Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 10.12.1999
<ПО ДЕЛУ № 191 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. ВОЛГОГРАДА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 1999 года

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 191, возбужденное по признакам нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении департамента ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда (400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 10) и администрации Советского района г. Волгограда (400011, г. Волгоград, ул. Цимлянская, 1), МУ "ЖКХ Советского района" (400011, г. Волгоград, ул. Цимлянская, 4/2), установила:
ОАО "Дом-Сервис" и ТОО "Базальт" обратились в Территориальное управление МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия с заявлением о признании действий департамента ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда, администрации Советского района г. Волгограда и МУ "ЖКХ Советского района" противоречащими антимонопольному законодательству и выразившимися в следующем.
ОАО "Дом-Сервис", учредителем которого является комитет по управлению имуществом г. Волгограда, было создано для осуществления предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальной сфере. Одной из целей создания ОАО "Дом-Сервис" было развитие конкуренции посредством входа на рынок хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
Для вероятного и достаточного входа на рынок по техническому обслуживанию жилищного фонда ОАО "Дом-Сервис" необходимо обслуживать кондоминиумы и жилые дома муниципального жилищного фонда территориально компактно расположенные, так как его предпринимательская деятельность более эффективна при обслуживании жилищного фонда в одном районе. Организовать зону обслуживания компактно расположенных домов невозможно без заключения договоров на обслуживание муниципального жилищного фонда. Однако, несмотря на обращения ОАО "Дом-Сервис" в администрацию г. Волгограда (письмо от 05.10.99 № 61) и департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации г. Волгограда (далее - департамент ЖКХ и ТЭК) (письма от 01.12.98 № 3, от 17.02.99 № 16 и от 06.10.99 № 62), конкурсы на право выполнения работ по содержанию, эксплуатации и ремонту муниципального жилищного фонда не проводились. В результате этого ОАО "Дом-Сервис" не имело возможности получить доступ на рынок техобслуживания муниципального жилищного фонда, что содержит в себе признаки нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции...".
ТОО "Базальт" (далее - ТОО) заключило договор от 01.09.97 № 25 с МУП "Райжилкомхоз Советского района" на техническое обслуживание 201-го микрорайона г. Волгограда сроком до 31.12.98. Однако в январе 1998 года МУП "Райжилкомхоз Советского района" в одностороннем порядке прекратило исполнение взятых на себя обязательств по договору, в результате чего ТОО не имело возможности осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Конкурс на право выполнения работ по содержанию, эксплуатации и ремонту муниципального жилищного фонда больше не проводился. Прекращение МУП "Райжилкомхоз Советского района" (в настоящее время МУ "ЖКХ Советского района") в одностороннем порядке обязательств по договору от 01.09.97 № 25 и непроведение впоследствии администрацией Советского района конкурса на право обслуживания муниципального жилого фонда среди хозяйствующих субъектов содержат в себе признаки нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции...", так как создают дискриминирующие условия ТОО "Базальт" и ОАО "Дом-Сервис" по сравнению с муниципальными жилищно-эксплуатационными предприятиями Советского района г. Волгограда.
На заседании комиссии 01.11.99 представители департамента ЖКХ и ТЭК заявили ходатайство о выделении в отдельное производство рассмотрение дела по существу заявленных требований ТОО "Базальт". Комиссия удовлетворила данное ходатайство.
Представители департамента ЖКХ и ТЭК представили объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела (пояснительная записка от 22.11.99 № ДЖКХ/08-4094).
По их мнению, "...для проведения конкурсов на обслуживание муниципального жилищного фонда в городе Волгограде необходимо:
1. Утверждение городским Советом муниципального заказа по обеспечению населения Волгограда услугами предприятий ЖКХ и ТЭК города.
2. Резервирование в бюджете города средств, необходимых для реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий ЖКХ города, не получивших муниципального заказа.
3. Внесение необходимых изменений в структуру городского бюджета".
Выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. ОАО "Дом-Сервис" и ТОО "Базальт" являются хозяйствующими субъектами, основной вид предпринимательской деятельности которых - содержание, ремонт и реконструкция жилищного фонда, то есть они являются конкурентами муниципальным предприятиям, оказывающим названные услуги.
В связи с тем, что рынок услуг по содержанию и ремонту жилых домов фактически территориально разделен между МУПами, заявители не могут получить заказы на обслуживание домов, являющихся муниципальной собственностью, которые, по данным администрации г. Волгограда, составляют 68,5% всех жилых домов, и техническое обслуживание их на 100% осуществляется МУПами. В настоящее время ОАО "Дом-Сервис" обслуживает жилые помещения, принадлежащие ТСЖ и индивидуальным собственникам. Однако в связи с некомпактным расположением этих помещений издержки на оказание услуг неоправданно велики, что делает деятельность по содержанию и ремонту жилищного фонда убыточной, а услуги ОАО "Дом-Сервис" по обслуживанию жилых домов в силу их высокой себестоимости менее конкурентоспособными. В соответствии с бизнес-планом, представленным ОАО "Дом-Сервис", эта деятельность может давать прибыль при снижении себестоимости услуг на 5% от сложившейся и улучшении качества услуг, но для этого нужно обслуживать компактно расположенный жилой комплекс. Единственная возможность вхождения на рынок обслуживания жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, для заявителей - участие в конкурсе.
Непроведение конкурса сохраняет доминирующее положение предприятий департамента ЖКХ и ТЭК, территориальный раздел рынка, ограничивает конкуренцию, не стимулирует улучшение качества обслуживания. Следует согласиться с заявителями, что муниципальные предприятия, в силу ряда обстоятельств организационного и финансового характера, несостоятельны перед потребителями.
2. Постановлением администрации города Волгограда от 17.04.97 № 432 "Об утверждении Примерного положения о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов" было утверждено вышеназванное Примерное положение. В соответствии с пунктом 1.4 данного документа отбор подрядчиков для выполнения указанных работ и услуг производится на основе открытого конкурса. Более того, пункт 1.5 Примерного положения устанавливает, что к концу 1998 года доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, должна быть доведена до 60%, а к концу 2000 года - до 100%. Аналогичная норма содержится и в пункте 93 Основных направлений нового этапа реализации государственной целевой программы "Жилище", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29.03.96 № 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище". Решение о проведении конкурса принимается администрацией района (в дальнейшем - организатор конкурса) (пункт 2.1 Примерного положения). В соответствии со статьей 42 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда состоит из территориальных (районных) и отраслевых структурных подразделений, Положение о которых разрабатывается главой администрации Волгограда. В соответствии с пунктом 2 этого же документа исполнительным органом городского самоуправления является администрация города Волгограда.
Следовательно, обязанности по проведению конкурса на право обслуживания муниципального жилищного фонда в городе Волгограде полностью возложены на администрацию г. Волгограда.
3. Представители департамента ЖКХ и ТЭК в своих объяснениях ссылались на то, что без утверждения городским Советом муниципального заказа по обеспечению населения Волгограда услугами предприятий ЖКХ и ТЭК города они не имели возможности провести требуемые конкурсы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.09.97 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный заказ представляет собой соглашение между органом местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета. Пункт 2 ст. 12 этого же нормативного акта определяет, что размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств муниципального бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
Согласно п. 9.1 Положения о бюджетном процессе в Волгограде, утвержденного Постановлением Волгоградской городской Думы от 12.07.96 № 11/65, составление и исполнение бюджетов является функцией администрации города, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функцией городской Думы. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда, утвержденного Постановлением главы администрации Волгограда от 07.04.98 № 449, департамент ЖКХ и ТЭК является структурным подразделением администрации города и подчиняется в своей деятельности главе администрации Волгограда.
Предъявленные представителями департамента ЖКХ и ТЭК доказательства (письмо от 11.12.98 № ДЖКХ/101-1780а на имя председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству, транспорту и связи Волгоградского городского Совета народных депутатов Шейкина А.В. и прилагаемый к нему расчет финансирования из бюджета ЖКХ г. Волгограда на 1999 год) не содержат свидетельств того, что департамент ЖКХ и ТЭК предусматривал проведение конкурсов на право обслуживание муниципального жилищного фонда в городе Волгограде в рамках муниципального заказа. Более того, по сведениям, полученным в Волгоградском городском Совете народных депутатов (письмо от 07.12.99 № 05в/1267), просьбы о выделении денежных средств для проведения конкурса на получение права обслуживания муниципального жилищного фонда из департамента ЖКХ и ТЭК не поступало.
Следовательно, обязанность по формированию муниципального заказа на обеспечение населения Волгограда услугами предприятий ЖКХ лежит в том числе на департаменте ЖКХ и ТЭК как структурном подразделении администрации г. Волгограда, созданном с целью осуществления единого руководства и управления всем многоотраслевым жилищно-коммунальным комплексом города (пункт 1.2 Положения о департаменте ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда), и именно он должен был ее исполнить надлежащим образом.
4. Отсутствие резервирования в бюджете города средств, необходимых для реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий ЖКХ города, не получивших муниципального заказа, также не является уважительной причиной непроведения конкурсов. Права по резервированию средств находятся в компетенции администрации г. Волгограда. Пункт 10.2 Положения о бюджетном процессе в Волгограде предусматривает, что администрация города на основании санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных возможностей финансирования составляет проект бюджета города. Принятие решения по вопросу реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий в соответствии со ст. 61 ГК РФ также находится в компетенции их учредителей.
5. Одной из гарантий выполнения обязательств по оплате выполненных победителем конкурса работ представители департамента ЖКХ и ТЭК считают внесение необходимых изменений в структуру городского бюджета. В данном случае имеется в виду, что "структура городского бюджета и механизм его исполнения созданы таким образом, что распорядителями кредитов по статьям городского бюджета, через которые финансируются ЖКХ города, являются главы районных администраций". Действительно, в соответствии с пунктом 16.1 Положения о бюджетном процессе в Волгограде, утвержденного Постановлением Волгоградской городской Думы от 12.07.96 № 11/65, главы администраций районов являются распорядителями кредитов при исполнении бюджетов районов города. В то же время в соответствии с пунктом 1.5 Положения о департаменте ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда (далее - Положение), которое было утверждено Постановлением главы администрации 07.04.98, принятым в соответствии с Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 27.03.98 № 37/329 "О развитии жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда", Департамент является единым бюджетополучателем по статье "Жилищно-коммунальное хозяйство". Кроме того, решения Департамента по всем вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для глав администраций районов города, муниципальных предприятий, организаций и учреждений Волгограда, входящих в систему коммунального хозяйства (пункт 1.7 Положения). Департамент и администрации районов города совместно осуществляют финансирование ЖКХ на территории районов города (пункт 4.6 Положения).
Таким образом, доводы представителей департамента ЖКХ и ТЭК о том, что распорядителями кредитов по статьям городского бюджета, через которые финансируются ЖКХ города, являются только главы районных администраций, несостоятельны.
6. Согласно справке, полученной в департаменте ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда (письмо от 22.11.99. № ДЖКХ/02-4095), всего в городе муниципального жилья 13035,4 тыс. кв. м - 68,5%,
158 ТСЖ и ЖСК - 2396,4 тыс. кв. м - 12,4% (из которых 53% площади переданы в управление и на техническое обслуживание в жилищные организации департамента ЖКХ и ТЭК).
Таким образом, непроведение конкурсов на право обслуживания муниципального жилищного фонда в городе Волгограде ограничивает самостоятельность ОАО "Дом-Сервис" в праве выбора им сферы деятельности. Создает ОАО "Дом-Сервис" дискриминирующие условия деятельности по сравнению с муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями, что влечет за собой ущемление его интересов и ограничение конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда г. Волгограда. Данные действия являются нарушением ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Выдать администрации г. Волгограда предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, обязать ее совершить следующие действия:
а) организовать и обеспечить проведение конкурсов на право технического обслуживания домов муниципального жилищного фонда во всех районах г. Волгограда в 1-м квартале 2000 года, доведя долю домов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 60 - 70%;
б) представить конкурсную документацию (в том числе протоколы заседаний конкурсных комиссий) как доказательства исполнения настоящего предписания в антимонопольное управление до 20 апреля 2000 года.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА
Е.Г.ПОПОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 10 декабря 1999 г. № 191

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 10 декабря 1999 года по делу № 191 о нарушении администрацией г. Волгограда (адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Володарского, 5) п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации г. Волгограда (адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Володарского, 5) прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в непроведении конкурсов на право технического обслуживания муниципального жилищного фонда в городе Волгограде. Совершить следующие действия, а именно:
а) организовать и обеспечить проведение конкурсов на право технического обслуживания домов муниципального жилищного фонда во всех районах г. Волгограда в 1-м квартале 2000 года, доведя долю домов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 60 - 70%;
б) представить конкурсную документацию (в том числе протоколы заседаний конкурсных комиссий) как доказательства исполнения настоящего предписания в антимонопольное управление до 20 апреля 2000 года.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания, в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА
Е.Г.ПОПОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru