Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 06.09.1999
<ПО ДЕЛУ № 184 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 1999 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 184 о нарушении администрацией Ленинского района Волгоградской области, ОВД Ленинского района Волгоградской области п. 1 ст. 7, ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 184 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по заявлению ОАО "Среднеахтубинский консервный завод" (далее - ОАО "СКЗ") (вх. № 1712 от 31.08.99) в отношении администрации Ленинского района Волгоградской области, ОВД Ленинского района Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, УВД Волгоградской области по признакам нарушения пункта 1 статьи 7, статьи 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившимся в издании администрацией Ленинского района Волгоградской области Постановления от 27.08.99 № 572 "О мероприятиях по ограничению вывоза сельскохозяйственной продукции за пределы Ленинского района" (далее - постановление), принятого во исполнение Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 23.07.99 № 509 "О мерах по обеспечению продовольственной безопасности на территории Волгоградской области и усилению контроля за качеством и рациональным использованием сельскохозяйственной продукции". Согласно п. 1 постановления до особого распоряжения запрещен вывоз за территорию Ленинского района сельскохозяйственной продукции СХПК "Покровский", СХПК "Бахтяровский", колхоза "Химик", колхоза "Борьба за мир", колхоза "Путь Ильича", агрофирмы "Колхоз им. Ленина". В соответствии с п. 2 постановления ОВД Ленинского района необходимо обеспечить исполнение настоящего постановления силами работников милиции, а управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации района в трехдневный срок разработать порядок вывоза сельхозпродукции за пределы района (п. 3 постановления).
На рассмотрении дела администрацией Ленинского района были представлены приложение № 1 и приложение № 2 к Постановлению от 27.08.99 № 572. Согласно п. 8 приложения 1 "Перечень документов, необходимых для вывоза сельхозпродукции" хозяйствующие субъекты обязаны представить разрешение управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Ленинского района. В соответствии с приложением № 2 "Разрешение на перемещение сельскохозяйственной продукции" хозяйствующие субъекты обязаны представить названный документ в подтверждение отсутствия задолженности перед районным бюджетом, внебюджетным фондами и другим кредиторами.
На заседании Комиссии Территориального антимонопольного управления представитель ОАО "СКЗ" подтвердил заявленные требования. Между ОАО "СКЗ" и СХПК "Покровское" заключен договор № 5 от 13.04.98 на поставку томатов. Поставка не была осуществлена. Во исполнение решения арбитражного суда о взыскании денежного долга судебный пристав наложил арест на урожай помидоров СХПК "Покровское". Вследствие запрета вывоза сельхозпродукции за пределы района ОАО "СКЗ" не могло получить долг. В настоящее время исполнительное производство приостановлено, решение суда обжалуется.
Глава администрации Ленинского района пояснил, что поименованные в постановлении хозяйствующие субъекты, которым был запрещен вывоз продукции, имеют задолженности перед бюджетами разных уровней и другими кредиторами, представив в подтверждение соответствующие документы. Это обстоятельство послужило причиной для запрета вывоза сельхозпродукции для данных субъектов. Представитель Ленинского отдела внутренних дел УВД Волгоградской области сообщил, что действий по задержанию сельхозпродукции ОВД не проводилось (также Письмо Ленинского ОВД от 06.09.99 № 6317).
Исследовав обстоятельства дела и действующее законодательство, Комиссия пришла к следующим выводам.
Ссылка на Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 23.07.99 № 509 "О мерах по обеспечению продовольственной безопасности на территории Волгоградской области и усилению контроля за качеством и рациональным использованием сельскохозяйственной продукции", во исполнение которого издано постановление администрации Ленинского района, необоснованна. Согласно ст. 4 Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ; законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и данным законом.
Гражданское законодательство является предметом ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ). Органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, определенных ст. 6 Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", и не вправе осуществлять регулирование в гражданско - правовой сфере.
Запрет вывоза продукции для перечисленных в постановлении хозяйствующих субъектов и требование разрешения на вывоз продукции у остальных субъектов необоснованны, поскольку задолженность должника перед кредитором является неисполнением договорного обязательства и только кредитор имеет право потребовать его исполнения в предусмотренном законодательством судебном порядке. Решение данного вопроса в административном порядке законодательством не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том чисел отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Следовательно, запрет перечисленным в постановлении хозяйствующим субъектам вывозить произведенную ими сельскохозяйственную продукцию противоречит действующему законодательству и является ограничением их самостоятельности, результатом которого является ущемление интересов.
Кроме того, из представленных администрацией Ленинского района документов следует, что задолженности перед бюджетами разных уровней есть не только у тех производителей сельскохозяйственной продукции, которые поименованы в постановлении. Таким образом, запрет на вывоз поименованным в постановлении хозяйствующим субъектам создает для них дискриминационные условия.
Для вывоза за пределы района продукции неназванными в постановлении хозяйствующими субъектами в соответствии с постановлением требуется разрешение администрации района.
Указанное разрешение выдается на определенный срок и удостоверяется подписью и печатью начальника управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Ленинского района и заместителя главы администрации района. Установленный порядок затрудняет вывоз продукции для хозяйствующих субъектов, не указанных в Постановлении, поскольку требует дополнительных временных затрат, что может иметь своим результатом увеличение сроков поставки сельхозпродукции за пределы области и, соответственно, неисполнение договорных обязательств перед контрагентами, находящимися в других регионах. В соответствии с действующим гражданским законодательством срок исполнения обязательства является одним из существенных условий договора, и его неисполнение влечет за собой наложение штрафных санкций.
Таким образом, указанные положения постановления ограничивают перемещение товаров (сельскохозяйственной продукции) и самостоятельность хозяйствующих субъектов, а также имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов помимо ОАО "СКЗ".
Согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ запрещает на территории Российской Федерации установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Пункт 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ также гарантирует свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает органам исполнительной власти субъектов РФ принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров (абз. 3 п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции ...") .
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать противоречащими пункту 1 статьи 8 и статье 74 Конституции Российской Федерации; пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Постановление администрации Ленинского района Волгоградской области от 27.08.99 № 572 "О мероприятиях по ограничению вывоза сельскохозяйственной продукции за пределы Ленинского района".
2. Выдать Администрации Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
О.В.БОНДАРЕВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 6 сентября 1999 г. № 184

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего Решения от 06.09.99 по делу № 184 о нарушении администрацией Ленинского района Волгоградской области п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Администрации Ленинского района Волгоградской области немедленно прекратить нарушение пункта 1 статьи 8 и статьи 74 Конституции Российской Федерации; пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно отменить Постановление от 27.08.99 № 572 "О мероприятиях по ограничению вывоза сельскохозяйственной продукции за пределы Ленинского района".
2. О выполнении настоящего предписания сообщить до 15 сентября 1999 г.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. ст. 23, 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" должностные лица органов исполнительной власти несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
О.В.БОНДАРЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru