Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления юстиции Волгоградской обл. от 25.04.2000 № 01-01/21-00
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.04.1997 № 111-ОД "О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 апреля 2000 г. № 01-01/21-00

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 18.04.1997 № 111-ОД "О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом координации правотворческой деятельности управления юстиции проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области 111-ОД от 18.04.97 "О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в Волгоградской области" в ред. Закона Волгоградской области № 284-ОД от 05.07.99 (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
При проведении экспертизы были использованы следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности";
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации";
Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.99 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ".
Законом Волгоградской области регулируются отношения о порядке образования и деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области с целью "кредитования и сбережения денежных средств своих членов".
1. Закон Волгоградской области регулирует отношения, отнесенные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации к исключительной компетенции Российской Федерации, в частности:
пунктами "ж" и "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ финансового, кредитного регулирования, а также гражданское законодательство; статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в кредитном договоре кредитором вправе выступать только банк или кредитная организация;
статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает стороной в договоре банковского вклада только банк или кредитную организацию;
часть 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что "правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России";
глава II Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.99 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ" не предусматривает право законодательного органа субъекта Российской Федерации регулировать рассматриваемые отношения.
2. Организационно - правовая форма, установленная Законом Волгоградской области в виде сельскохозяйственного специализированного потребительского кооператива, противоречит организационно - правовой форме, предусмотренной федеральным законодательством для организаций, занимающихся рассматриваемыми видами деятельности.
Часть 1 статьи 1 Закона Волгоградской области предусматривает, что "СКПК - это некоммерческая организация".
По своим целям и задачам сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" имеют статус кредитной организации.
В силу статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитные организации могут образовываться в форме хозяйственных обществ.
Согласно части 1 статьи 66 ГК РФ, хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом.
3. Пункт 1 статьи 1 Закона Волгоградской области определяет круг лиц, имеющих право быть членами сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, что противоречит положению Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона "СКПК - это некоммерческая организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями (юридическими и (или) физическими лицами) и жителями данного сельского муниципального образования на основе добровольного членства, объединения их имущественных паевых и иных взносов с целью самокредитования и сбережения денежных средств своих членов".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
4. Закон в части установления минимального размера резервного фонда (пункт 1 статьи 17 Закона "не менее 20% от величины паевого фонда") противоречит Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации" (часть 6 статьи 34 Федерального закона).
В силу положений Федерального закона минимальный размер резервного фонда должен составлять не менее 10% от паевого фонда кооператива.
5. Закон исключает возможность проведения аудиторских проверок сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области, что противоречит положению статьи 31 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", которая предусматривает осуществление аудиторских проверок деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Таким образом, Закон Волгоградской области от 18.04.97 № 111-ОД "О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в Волгоградской области" в ред. Закона Волгоградской области № 284-ОД от 05.07.99 противоречит действующему федеральному законодательству.

Начальник отдела
Н.А.СЕВЕРИНА

Исполнитель
Ведущий специалист
управления юстиции
А.В.АЛЕКСЕЕВ

Согласовано
Первый заместитель начальника
управления юстиции
Волгоградской области
В.М.ВОЛОГИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru