Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 03.11.1999
<ПО ДЕЛУ № 189 О НАРУШЕНИИ ВОПЖД АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 1999 года

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 189, возбужденное в отношении Волгоградского отделения Приволжской железной дороги (400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9) по признакам нарушения им п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 189 было возбуждено по заявлениям физических лиц Аникеенко Е.Т., Анискина А.В., Апареевой Н.А. и предпринимателей без образования юридического лица Кузьмина В.А. (свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, серия ВД-385 № 3644, выдано 08.08.1996), Птахина В.Б., Ушакова В.В., Вакулы В.И., Осипова Г.Д., Бродникова В.В., в отношении Волгоградского отделения Приволжской железной дороги (400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9) по признакам нарушения им п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Заявители-потребители просят рассмотреть следующие незаконные действия Волгоградской дистанции погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций ВоПЖД (станция Волгоград-2): при получении потребителями (грузополучателями) универсальных контейнеров, используемых ими для перевозки своих домашних вещей, работники станции Волгоград-2 отказываются выдавать контейнеры потребителям в том случае, если последние намерены использовать для перевозки контейнеров автотранспорт, не принадлежащий железной дороге. Заявители-потребители считают требования Волгоградской дистанции погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций ВоПЖД (далее - Дистанция) вывозить контейнеры с их домашними вещами, прибывшими по железной дороге на ст. Волгоград-2, находящиеся на территории Дистанции, автомобильным транспортом, принадлежащим только железной дороге, и отказ выдать контейнер, если потребитель прибегает к услугам других перевозчиков, злоупотреблением доминирующим положением ВоПЖД и ущемлением их интересов.
Заявители-предприниматели просят рассмотреть незаконные, по их мнению, действия Дистанции, которые препятствуют им в осуществлении предпринимательской деятельности. В частности, автотранспорт, не принадлежащий железной дороге, не всегда допускается на территорию контейнерной площадки. Были случаи, когда возвращаемые на Дистанцию после выгрузки вещей контейнеры не снимались подъемным краном с автомашин предпринимателей, и они в результате этого простаивали продолжительное время. Заявители-предприниматели считают, что своими действиями ВоПЖД ограничивает конкуренцию на рынке перевозки универсальных контейнеров по договорам грузовладельцев с другими хозяйствующими субъектами и ущемляет их интересы при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Волгоградская дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (станция Волгоград-2) является обособленным подразделением без права юридического лица Волгоградского отделения Приволжской железной дороги (пункты 1.1 и 1.4 Положения о Волгоградской дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - обособленном подразделении без права юридического лица Волгоградского отделения Приволжской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации). В связи с этим хозяйствующим субъектом, подпадающим под действие Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", является Волгоградское отделение Приволжской железной дороги, которое занимает доминирующее положение на рынке перевозок универсальных контейнеров железнодорожным транспортом.
На заседание Комиссии заявители (кроме Аникеенко Е.Т.) не прибыли, хотя были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (письма антимонопольного управления от 20.10.1999 № 04-5/2265(1-9) "О возбуждении дела № 189 о нарушении антимонопольного законодательства"). Ходатайств об отложении рассмотрения дела № 189 от них также не поступало.
Из объяснений заявителя-потребителя Аникеенко Е.Т. следует, что при оформлении документов на получение универсального контейнера для перевозки домашних вещей ей настойчиво навязывали услуги автотранспорта железной дороги. После отказа от этой услуги работники станции Волгоград-2 сообщили, что вывоз контейнера с вещами за территорию станции не допускается и если заявитель хочет воспользоваться услугами стороннего автотранспорта, то ему необходимо будет перегрузить свои вещи из контейнера на арендованную автомашину. Возможности перегружать вещи у заявителя не было, в результате чего она вынуждена была согласиться воспользоваться автотранспортом железной дороги, хотя стоимость услуги по перевозке контейнера ей обошлась на 20 рублей дороже и перевозка заняла больше времени, чем она планировала.
Кроме того, при оформлении документов на получение контейнера заявителю не была предоставлена полная и достоверная информация о том, какой существует порядок вывоза контейнеров за территорию станции Волгоград-2 и услугами каких именно хозяйствующих субъектов он при этом может воспользоваться.
Представители ВоПЖД свои действия объяснили необходимостью соблюдения контрольно-пропускного режима, существующего на территории данной станции, и ответственностью за сохранность универсальных контейнеров, используемых для перевозки домашних вещей граждан, которые находятся в собственности ВоПЖД.
Кроме того, в обоснование своих действий ими была представлена копия приказа начальника Приволжской железной дороги от 09.04.1999 № 82/4 "О снижении расходов на содержание автотранспорта". Согласно пункту 9.1 данного приказа всем начальникам отделений железной дороги предписывалось вывоз грузов с территории грузовых дворов и станций, равно как и его завоз на эти территории, начиная с 15.04.1999 осуществлять по заявкам начальников станций только автомашинами железнодорожных предприятий.
На заседании Комиссии также было установлено, что в 1995 году специалистами антимонопольного управления уже возбуждалось аналогичное дело № 60 в отношении Волгоградского отделения Приволжской железной дороги по заявлению частного предпринимателя Шевченко В.П. Нарушение антимонопольного законодательства в этом случае заключалось в том, что ему, осуществляющему по договорам с гражданами автоперевозку контейнеров с домашними вещами, был закрыт доступ на рынок перевозки грузов, выразившийся в том, что начальником станции г. Камышина по указанию руководства ВоПЖД было дано устное распоряжение, запрещающее вывоз контейнеров с домашними вещами транспортом, не принадлежащим отделению железной дороги. Вывоз контейнеров был разрешен только автотранспортом железной дороги. 16.06.1995 Комиссия антимонопольного управления вынесла решение и предписание по делу № 60 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, обязывающие ВоПЖД не препятствовать другим хозяйствующим субъектам при наличии у них договоров с грузовладельцами (гражданами) осуществлять услуги по доставке контейнеров с домашними вещами, а также не препятствовать гражданам в выборе хозяйствующего субъекта, оказывающего транспортно-экспедиционные (транспортные) услуги. Согласно письму ВоПЖД от 31.07.1995 № 110/17-юр предписание антимонопольного управления по делу № 60 исполнено: "...начальнику станции Камышин дано указание о недопустимости ограничения прав грузополучателей по вывозу домашних вещей средствами грузополучателя и организации этой работы в соответствии с Правилами перевозки грузов от 27.09.1965 по нарядам КЭУ-16 с возложением ответственности за невозврат и повреждение контейнеров на грузополучателя".
Выслушав заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Волгоградское отделение Приволжской железной дороги в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. В пункте 4 раздела 2 Положения о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (утвержденного Приказом МАП России от 09.07.1999 № 215), к услугам транспортных терминалов относятся погрузо-разгрузочные работы. Следовательно, осуществляя деятельность, предусмотренную пунктом 2.2 Положения о Волгоградской дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - обособленном подразделении без права юридического лица Волгоградского отделения Приволжской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации ("...выполнение для грузоотправителей, грузополучателей и населения погрузочно-разгрузочных работ..."), Дистанция оказывает услуги транспортного терминала. Таким образом, ВоПЖД на территории Волгоградской области занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг транспортного терминала.
2. Согласно параграфу 17 раздела 25 Правил перевозки грузов, утвержденных МПС 27.09.65 по согласованию с СНХ СССР и Госарбитражем СССР, "норма времени, предоставляемая грузоотправителю (грузополучателю) на оформление документов, завоз (вывоз) своими средствами контейнера, погрузку (выгрузку) груза и возврат контейнера железной дороге устанавливается начальником станции в зависимости от местных условий и не должна превышать 12 ч. с момента посылки уведомления грузополучателю (грузоотправителю) о прибывшем грузе или выдаче порожнего контейнера под погрузку. Установленные нормы времени должны быть объявлены грузополучателям (грузоотправителям)...". Согласно параграфу 40 этого же нормативного акта "завоз и вывоз контейнеров со станций силами и средствами грузовладельцев или организаций автомобильного транспорта, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание по договорам с грузовладельцами, производятся по нарядам формы КЭУ-16...".
Таким образом, в Правилах перевозки грузов имеется наличие специальной нормы, предусматривающей вывоз и завоз контейнеров с домашними вещами силами и средствами грузовладельцев.
Наряд КЭУ-16 в соответствии с гражданским законодательством является письменной формой заключения договора на использование контейнеров между ВоПЖД и грузовладельцами (гражданами), условиями которого предусмотрена обязанность грузовладельца возвратить контейнер, ответственность за сверхнормативную задержку контейнера и т.п. Исходя из смысла данного договора, именно грузовладелец отвечает за порчу, повреждение или утрату контейнера, а не лицо, осуществляющее по договорам с гражданами услуги автоперевозки контейнеров с домашними вещами.
Таким образом, ВоПЖД, пользуясь своим доминирующим положением на рынке услуг транспортного терминала - погрузо-разгрузочных работ, исполняя приказ начальника Приволжской железной дороги от 09.04.1999 № 82/4 "О снижении расходов на содержание автотранспорта", рассматриваемыми действиями:
во-первых, ограничивает право граждан на выбор транспортного средства для вывоза со станции Волгоград-2 контейнеров с домашними вещами, путем принуждения потребителей пользоваться только услугами автотранспорта, принадлежащего ВоПЖД, тем самым ущемляя интересы физических лиц;
во-вторых, ограничивает доступ на рынок перевозки грузов другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим оказание услуг по перевозке контейнеров с домашними вещами по договорам с грузовладельцами (гражданами), тем самым ущемляя их интересы.
На основании вышеизложенного Комиссия антимонопольного управления усматривает в действиях ВоПЖД нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в совершении действий, которые имеют своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов и физических лиц.
3. Кроме того, непредоставление потребителю полной и достоверной информации о порядке оказания, стоимости и исполнителе услуги по перевозке контейнеров автотранспортом железной дороги, а также навязывание ему платной дополнительной услуги содержат в себе признаки нарушения законодательства о защите прав потребителей, в частности, ст. ст. 10 и 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Выдать Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги (400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"), обязывающее ВоПЖД не препятствовать другим хозяйствующим субъектам, при наличии у них договоров с грузовладельцами (гражданами), осуществлять услуги по доставке контейнеров с домашними вещами, а также не навязывать грузовладельцам (гражданам) транспортно-экспедиционные (транспортные) услуги.
2. Рекомендовать руководителю управления возбудить дело в отношении Волгоградского отделения Приволжской железной дороги по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей.
3. Направить в Саратовское ТУ МАП России материалы, касающиеся обнаруженных в приказе начальника Приволжской железной дороги от 09.04.1999 № 82/4 "О снижении расходов на содержание автотранспорта" признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Е.В.БЕЛЯКОВА
И.О.МАТЛИН





ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 ноября 1999 г. № 189

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 3 ноября 1999 года по делу № 189 о нарушении Волгоградским отделением Приволжской железной дороги (400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги (400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 9) прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно не препятствовать другим хозяйствующим субъектам, при наличии у них договоров с грузовладельцами (гражданами), осуществлять услуги по доставке контейнеров с домашними вещами, а также не навязывать грузовладельцам (гражданам) транспортно-экспедиционные (транспортные) услуги.
2. Представить антимонопольному управлению доказательства исполнения настоящего предписания в недельный срок с момента его получения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания, в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Е.В.БЕЛЯКОВА
И.О.МАТЛИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru