Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 23.06.1999
<ПО ДЕЛУ № 90 О НАРУШЕНИИ ООО "ОБЕРОН" ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 1999 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, рассмотрев дело № 90 о нарушении ООО "Оберон" статей 18, 20, 21, 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 09.01.96), установила:
В ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия поступило заявление от Максимовой С.В. (вх. № 990 от 31.05.99), из которого следует, что 13.02.97 она приобрела в ООО "Оберон" стиральную машину, 12.04.99 она обратилась в гарантийную мастерскую ООО "Умбриэль" в связи с возникшей неисправностью машины. 13.04.99 представитель ООО "Умбриэль" составил акт осмотра указанной машины, в котором указал, что неисправен регулятор скорости и указанная неисправность может быть устранена. 15.04.99 Максимова обратилась с письменным заявлением в ООО "Оберон" с требованием о ремонте или замене некачественной стиральной машины на аналогичную. В соответствии со ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" ООО "Оберон" обязано было в 20-дневный срок с момента предъявления указанного требования потребителем произвести ремонт стиральной машины или в соответствии со ст. 21 того же закона в 7-дневный срок с момента обращения потребителя произвести замену машины на аналогичную.
В нарушение перечисленных статей только 28.04.99 представители ООО "Оберон" устно пригласили Максимову С.В. для выбора машинки на замену. Выяснилось, что ООО "Оберон" не может предложить ей аналогичную машинку, поскольку поставки таковых прекращены. Максимовой С.В. была предложена машинка фирмы "ARDO" близкая по цене к той, которую она приобрела ранее. Однако потребительница вынуждена была отказаться, поскольку указанная машина не подходила ей по габаритам. По аналогичным приобретенной ранее машинки параметрам подходила только машинка фирмы "BOSH", но потребительницу не устраивала большая стоимость доплаты.
Поскольку вопрос так и не был решен, Максимова С.В. вновь обратилась 05.05.99 с заявлением в ООО "Оберон", в котором потребовала также произвести начисление и выплату штрафных санкций за непредоставление стиральной машины во временное пользование, за несоблюдение 20-дневного срока гарантийного ремонта или замены товара на аналогичный. 06.06.99 Максимова С.В. обратилась в суд с иском о расторжении договора и взыскании стоимости стиральной машины, выплате неустойки и морального вреда.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о реализуемом им товаре. В гарантийном талоне, выданном Максимовой С.В., отсутствует указание на серийный номер стиральной машины, номер накладной. Как следует из образца гарантийного талона, выдаваемого потребителям ООО "Оберон" в настоящее время (п. 4), гарантия считается недействительной, если серийный номер не совпадает с номером, указанным в гарантийном талоне. Не указав серийный номер машины, ООО "Оберон" заведомо ставит потребителя в положение, при котором его требования могут быть не приняты продавцом в течение гарантийного срока.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:
1. Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
2. Соразмерного уменьшения покупной цены.
3. Замены на товар аналогичной марки (модели, артикула).
4. Замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
5. Расторжения договора купли-продажи.
При этом в отношении технически сложных товаров требования потребителя по п. п. 3 - 5 подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. В п. 2 образца гарантийного талона, представленного комиссии ООО "Оберон", указано, что под гарантийными обязательствами понимается только проведение гарантийного ремонта, а требования потребителя о расторжении договора купли-продажи и/или обмене товара рассматриваются продавцом только в случае невозможности проведения ремонта.
Таким образом, ООО "Оберон", ограничив возможность потребителя предъявить продавцу требования, закрепленные ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", нарушил ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которой условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Ограничения прав потребителя при продаже ему ООО "Оберон" товара ненадлежащего качества выразились в следующем:
отсутствие возможности предъявить требование о соразмерном уменьшении покупной цены, а также иные требования, установленные ст. 18 Закона;
возможность предъявления требований о замене товара или о расторжении договора купли-продажи только в случае "невозможности проведения ремонта".
Следовательно, п. 2 образца гарантийного талона должен быть признан недействительным.
Пункт 5 гарантийного талона, выданного Максимовой С.В. при приобретении ею стиральной машины, установивший, что настоящая гарантия не ущемляет законных прав потребителя, предоставленных ему действующим законодательством страны, и прав потребителя по отношению к продавцу, возникающих из заключенного между ними договора купли-продажи, противоречит п. 3 ст. 55 Конституции РФ. Указанная статья устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в определенных законом случаях. Следовательно, п. 5 в указанной части в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" также признается недействительным.
На основании изложенного комиссия пришла к выводу, что ООО "Оберон" при заключении и исполнении договора купли-продажи, заключенного с Максимовой С.В. и иными потребителями, нарушило требования ст. ст. 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Руководствуясь п. 1 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 09.01.96) и в соответствии с п. 1.19 Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, комиссия решила:
1. Выдать ООО "Оберон" предписание о прекращении нарушений прав потребителей.
2. Рекомендовать руководителю управления выделить специалиста для участия в судебном разбирательстве по иску Максимовой С.В. к ООО "Оберон" для дачи заключения по делу.

Председатель комиссии
В.С.БУКИНА

Члены комиссии
С.И.ДОБРОВА
Н.Г.ЛАРИОНОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 23 июня 1999 г. № 90

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей на основании своего решения от 23 июня 1999 г. по делу № 90 о нарушении ООО "Оберон", расположенным по адресу: 400005, г. Волгоград, ул. Советская, д. 51, статей 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в ред. ФЗ от 09.01.96) и в соответствии с п. 1 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в ред. ФЗ от 09.01.96) предписывает:
ООО "Оберон", нарушившему Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. ФЗ от 09.01.96):
В недельный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в ред. ФЗ от 09.01.96), выразившееся в непредоставлении Максимовой С.В. необходимой и достоверной информации о продаваемой стиральной машине, обеспечивающей потребителю возможность ее правильного выбора: не предоставлена информация в гарантийном талоне о серийном номере стиральной машины; а также в непредоставлении потребителям достоверной информации о требованиях, которые потребитель вправе в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" предъявить продавцу в случае, если в течение гарантийного срока выяснится, что проданный ему товар является некачественным.
Впредь при заключении договоров купли-продажи с гражданами предоставлять необходимую и достоверную информацию о продаваемых товарах, в том числе в гарантийном талоне указывать серийный номер товара.
В недельный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в ред. ФЗ от 09.01.96), выразившееся в установлении условий договора, ущемляющих права потребителей.
Привести гарантийный талон в соответствие с законодательством о защите прав потребителей, в том числе п. 2 образца гарантийного талона в части определения понятия "гарантийного обязательства" в соответствие со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".
О выполнении настоящего предписания сообщить ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия в месячный срок с момента получения настоящего предписания.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания на продавца (изготовителя, исполнителя) может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии
В.С.БУКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru