области и бюджета экологического фонда Волгоградской области;
этапы работ по созданию региональных автоматизированных информационных подсистем в основном финансируются из бюджетов соответствующих региональных образований и внебюджетных источников (средства промышленных предприятий).
Привлечение внебюджетных средств предполагается осуществить на основании договора между администрациями городов Волгоградской области и предприятиями о сотрудничестве в деле создания объекта долевой коллективной собственности, каковым в данном случае будет являться региональная информационная подсистема КРО.
4.6. Механизм реализации оформляется в виде плана мероприятий по реализации каждой очереди областной целевой программы на планируемый год.

5. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Эффективность намечаемых мероприятий рассматривается с учетом реальной социально - экономической обстановки в Волгоградской области.
При реализации Программы планируется достижение:
в социальном аспекте - улучшение условий проживания людей за счет повышения эффективности контроля радиационных параметров среды обитания и жизнедеятельности;
в экономическом аспекте - уменьшение и предотвращение потерь на ликвидацию последствий чрезвычайных радиационных ситуаций;
в экологическом аспекте - предотвращение деградационных процессов в окружающей природной среде под действием факторов радиационного воздействия.
Реализация мероприятий Программы позволит создать современную единую автоматизированную систему контроля радиационной обстановки на территории области, обеспечивающую:
оперативный, централизованный контроль динамики гамма - фона по районам Волгоградской области и городским районам г. Волгограда;
оперативный, централизованный контроль степени радиационной загрязненности воды (на безопасном уровне) в системах питьевого водоснабжения городов Волгограда, Волжского, Камышина и Серафимовича;
оперативный, централизованный учет и контроль за ввозом, вывозом и транзитом радиационно опасных грузов на территории области;
создание единой компьютерной базы данных о составе и значениях параметров радиационной обстановки на территории области;
оперативную, централизованную оценку степени опасности радиационной обстановки на территории области;
прогнозирование опасных вариантов развития радиационной обстановки;
оперативную выдачу органам исполнительной власти Волгоградской области и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации и рекомендаций, необходимых для защиты населения, промышленных и природных объектов Волгоградской области от воздействия факторов радиационной опасности.

6. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Государственным заказчиком - координатором Программы является Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области.
Государственными заказчиками по направлениям Программы являются:
1) Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области, осуществляющий:
разработку, согласование и утверждение комплекса проектно - технической, нормативно - методической и правовой документации;
создание автоматизированной функциональной подсистемы контроля уровней радиоактивной загрязненности атмосферы, гидросферы, литосферы, а также отходов, материалов и веществ, поступающих через таможенные органы;
2) главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской области, осуществляющее проведение ОКР по созданию автоматизированной информационно - управляющей подсистемы АСКРО на базе оперативного компьютерного центра и инфраструктуры функциональных информационных подсистем и модулей;
3) Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора Волгоградской области, осуществляющий проведение ОКР по созданию автоматизированной информационно - управляющей подсистемы АСКРО на базе аналитического компьютерного центра и инфраструктуры функциональных подсистем.
Разработчиками Программы и АСКРО являются:
1) Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области - в части решения вопросов организационно - правового, нормативно - методического и программно - математического обеспечения АСКРО;
2) закрытое акционерное общество "Титан - Изотоп" - в части разработки организационно - технической структуры контроля радиационных параметров;
3) общество с ограниченной ответственностью "Научно - внедренческое предприятие РСА" - в части разработки организационно - технической структуры обработки информации и информационного обмена.
Участниками Программы являются:
1) отдел инспекций радиационной безопасности в Волгоградской области Федерального надзора Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, в части выполнения функций в соответствии с Положением о Федеральном надзоре Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности;
2) Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - в части выполнения функций подсистемы АСКРО по контролю радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, почв и поверхностных вод;
3) Открытое акционерное общество "Волгоградэлектросвязь" - в части обеспечения предварительно согласованными каналами связи для информационного обмена в рамках АСКРО и ЕГАСКРО.
Заказчики по направлениям, разработчики и участники Программы разрабатывают и предоставляют государственному заказчику - координатору планы мероприятий на планируемый год и отчеты о выполнении мероприятий истекшего года, прилагая пояснительные записки.
Государственный заказчик - координатор, на основании представленных планов разрабатывает общий план мероприятий по реализации Программы на планируемый год, исходя из условий технической готовности и возможностей финансирования, содержащий перечень мероприятий, их очередность, исполнителей, сроки исполнения, источники и объемы финансирования.
К общему плану прилагается документация, подтверждающая наличие внебюджетных источников финансирования.
План мероприятий согласовывается с межведомственным координационным советом по радиационной безопасности при администрации Волгоградской области, комитетом экономики администрации Волгоградской области, управлением финансов администрации Волгоградской области, Государственным учреждением "Экологический фонд Волгоградской области" и утверждается государственным заказчиком.
Государственный заказчик - координатор на основании утвержденного общего плана мероприятий готовит бюджетные заявки: администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думе к проекту закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год; соответствующим министерствам и ведомствам - для выделения средств из федерального бюджета.
Комитет экономики администрации Волгоградской области и управление финансов администрации Волгоградской области при разработке комплексных программ социально - экономического развития Волгоградской области и проекта бюджета на очередной финансовый год предусматривают выделение финансовых средств для реализации планируемых мероприятий, исходя из финансовых возможностей областного бюджета на соответствующий год.
Государственное учреждение "Экологический фонд Волгоградской области" при разработке проекта бюджета экологического фонда Волгоградской области на очередной финансовый год предусматривает финансирование мероприятий Программы.
Управление финансов администрации Волгоградской области обеспечивает перечисление средств из областного бюджета в установленном порядке государственному заказчику - координатору.
Реализация плановых мероприятий осуществляется на основе договоров, заключаемых государственным заказчиком - координатором с исполнителями.
Государственный заказчик - координатор контролирует ход выполнения исполнителями работ на соответствие срокам и объемам реализации, утвержденным планами соответствующих договоров.
Государственный заказчик - координатор отчитывается о результатах реализации плана мероприятий перед государственным заказчиком по установленной форме.

Заместитель председателя
Волгоградской областной Думы
В.П.АНДРОПОВ





Приложение № 2
к Постановлению
Волгоградской областной Думы
от 27 апреля 2000 г. № 6/172

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ I-Й ОЧЕРЕДИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ, В РАМКАХ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ
ОБСТАНОВКИ" НА 2000 ГОД

   -------T-----------------------T-------T-------------------------T---------¬

¦ № ¦ Наименование ¦Сроки ¦Источники и объемы финан-¦Исполни- ¦
¦ п/п ¦ мероприятий <*> ¦испол- ¦сирования (тыс. рублей в ¦тель ¦
¦ ¦ ¦нения ¦ценах декабря 1999 г.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +------T-----T-----T------¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦всего ¦обла-¦обла-¦другие¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦стной¦стной¦источ-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦эко- ¦бюд- ¦ники ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦фонд ¦жет ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1. ¦Разработка технического¦ ¦ 485,0¦200,0¦185,0¦ 100,0¦ ¦
¦ ¦задания и комплекса¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектно - технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации АСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1.1. ¦Предпроектные исследо-¦ ¦ 130,0¦ ¦ 55,0¦ ¦ ЗАО ¦
¦ ¦вания для формирования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Титан - ¦
¦ ¦задач по разработке¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Изотоп" ¦
¦ ¦АСКРО, разработка целе-¦ ¦ ¦ 50,0¦ ¦ 25,0¦ ООО ¦
¦ ¦вой Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"НВП РСА"¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1.1.2.¦Формирование требований¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к составу и видам обес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦печения АСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1.1.3.¦Формирование требований¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к организации работ по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦созданию АСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1.2. ¦Формирование, согласо-¦ май ¦ 130,0¦ ¦ 55,0¦ ¦ ЗАО ¦
¦ ¦вание и утверждение¦2000 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Титан - ¦
¦ ¦технического задания на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Изотоп" ¦
¦ ¦АСКРО ¦ ¦ ¦ 50,0¦ ¦ 25,0¦ ООО ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"НВП РСА"¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1.3. ¦Разработка проектно -¦август ¦ 225,0¦100,0¦ 75,0¦ 50,0¦ ООО ¦
¦ ¦технической документа-¦2000 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦"НВП РСА"¦
¦ ¦ции I-й очереди АСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1.3.1.¦Областная оперативная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационно - управ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ляющая подсистема АСКРО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1.3.2.¦Волгоградская подсисте-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ма АСКРО (ГАИАСКРО) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦1.3.3.¦Фроловская подсистема¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦АСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦2. ¦Монтаж, наладка I-й¦ ¦ 665,0¦ ¦ 15,0¦ 650,0¦ ¦
¦ ¦очереди АСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦2.1. ¦Комплектация, монтаж,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наладка, сдаточные ис-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пытания I-й очереди¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Волгоградской подсисте-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мы АСКРО (ГАИАСКРО) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦2.1.1.¦Разработка рабочего па-¦ ¦ 120,0¦ ¦ ¦ 120,0¦ ООО ¦
¦ ¦кета программного обес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"НВП РСА"¦
¦ ¦печения ГАИАСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦2.1.2.¦Комплектация, монтаж,¦ ¦ 120,0¦ ¦ ¦ 120,0¦ ООО ¦
¦ ¦наладка компьютерного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"НВП РСА"¦
¦ ¦центра ГАИАСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦2.1.3.¦Комплектация, монтаж,¦ ¦ 400,0¦ ¦ ¦ 80,0¦ ЗАО ¦
¦ ¦наладка автоматизиро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Титан - ¦
¦ ¦ванных информационных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Изотоп" ¦
¦ ¦модулей контроля дина-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 320,0¦ ООО ¦
¦ ¦мики гамма - фона (8¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"НВП РСА"¦
¦ ¦модулей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦2.1.4.¦Проведение приемо -¦декабрь¦ 25,0¦ ¦ 15,0¦ ¦ ЗАО ¦
¦ ¦сдаточных испытаний I-й¦2000 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Титан - ¦
¦ ¦очереди ГАИАСКРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Изотоп" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10,0¦ ООО ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"НВП РСА"¦
+------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+---------+
¦ ¦ИТОГО ¦ ¦1150,0¦200,0¦200,0¦ 750,0¦ ¦
L------+-----------------------+-------+------+-----+-----+------+----------


   -------------------------------

<*> Работы проводятся при непосредственном участии и постоянном контроле Госкомэкологии.

Заместитель председателя
Волгоградской областной Думы
В.П.АНДРОПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru