Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления юстиции Волгоградской обл. от 28.03.2000 № 01-01/16-00
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.02.2000 № 378-ОД "О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 28 марта 2000 г. № 01-01/16-00

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.02.2000
№ 378-ОД "О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ
СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И АРБИТРАЖНОГО СУДА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Закон Волгоградской области от 28.02.2000 № 378-ОД "О порядке согласования Волгоградской областной Думой кандидатур на должности судей судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Волгоградской области" принят Волгоградской областной Думой 10.02.2000, подписан Главой Администрации Волгоградской области 28.02.2000, официально опубликован 14.03.2000 в газете "Волгоградская правда".
Закон регулирует порядок согласования в Волгоградской областной Думе кандидатур на должности судей федеральных судов.
Юридической экспертизой установлено противоречие рассматриваемого Закона Волгоградской области федеральному законодательству.

1. Закон Волгоградской области изменяет порядок наделения полномочиями федеральных судей:
а) рассматриваемый Закон предусматривает, что "кандидатура для назначения на должность судьи не может быть представлена в Думу более двух раз" (часть 5 статьи 4 Закона Волгоградской области).
Указанная норма вносит изменение в порядок наделения полномочиями судей, установленный статьей 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", т.к. предусматривает возможность отклонения кандидатуры уже на стадии согласования.
Согласно указанной норме федерального законодательства судьи областных судов, судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Аналогичный порядок установлен и для судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Примечание. Следует учитывать, что в силу установленного порядка под термином "согласование" федеральное законодательство понимает "учет мнения" (часть 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Мнение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, положительное или отрицательное, должно учитываться Президентом Российской Федерации при принятии окончательного решения.

Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации" дополняет Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", указывая, что Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает федеральных судей либо отклоняет представленные кандидатуры (часть 5 статьи 6 Федерального закона).
Обязательным условием для назначения Президентом Российской Федерации кандидата на должность судьи Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает наличие положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (часть 6 статьи 6 Федерального закона).
Следовательно, правом отклонения кандидатуры на должность федерального судьи наделен только Президент Российской Федерации;
б) рассматриваемый Закон предусматривает согласование кандидатов на должность федерального судьи с исполнительным органом государственной власти Волгоградской области, а также возможное согласование с органами местного самоуправления Волгоградской области (статья 3 Закона Волгоградской области).
В силу федерального порядка наделения полномочиями судей кандидатуры согласовываются только с законодательным (представительным) органом;
в) рассматриваемый Закон устанавливает перечень документов, необходимых для согласования кандидатур на должность судьи Волгоградской областной Думой (статья 2 Закона Волгоградской области).
Рассмотрение данного перечня документов в полном объеме выходит за рамки компетенции законодательного (представительного) органа.
Федеральным законодательством установлены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.
Следовательно, перечень документов должен устанавливаться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи.
Таким образом, Закон Волгоградской области нарушает федеральное законодательство и, как следствие, право гражданина Российской Федерации, претендующего на занятие должности федерального судьи.

2. Форма нормативного правового акта не соответствует регулируемым отношениям.
Отношения, которые регулирует Закон Волгоградской области, являются составной частью единого процесса - порядка наделения полномочиями федеральных судей.
"Закон - нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения". <*>
   --------------------------------

<*> Юридическая энциклопедия. Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: 1999, стр. 164.

Порядок согласования кандидатов на должность федеральных судей, являясь составной частью единого процесса, не относится к "наиболее важным общественным отношениям" в силу своего промежуточного положения.
Следовательно, порядок согласования законодательным (представительным) органом государственной власти Волгоградской области должен утверждаться постановлением Волгоградской областной Думы.
Руководствуясь изложенным, юридической экспертизой установлено, что Закон Волгоградской области от 28.02.2000 № 378-ОД "О порядке согласования Волгоградской областной Думой кандидатур на должности судей судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству, т.к. устанавливает иной порядок наделения полномочиями федеральных судей и наделяет Волгоградскую областную Думу контрольными функциями по отношению к федеральной судебной системе.

Главный специалист
управления юстиции
Г.В.КОСТИН

Согласовано
Первый заместитель начальника
управления юстиции
В.М.ВОЛОГИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru