Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 02.09.1999
<ПО ДЕЛУ № 179 О НАРУШЕНИИ ГП ВОЛГОГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПРИВОЛЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ГП ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ТАТЬЯНКА ВОЛГОГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЖД АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 1999 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 179 о нарушении ГП Волгоградское отделение Приволжской железной дороги и ГП железнодорожная станция Татьянка Волгоградского отделения Приволжской железной дороги п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 179 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по заявлению вх. № 1232 от 08.08.99 ОАО Нефтяная компания "Лукойл" в лице и.о. генерального директора Волгоградского территориального управления ОАО НК "Лукойл" Е.Е. Елабугина по факту отказа ГП Волгоградское отделение Приволжской железной дороги (далее - ВоПЖД) и ГП железнодорожная станция Татьянка Волгоградского отделения Приволжской железной дороги (далее - ст. Татьянка) предоставлять услуги транспортного терминала и перевозки грузов (нефтепродуктов) без удовлетворения требования о первоочередной поставке нефтепродуктов для нужд железной дороги.
В материалах дела имеются телефонограммы Министерства путей сообщения РФ и Приволжской железной дороги о запрете отгрузок нефтепродуктов.
В материалах дела также имеются телефонограммы, подписанные должностными лицами ВоПЖД (№ 8 от 03.05.99, № 92 от 16.05.99, № 99 от 17.05.99, № 83 от 20.06.99, № 84 от 21.06.99, № 87 от 22.06.99, № 43 от 11.07.99, приказ № 72 от 20.07.99 и др.). В качестве основания отказа и ограничения отгрузки/загрузки и перевозки нефтепродуктов в том числе на ст. Татьянка указывается отсутствие дизельного топлива для локомотивов. В большинстве случаев исполнение данных услуг обуславливается отгрузкой дизтоплива для нужд железной дороги, а в некоторых случаях оговаривается цена дизтоплива (приказ № 72 от 20.07.99).
На рассмотрение дела представители ВоПЖД не явились и не представили запрошенные определениями Комиссии Управления от 02.08.99 и 19.08.99 письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела (доказательства получения названных определений - уведомления о вручении почтового отправления от 09.08.99 № 19 и от 25.08.99 № 361). Представитель ст. Татьянка по телефону заявил ходатайство об отложении дела в связи с аварией на станции. Комиссия сочла заявленное ходатайство немотивированным. Письменного объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела, ст. Татьянка также не было представлено (уведомление о вручении определения от 19.08.99 с запросом данной информации от 27.08.99 № 360).
На заседании Комиссии представители ВТУ ОАО НК "Лукойл" подтвердили заявленные требования, пояснив, что приказы и указания запретительного характера приобрели систематический характер, вследствие чего ВТУ ОАО НК "Лукойл" несет необоснованные убытки за неисполнение договорных обязательств по поставке продукции железнодорожным транспортом. При этом ВТУ ОАО НК "Лукойл" своевременно и надлежащим образом исполняет свои обязательства по отгрузке нефтепродуктов для нужд железных дорог в соответствии с условиями заключенных договоров. Цена дизтоплива, навязываемая ВоПЖД для отгрузки на склады железной дороги (приказ № 72 от 20.07.99), значительно ниже договорной цены и невыгодна для нефтяной компании.
Исследовав обстоятельства дела и действующее законодательство, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно Уставу, зарегистрированному постановлением администрации Центрального района г. Волгограда 04.02.94 № 67-П-13, Волгоградское отделение Приволжской железной дороги является государственным предприятием, юридическим лицом (п. 1, 4). В своей деятельности ВоПЖД руководствуется действующим законодательством, приказами, указаниями и другими нормативными актами Министерства путей сообщения РФ, Приволжской железной дороги, а также данным Уставом (п. 3). В состав ВоПЖД входят линейные предприятия, организации, учреждения согласно перечню, в числе которых ст. Татьянка (п. 2, приложение).
В соответствии с Уставом железнодорожной станции Татьянка Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, зарегистрированным распоряжением администрации Красноармейского района 02.11.94 № 1435-р, станция является государственным предприятием, юридическим лицом (п.п. 1, 5). Станция входит в состав ВоПЖД (п. 2). В своей деятельности ст. Татьянка руководствуется действующим законодательством, приказами, указаниями и другими нормативными актами Министерства путей сообщения РФ, железной дороги, отделения железной дороги, а также данным Уставом (п. 4).
Согласно ст. 4 Закона РФ "О естественных монополиях" субъекты, осуществляющие услуги железнодорожных перевозок и услуги транспортных терминалов, являются субъектами естественных монополий, а в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" являются субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок.
Между ОАО НК "Лукойл" и Приволжской железной дорогой заключен контракт на оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов № 48 от 23.04.98. Пунктом 2.2.4 контракта предусмотрена предварительная оплата за предоставляемые железной дорогой услуги. В случае неоплаты платежей железная дорога вправе прекратить подачу вагонов согласно ст. 36 Транспортного устава железных дорог РФ до полного погашения дебиторской задолженности (п. 3.1.4 контракта). В случае неоплаты безакцептных платежей дорога выставляет платежные документы на расчетный счет ОАО НК "Лукойл" (п.п. 3.5, 3.6). В соответствии с п. 5.1 контракта споры и разногласия, вытекающие из контракта, разрешаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в арбитражном суде. Контракт может быть аннулирован одной из сторон путем направления за 10 дней другой стороне письменного извещения при условии выполнения сторонами договорных обязательств (п. 7.4).
Основанием прекращения подачи вагонов послужило не наличие задолженности заявителя, а отсутствие дизтоплива для локомотивов. Данное обстоятельство не может служить основанием для невыполнения условий контракта, т.к. обеспечение работы транспорта необходимо для исполнения договорного обязательства (оказания услуг), что является прямой обязанностью железной дороги. ВоПЖД и ст. Татьянка ВоПЖД, непосредственно осуществляющие услуги по перевозке грузов, предусмотренные контрактом № 48, необоснованно отказали ОАО НК "Лукойл" в исполнении данного контракта.
Кроме того, по утверждению ОАО НК "Лукойл", компания надлежащим образом исполняет свои обязательства по отгрузке нефтепродуктов для железных дорог в соответствии с действующими договорами (поставки продукции нефтепереботки на условиях взаимозачета № 5230/Я6-98 от 26.01.98, поставки продукции нефтепереработки № 0570/П6НПО от 14.05.99). В данных договорах отсутствует условие о прекращении железной дорогой отгрузки и перевозки нефтепродуктов при невыполнении ОАО НК "Лукойл" своих обязательств.
При недостаче топлива для обеспечения работы локомотивов данный вопрос должен решаться железной дорогой в предусмотренном гражданским законодательством договорном порядке. Требование отгрузки нефтепродуктов в определенном железной дорогой объеме и по определенным ею ценам нарушает права собственника - ОАО НК "Лукойл" - по распоряжению своей собственностью (п. 2 ст. 209 ГК РФ) и принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Такие действия ВоПЖД и ст. Татьянка предпринимались неоднократно, о чем свидетельствуют вышеуказанные телефонограммы. Нередко аналогичные действия предпринимались по прямым распоряжениям МПС России (например, распоряжение МПС РФ N000161 А от 09.02.99) и Управления Приволжской железной дороги (например, телеграмма от 15.03.99). Отказ от принятия груза к перевозке при условии исполнения ОАО "НК "Лукойл" незаконных требований является злоупотреблением ВоПЖД, направившим приказ № 72 от 20.07.99 о запрете всех грузов от ВТУ ОАО "НК "Лукойл" на ст. Татьянка и письмо № 229 от 23.07.99 аналогичного содержания и ст. Татьянка, отказавшейся принять груз, злоупотреблением доминирующим положением названными хозяйствующими субъектами. Данные действия, совершенные субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, имеют своим результатом ущемление интересов ОАО НК "Лукойл". Пункт 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать противоречащими пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действия государственного предприятия Волгоградское отделение Приволжской железной дороги и государственного предприятия железнодорожная станция Татьянка Волгоградского отделения Приволжской железной дороги.
2. Выдать вышеуказанным хозяйствующим субъектам предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Направить материалы дела в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства для сведения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
О.В.БОНДАРЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru