Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 10.03.2000
<О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 204, ВОЗБУЖДЕННОМУ В ОТНОШЕНИИ МУП "ВОЛЖСКИЕ МЕЖРАЙОННЫЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2000 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 204, возбужденное в отношении МУП "Волжские межрайонные электросети" (404130, г. Волжский Волгоградской области, Индустриальный проезд, 12) по признакам нарушения им п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
1. Дело № 204 было возбуждено по заявлению управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Волжского (далее - УЖКХ) в отношении МУП "Волжские межрайонные электросети" (далее - МУП "ВМЭС") по признакам нарушения им п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившихся в понуждении потребителей к заключению договоров на предоставление электроэнергии под угрозой отказа в выдаче расчетных книжек за электроэнергию, что ущемляет интересы физических лиц.
2. На заседании Комиссии представитель УЖКХ изменил основания, по которым заключение договоров энергоснабжения МУП "ВМЭС" следует квалифицировать как нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции...".
Злоупотребление доминирующим положением МУП "ВМЭС", как считает заявитель, выразилось в том, что МУП "ВМЭС" не имеет с абонентами, проживающими в муниципальном жилищном фонде, присоединенной сети, через которую может подаваться электроэнергия, в соответствии со ст. 539 ГК РФ.
Собственником сети, через которую сети, принадлежащие МУП "ВМЭС", присоединяются к сетям, находящимся в квартире абонента, является муниципальное образование.
31.10.94 управление муниципального имущества г. Волжского и УЖКХ заключили договор (зарегистрирован за № 74 оу от 17.05.95 с изменениями от 01.06.98) о передаче муниципального жилищного фонда на праве оперативного управления в ведение УЖКХ. На основании этого договора внутридомовая электросеть находится на балансе УЖКХ, поэтому ему принадлежит право заключения договоров энергоснабжения с нанимателями.
Кроме того, энергоснабжение населения относится к предмету ведения местного самоуправления (муниципальный заказ).
В соответствии с распоряжением УЖКХ от 26.11.99 № 223 "О договорах электроснабжения" уполномоченным на заключение договоров найма и предоставления коммунальных услуг, в том числе энергоснабжения, является МУП "Жилищное хозяйство".
Следовательно, заключение договоров энергоснабжения МУП "ВМЭС" с потребителями, проживающими в муниципальном фонде, ущемляет интересы МУП "Жилищное хозяйство" и УЖКХ.
Договоры, заключаемые МУП "ВМЭС" с гражданами, также ущемляют интересы последних, так как в них содержатся условия, вводящие физических лиц в заблуждение в связи с тем, что информация, в них содержащаяся, не отвечает требованиям законодательства о защите прав потребителей. В частности, его нарушают пункты 1.1, 1.2, 2.8, 4.1 - 4.3, 5.1, 7.1 договора.
Таким образом, заключая договоры о снабжении электрической энергией бытового абонента, проживающего в муниципальном жилищном фонде (далее - договор), МУП "ВМЭС" злоупотребляет своим доминирующим положением, ущемляет интересы физических лиц и нарушает действующее антимонопольное законодательство.
3. Представители МУП "ВМЭС" с доводами представителя УЖКХ не согласились. Они считают, что в их действиях по заключению договоров энергоснабжения нет нарушений антимонопольного законодательства.
Интересы МУП "Жилищное хозяйство" не ущемлены, так как 01.01.2000 между последним и МУП "ВМЭС" заключен договор № 2 на техническое обслуживание внутридомовых электрических сетей и устройств, по которому МУП "Жилищное хозяйство" приняло на себя обязательства содержания и технического обслуживания внутридомовых электросетей и устройств (до ввода в квартиры), а МУП "ВМЭС" - оплачивать эти услуги за счет доходов, получаемых им "от эксплуатации внутридомового электрооборудования (поступления от жильцов за пользование электроэнергией)".
Таким образом, этот договор обеспечивает присоединение внутридомовых сетей к сетям, находящимся на балансе МУП "ВМЭС". При таких условиях заключение договоров энергоснабжения с гражданами является выражением волеизъявления сторон и соответствует ст. 539 ГК РФ.
Представители МУП "ВМЭС" согласились с тем, что заключаемые им договоры не содержат всей необходимой информации для потребителей. Однако вся недостающая в договорах информация предоставляется потребителям при заключении договоров. В подтверждение этого они представили фотографии стендов, размещенных в месте заключения договоров.
Предоставляя полную и достоверную информацию о себе и товаре при заключении Договоров, МУП "ВМЭС" надлежащим образом исполняет Закон РФ "О защите прав потребителей" и, следовательно, не ущемляет интересы физических лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле и представленные дополнительно доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Договор энергоснабжения является договором, на который распространяются требования гражданского законодательства, регулирующего как отношения купли-продажи в общем, так и непосредственно отношения по электроснабжению.
По своей сути договор энергоснабжения означает продажу произведенной или закупленной электроэнергии потребителю (абоненту). Следовательно, продавцом (энергоснабжающей организацией) по данному договору может быть только непосредственный производитель электроэнергии либо оптовый ее покупатель.
МУП "Жилищное хозяйство" и УЖКХ не относятся ни к энергопроизводящей организации, ни к организации, оптом закупающей электроэнергию. Следовательно, для заключения договоров энергоснабжения с бытовым потребителем МУП "Жилищное хозяйство" должен заключить договор на оптовую покупку электрической энергии с энергопроизводящей организацией или посредником. Такой договор отсутствует.
МУП "ВМЭС", напротив, является оптовым покупателем электрической энергии и, следовательно, подпадает под понятие продавца. У него есть договоры о снабжении электрической энергией с АО "Волгоградэнерго" № 30 от 11.01.99 и № 90 от 17.03.99.
Включение МУП "ВМЭС" в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (уведомление ФЭК России о включении в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе от 22.01.99 № ФЭК-ЮП-20/10) обязывает МУП "ВМЭС" заключать договоры энергоснабжения с потребителями (ст. 426 ГК РФ) при наличии технической возможности.
Договор на техническое обслуживание внутридомовых электрических сетей и устройств № 2 от 01.01.2000 создал для МУП "ВМЭС" техническую возможность продажи электроэнергии через присоединенную сеть гражданам, проживающим в муниципальном жилом фонде.
Более того, МУП "ВМЭС" фактически имеет договоры с гражданами, которые оплачивают ему потребленную электроэнергию, поэтому данные договоры о снабжении электрической энергией бытового абонента в большинстве случаев являются не заключением договора, а письменным его оформлением, так как в соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, ущемления интересов МУП "Жилищное хозяйство" и УЖКХ в действиях МУП "ВМЭС" не усматривается.
2. Исследовав договор о снабжении электрической энергией бытового абонента, заключаемый МУП "ВМЭС", Комиссия не установила несоответствия пунктов 1.1, 1.2, 4.1 - 4.3, 5.1 и 7.1 требованиям законодательства о защите прав потребителей.
Пункт 2.8 Договора возлагает на абонента обязанность проводить необходимые ремонты и профилактические испытания принадлежащего ему электрооборудования и проводок.
Названный договор заключается как с собственником жилого помещения, так и с нанимателем. Возложение такой обязанности на собственника правомерно, так как в соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Для нанимателя жилого помещения данная норма будет являться не соответствующей действующему гражданскому законодательству.
Однако из представленных МУП "ВМЭС" материалов (письма МУП "ВМЭС" от 31.01.2000 № 01/154 и от 10.03.2000 № юр 409) следует, что необходимая информация доводится до сведения потребителей посредством специально оформленных стендов, которые находятся в абонентской службе МУП "ВМЭС", а также на всех его участках по заключению договоров с населением (ЖЭУ). Из представленных фотографий можно определить, что на стендах имеются разъяснения пункта 2.8 данного договора, в которых указано, как должен поступать потребитель при осуществлении ремонта и профилактического испытания электрооборудования.
В соответствии со ст. ст. 8 и 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию в наглядной и доступной форме способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. В связи с тем, что по договору энергоснабжения действующими нормативно-правовыми документами не определен способ доведения информации до потребителя, следовательно, хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определять указанный способ предоставления этой информации (в договоре либо иным способом).
В связи с этим Комиссия пришла к выводу, что нет оснований полагать, что необходимая и достоверная информация в доступной и наглядной форме потребителю не предоставляется, то есть нарушается законодательство о защите прав потребителей. Следовательно, отсутствует ущемление интересов физических лиц.
Таким образом, своими действиями МУП "ВМЭС" не ущемляет ни интересы хозяйствующих субъектов (МУП "Жилищное хозяйство"), ни интересы физических лиц (потребителей), а значит, не подпадает под действие ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Дело № 204 о нарушении ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении МУП "Волжские межрайонные электросети" производством прекратить.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Е.В.БЕЛЯКОВА
Е.Г.ПОПОВА
Н.М.МАЛИКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru