Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 21.02.2000
<О НАРУШЕНИИ ЗАО "ЭКСПРЕСС ЮГ" И ГУП "ВОЛГОФАРМ" ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2000 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 51 по признакам нарушения ЗАО "Экспресс Юг" (г. Волгоград, шоссе Авиаторов, 1) и ГУП "Волгофарм" (г. Волгоград, Аптечный проезд, 1) статьи 5 Федерального закона "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), возбужденное по собственной инициативе, установила:
В газете "Московский комсомолец" в Волгограде" (свидетельство о государственной регистрации № 016106 от 15.05.1997) от 2 - 9 декабря 1999 г. на странице 16 была размещена статья "Без страха перед инфекцией", в которой содержалась реклама препарата "Бетадин" и информация о том, что его можно приобрести в аптеках и аптечных пунктах ГУП "Волгофарм".
В той же газете от 3 - 10 февраля 2000 г. на странице 14 была опубликована статья "Чтобы ума была палата", содержащая рекламу препарата "Калия Йодид 200", выпускаемого фирмой "Берлин-Хеми".
В соответствии с договорами на оказание рекламных услуг № 8-р от 5 января 1999 г. и № 9/р от 13 января 2000 г., а также в соответствии с пояснениями представителя ГУП "Волгофарм" Терновой Т.В. рекламодателем и рекламопроизводителем упомянутой рекламы является ГУП "Волгофарм", рекламораспространителем - ЗАО "Экспресс Юг".
В ходе рассмотрения дела было установлено, что препараты "Бетадин" и "Калия Йодид 200" отпускаются без рецепта врача в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 19 июля 1999 г. № 287 "О перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача", поэтому их реклама допускается ФЗ "О рекламе" (п. 2 ст. 16).
Реклама препаратов "Бетадин" и "Калия Йодид 200" была размещена в газете нерекламного характера на нерекламной полосе и не содержала надлежащего предварительного сообщения о том, что является рекламой. Это является нарушением п. 1 ст. 5 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, пометки "на правах рекламы") не допускается (п. 1 ст. 5 ФЗ "О рекламе").
В начале заголовка статьи "Без страха перед инфекцией" расположен знак: буква "к" в круге черного цвета диаметром 3 мм. Представитель ЗАО "Экспресс Юг" Агеев А.А. (доверенность от 02.02.2000) на рассмотрении дела 03.02.2000 пояснил, что знак предупреждает о том, что информация является рекламной; в конце региональной вкладки даются редакционные сведения и расшифровка знака.
Комиссией было установлено, что в номере, где была размещена статья "Без страха перед инфекцией", не было расшифровки знака. Расшифровка знака была обнаружена в номере газеты "Московский комсомолец" в Волгограде" от 10 - 17 февраля 2000 г. в конце 16-й страницы, где было написано, что данный знак обозначает "публикации на коммерческой основе". По мнению Комиссии, знак - "буква "к" в круге черного цвета диаметром 3 мм" - не является надлежащим предварительным сообщением о том, что публикуемая информация является рекламой.
Препараты "Бетадин" и "Калия Йодид 200" подлежат обязательной сертификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" и Постановлением Госстандарта РФ от 24.04.1998 № 26 "Об утверждении и введении в действие Правил сертификации лекарственных средств". ГУП "Волгофарм" имеет сертификаты соответствия на препараты "Бетадин" (№ 77/24321ЦСиККЛМ от 14.07.1999 и № 77/43812ЦСиККЛМ) и "Калия Йодид 200" (№ 77/48498ЦСиККЛМ от 24.12.1999).
Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации" (п. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе"). Реклама препаратов "Бетадин" и "Калия Йодид 200" не сопровождалась упомянутой пометкой.
Деятельность ГУП "Волгофарм" подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ "О лекарственных средствах" от 22.06.1998 № 86-ФЗ (ред. от 02.01.2000). ГУП "Волгофарм" имеет соответствующие лицензии.
Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию. В рассматриваемой рекламе не содержалось сведений о лицензии ГУП "Волгофарм" и органе, ее выдавшем, что является нарушением п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан представлять, а рекламораспространитель обязан требовать предъявления соответствующей лицензии или ее надлежащей копии. На рассмотрении дела представитель ГУП "Волгофарм" пояснил, что ЗАО "Экспресс Юг" не требовало предъявить лицензию.
На основании статьи 30 Закона рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части ее содержания, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламораспространителя или рекламопроизводителя.
В данном случае нарушение установленных законом требований к рекламе было очевидным для рекламораспространителя - ЗАО "Экспресс Юг", оказывающего услуги в качестве такового на постоянной основе. Публикация ненадлежащей по содержанию рекламы произошла как по его вине, так и по вине рекламодателя - ГУП "Волгофарм". Таким образом, ответственность за нарушение п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" лежит на ГУП "Волгофарм" и ЗАО "Экспресс Юг".
Таким образом, ГУП "Волгофарм" виновно в размещении рекламы без пометки "подлежит обязательной сертификации" (п. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе") и сведений о лицензии и органе, ее выдавшем (п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе").
ЗАО "Экспресс Юг" также виновно в нарушении п. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе". ЗАО "Экспресс Юг" виновно и в том, что использовало в газете "Московский комсомолец" в Волгограде", носящей нерекламный характер, целенаправленное обращение внимания потребителей рекламы на препараты "Бетадин" и "Калия Йодид 200", а также на изготовителя и продавца этих товаров для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, пометки "на правах рекламы") (п. 1 ст. 5 ФЗ "О рекламе").
В соответствии со статьей 2 ФЗ "О рекламе" реклама препаратов "Бетадин" и "Калия Йодид 200", размещенная в газете "Московский комсомолец" в Волгограде" от 2 - 9 декабря 1999 г. (статья "Без страха перед инфекцией") и от 3 - 10 февраля 2000 г. (статья "Чтобы ума была палата"), является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (п. 2 ст. 31 ФЗ "О рекламе").
Руководствуясь пунктом 1 ст. 26 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия решила:
1. Признать ЗАО "Экспресс Юг" и ГУП "Волгофарм" нарушившими статью 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Экспресс Юг" и ГУП "Волгофарм" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Применить к ЗАО "Экспресс Юг" меры ответственности в соответствии с пунктом 2 ст. 31 Федерального закона "О рекламе" в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 25 (двадцати пяти) минимальных размеров оплаты труда.
4. Применить к ГУП "Волгофарм" меры ответственности в соответствии с пунктом 2 ст. 31 Федерального закона "О рекламе" в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 25 (двадцати пяти) минимальных размеров оплаты труда.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в месячный срок с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
О.А.ГЛУХОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru