Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 24.08.1999
<ПО ДЕЛУ № 169 О НАРУШЕНИИ КОМИТЕТОМ ЭКОНОМИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 24 августа 1999 года

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 169, возбужденное в отношении Комитета экономики Администрации Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. Ленина, 9) по признакам нарушения им п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 169 было возбуждено по заявлению ООО "Лебедь" в отношении Комитета экономики Администрации Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. Ленина, 9) по признакам нарушения им п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившихся в следующем.
Заявитель просит рассмотреть незаконные действия органов исполнительной власти, которые выразились в издании Администрацией Волгоградской области Распоряжения от 28.01.98 № 92-р "О торговых надбавках на детское питание и продукцию, закупаемую в областной продовольственный фонд" (далее - Распоряжение) и применении штрафных санкций за превышение установленных этим Распоряжением надбавок к ценам реализуемых в розничной продаже продуктов питания по перечню, приложенному к Распоряжению.
Специалистом Госинспекции по контролю за ценами департамента (управления) ценовой политики Комитета экономики Администрации Волгоградской области (далее - Госинспекция) Мальцевой Т.В. была проведена проверка ООО "Лебедь", по результатам которой составлена справка от 22.04.99 по проведению экономического анализа правильности установления и применения розничных цен на товары народного потребления, реализуемые ООО "Лебедь" (далее - Справка), в которой со ссылкой на Распоряжение было зафиксировано нарушение действующего законодательства в части применения повышенных торговых надбавок на продукты детского питания, хлебобулочные изделия, макаронные изделия и муку, а также нарушение порядка округления цен на 44 наименования молочных продуктов. На основании данной справки было вынесено решение от 07.06.99 № 6 об изъятии у ООО "Лебедь" в доход соответствующих бюджетов суммы в размере 2180 рублей и 218 рублей на бюджетный счет Управления финансов Администрации Волгоградской области за нарушение государственной дисциплины цен.
28.07.99 Госинспекция решением № 9 отменила решение № 6 от 07.06.99.
Решением № 9 от 28.07.99 за завышение цен на детское питание и неправильное округление продажных цен ООО "Лебедь" оштрафовано на 1526 руб. (в федеральный и областной бюджеты) и 1526 руб. на бюджетный счет Управления финансов Администрации Волгоградской области.
Таким образом, несмотря на то, что решением № 9 ООО "Лебедь" не вменяется повышение торговых надбавок на 44 наименования молочных продуктов, выработанных молочными заводами г. Волгограда (пункт 2 Справки), и повышение торговых надбавок на 10 наименований хлебобулочных изделий, макаронных изделий, муки, выработанных АО "Макарна", АО "Красноармейский хлеб", МП "Сарептская мельница" (пункт 3 Справки), и нарушением, за которое назначен штраф, названо только завышение цен на продукты детского питания (пункт 1 Справки), размер штрафа в общей сумме Решением № 9 от 28.07.99 увеличен с 2398 руб. до 3052 руб.
Обращает внимание и то обстоятельство, что решение № 6 от 28.07.99 вынесено спустя более 2 месяцев после обнаружения нарушения (Справка от 22.04.99). В соответствии со Справкой от 22.04.99 за счет применения повышенных торговых надбавок на 26 наименований детского питания с населения переполучено 548 руб. 34 коп., а взыскано на счет Управления финансов значительно больше - 1526 руб.
Кроме того, что штраф наложен на хозяйствующий субъект ООО "Лебедь", за названные нарушения, в соответствии с протоколом № 28 от 23 июня 1999 года об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении № 28 от 23 июня 1999 года, подписанным начальником Госинспекции Фисенко М.Г., наложен штраф за административное правонарушение, предусмотренное ст. 146.6 КоАП РСФСР, на директора ООО "Лебедь" Фомину С.Е. в размере 4174 руб. 50 коп. Содержание правонарушения в постановлении № 28 изложено следующим образом: "...применение повышенных розничных цен на продтовары и нарушение порядка округления цен".
В Справке от 22.04.99, зафиксировавшей нарушения, за которые применены вышеизложенные штрафные санкции, содержится ссылка на Распоряжение и письмо Администрации Волгоградской области от 08.10.98 № 12-16-492 "О торговых надбавках на товары народного потребления".
Распоряжение устанавливает:
пункт 1 - предельные размеры торговых надбавок с учетом налога на добавленную стоимость к свободным оптовым (отпускным) ценам на продукты детского питания;
пункт 2 - предельные размеры торговых надбавок с учетом налога на добавленную стоимость к свободным оптовым (отпускным) ценам товаров, закупаемых в областной продовольственный фонд.
В приложении содержится перечень товаров из 9 наименований, на которые установлены предельные торговые надбавки. Размеры предельных торговых надбавок для товаров, реализуемых в городской и сельской местности, различны, на продукцию, "завозимую из-за пределов района", реализуемую в сельской местности, установлены торговые надбавки, как правило, на 10% выше. В приложении имеется примечание следующего содержания: "На товары, производимые и реализуемые на месте, применяются надбавки как для городской местности".
16.03.98 Администрация Волгоградской области разослала разъяснения № 12-16-74 о применении Распоряжения. В разъяснениях сказано, что "...на продовольственные товары, завозимые из-за пределов Волгоградской области и реализуемые населению предприятиями, не получающими льготы за счет бюджетных средств, применяются свободные торговые надбавки, формируемые исходя из сложившегося спроса и предложения (конъюнктуры рынка)".
08.10.98 за № 12-16-492 Администрация области главам муниципальных образований рассылает еще одни разъяснения "О торговых надбавках на товары народного потребления", содержащие толкование Распоряжения как обязывающее юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей при реализации населению в розничной торговле продукции, выработанной из сельскохозяйственного сырья, применять торговые надбавки, установленные п. 2 Распоряжения".
16.08.99 Администрация Волгоградской области обратилась в антимонопольное управление с ходатайством "...не рассматривать вопросы неправомерности контроля за ценами до принятия законодательства по этим вопросам".
На заседание Комиссии Администрация Волгоградской области своего представителя не направила, хотя была извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (Письмо антимонопольного управления от 05.08.99 № 04-5/1701(1) "Об отложении рассмотрения дела № 169"). Ходатайства об отложении рассмотрения дела № 169 также не поступало. Информация, запрошенная в вышеуказанном определении об отложении дела № 169 о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о предоставлении копий нормативных документов, регулирующих порядок применения санкций за неправильное округление цен), не представлена, что является нарушением ст. 14 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 157.1 КоАП РСФСР.
Комиссия отклонила ходатайство Администрации Волгоградской области от 16.08.99 не рассматривать вопросы неправомерности контроля за ценами из-за нарушения последней действующего законодательства.
Отмена решения № 6 от 07.06.99 и замена его решением № 9 от 28.07.99 не означает, что нарушение закона, которое признает Администрация Волгоградской области ("неправомерность контроля"), устранено в добровольном порядке.
Выслушав заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с Законом РФ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" региональный продовольственный фонд формируется на основе договоров с товаропроизводителями, которые являются собственниками товаров и реализуют их по своему усмотрению исходя из экономической выгоды. Статья 6 названного Закона устанавливает, что цены и другие условия закупки и поставки определяются договором, являющимся основным документом. При этом договор считается действительным по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены соглашением. Кроме того, субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в региональный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Формирование регионального фонда в соответствии с законом может осуществляться в 2 формах - закупок или поставок. При этом под поставками понимается форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Закон Волгоградской области от 18.12.98 № 231-ОД "Об областном продовольственном фонде" определяет, что областной продовольственный фонд утверждается ежегодно законом о бюджете. Законом определен порядок закупок продукции в областной продовольственный фонд - открытые и (или) закрытые торги (статья 4).
Закон Волгоградской области "Об областном бюджете на 1998 год" не предусматривал формирование областного продовольственного фонда. На запрос антимонопольного управления (от 23.03.98 № 04-10/492) Администрация Волгоградской области сообщила, что на 1998 год областной продовольственный фонд не определен, закупки не планировались из-за отсутствия средств в областном бюджете. Следовательно, издавая 28.01.98 Распоряжение, Администрация Волгоградской области заведомо знала, что никаких закупок в областной продовольственный фонд производиться не будет. С учетом этого обстоятельства, устанавливая п. 2 и приложением № 1 Распоряжения предельные размеры торговых надбавок к оптовым ценам "товаров, закупаемых в областной продовольственный фонд", Администрация Волгоградской области преследовала цели не ограничить цены на закупаемые в областной продовольственный фонд товары, а розничные цены на товары согласно приложению. Это подтверждается и теми разъяснениями, которые Администрация области рассылала в связи с многочисленными запросами и содержание которых приведено выше, и действиями Госинспекции по ценам.
В Законе Волгоградской области "Об областном бюджете на 1999 год" приложением № 1 (пункт 4) предусмотрено формирование регионального продовольственного фонда за счет погашения бюджетной ссуды в размере 195000 тыс. руб. Размещение этого государственного заказа в соответствии с ранее названными законодательными актами должно осуществляться путем проведения торгов с последующим заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд (ст. 525 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 527 ГК РФ заключение государственного контракта является обязательным. При этом оплата товаров, поставляемых по результатам торгов (конкурсов), производится по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен не предусмотрен государственным контрактом (пункт 1 ст. 532 ГК РФ). Так как контрактов на поставки товаров в областной продовольственный фонд, которыми мог бы быть предусмотрен иной (недоговорный) порядок определения цен на товары, закупаемые в областной продовольственный фонд, нет, то Администрация Волгоградской области приняла пункт 2 Распоряжения в нарушение действующего законодательства, установив предельные торговые надбавки к розничным ценам на товары, поименованные в приложении № 1.
Реализуя свое право устанавливать предельные размеры торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в региональный фонд, Администрация должна была определить предельные размеры надбавок оптовых цен, по которым хозяйствующие субъекты поставляют товары для государственных нужд, а не к оптовым договорным ценам, определив таким образом предельные размеры надбавок на цены, по которым продукция реализуется в розничной торговле гражданам, так как поставка - это договор между двумя хозяйствующими субъектами, а не между хозяйствующим субъектом и гражданином. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление Правительства) к ведению субъектов Российской Федерации отнесено регулирование (и соответственно контроль) цен установлением торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
В перечне товаров, на которые государственное регулирование цен в соответствии с постановлением Правительства осуществляют субъекты Российской Федерации, других, кроме названных выше, поименованных в Распоряжении Администрации Волгоградской области, нет. Следовательно, определяя предельные торговые надбавки на товары, перечисленные в приложении к Распоряжению, Администрация Волгоградской области превысила свои полномочия по государственному регулированию цен, нарушив постановление Правительства Российской Федерации, и ограничила права собственников реализовывать свои товары исходя из экономической выгоды.
Превышение полномочий Администрации Волгоградской области по государственному регулированию цен, нарушение предусмотренного действующим федеральным и областным законодательством порядка определения цен на товары, закупаемые в региональный продовольственный фонд, применение административных санкций за несоблюдение неправомерно установленных торговых надбавок на реализуемые в розничной торговле хозяйствующими субъектами товаров, выразившиеся в принятии пункта 2 Распоряжения и наложении штрафных санкций на ООО "Лебедь", являются актами и действиями, ограничивающими самостоятельность хозяйствующих субъектов, имеющих своим результатом ущемление их интересов, то есть нарушением ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Непредставление информации о полномочиях структурных подразделений Администрации Волгоградской области, участвующих в реализации Распоряжения, и другой запрошенной информации не позволили Комиссии оценить законность применения размеров штрафных санкций, указанных в решениях № 6 и № 9, и масштабы ущемления интересов хозяйствующих субъектов в результате контроля за исполнением Распоряжения.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Выдать Администрации Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
а) изменить Распоряжение Администрации Волгоградской области от 28.01.98 № 92-р "О торговых надбавках на детское питание и продукцию, закупаемую в областной продовольственный фонд", исключив из него все, что касается продукции, закупаемой в областной продовольственный фонд, и отменив приложение к данному Распоряжению;
б) пересмотреть все решения Госинспекции по контролю за ценами управления (департамента) ценовой политики Комитета экономики Администрации Волгоградской области за 1999 г. о наложении административных взысканий и при выявлении случаев их неправомерного наложения за превышение торговых надбавок на основании п. 2 Распоряжения Администрации Волгоградской области от 28.01.98 № 92-р "О торговых надбавках на детское питание и продукцию, закупаемую в областной продовольственный фонд" отменить их;
в) представить доказательства исполнения настоящего предписания в антимонопольное управление до 30 сентября 1999 года.
2. Рекомендовать руководителю управления возбудить административное производство по ст. 157.1 КоАП РСФСР в отношении председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области Плотникова А.С.
3. Направить в прокуратуру Волгоградской области материалы для проверки на наличие признаков преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, в действиях должностных лиц Администрации Волгоградской области, издавших Распоряжение от 28.01.98 № 92-р "О торговых надбавках на детское питание и продукцию, закупаемую в областной продовольственный фонд" и применяющих его.


Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Л.А.ШУБИНА
Е.В.БЕЛЯКОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 24 августа 1999 г. № 169

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 24 августа 1999 года по делу № 169 о нарушении Комитетом экономики Администрации Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. Ленина, 9) п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации Волгоградской области (адрес: 400098, г. Волгоград, пр. Ленина, 9) прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
а) изменить Распоряжение Администрации Волгоградской области от 28.01.98. № 92-р "О торговых надбавках на детское питание и продукцию, закупаемую в областной продовольственный фонд", исключив из него все, что касается продукции, закупаемой в областной продовольственный фонд, и отменив приложение к данному распоряжению;
б) пересмотреть все решения Госинспекции по контролю за ценами управления (департамента) ценовой политики Комитета экономики Администрации Волгоградской области за 1999 г. о наложении административных взысканий и при выявлении случаев их неправомерного наложения за превышение торговых надбавок на основании применения п. 2 Распоряжения Администрации Волгоградской области от 28.01.98 № 92-р "О торговых надбавках на детское питание и продукцию, закупаемую в областной продовольственный фонд" отменить их;
в) представить доказательства исполнения настоящего предписания в антимонопольное управление до 30 сентября 1999 года.
2. Рекомендовать руководителю управления возбудить административное производство по ст. 157.1 КоАП РСФСР в отношении председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области Плотникова А.С.
3. Направить в прокуратуру Волгоградской области материалы для проверки на наличие признаков преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, в действиях должностных лиц Администрации Волгоградской области, издавших Распоряжение от 28.01.98 № 92-р "О торговых надбавках на детское питание и продукцию, закупаемую в областной продовольственный фонд" и применяющих его.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания, в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Л.А.ШУБИНА
Е.В.БЕЛЯКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru