Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 03.06.1999
"ПО ДЕЛУ № 146 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 1999 года

ПО ДЕЛУ № 146 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 146, возбужденного 3 августа 1998 года в отношении ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" и Управления федеральной почтовой связи Волгоградской области по признакам нарушения статьи 6 (пункт 2) Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в отношении Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области по признакам нарушения статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Заявители:
ЗАО "Еженедельная газета "Интер" (адрес: 400131, г. Волгоград ул. 13-я Гвардейская, 12),
ООО "ИК "РИА - Волга" (адрес: 400005, г. Волгоград, ул. 7-я Гвардейская, 2),
ОАО "Концерн "Городские вести" (адрес: 400006, г. Волгоград, Привокзальная площадь, Дом печати),
ЗАО "Редакция газеты "Добрый день" (адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 11, к. 605)
согласно ст. 66 ГК РФ и учредительных документов являются коммерческими организациями и в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - хозяйствующими субъектами.
Лица, в отношении которых возбуждено дело:
ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" (адрес: 400066, г. Волгоград, Привокзальная площадь, Дом печати) в соответствии со статьей 113 ГК РФ и учредительными документами признается коммерческой организацией и является хозяйствующим субъектом (ст. 4 Закона РФ "О конкуренции..."),
Управление федеральной почтовой связи Волгоградской области (адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Мира, 9) (далее УФПС) в соответствии с Положением о государственном учреждении - Управлении федеральной почтовой связи Волгоградской области Государственного Комитета Российской Федерации по связи и информатизации, перерегистрированным Администрацией Центрального района 01.10.97, регистрационный № 3206, является учреждением, наделенным правом ведения предпринимательской деятельности, т.е. представляет собой некоммерческую организацию, занимающуюся предпринимательской деятельностью, и в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" является хозяйствующим субъектом, занимающим, согласно аналитической записке управления (от 01.06.99), доминирующее положение на рынке почтовых услуг по распространению периодических печатных изданий в границах Волгоградской области.
Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области (адрес: 400136, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 41) согласно Положению об Управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области, утвержденному Постановлением Главы Администрации Волгоградской области "Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области" от 10.03.98 № 118, принятому в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области "О структуре Администрации Волгоградской области" от 22.12.97 № 710, является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
ЗАО "Еженедельная газета "Интер", ООО "ИК "РИА - Волга", ОАО "Концерн "Городские вести", ЗАО "Редакция газеты "Добрый день" по отношению к ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" выступают в качестве конкурентов на рынке периодических печатных изданий (газет), распространяемых на территории Волгоградской области и на рынке услуг по распространению рекламы на территории Волгоградской области, по отношению к УФПС - контрагентами по услуге распространения периодических печатных изданий по подписке (прием подписки, доставка).
Заявители обратились в Территориальное управление МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия с заявлениями, в которых, в частности, сообщалось, что Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области через органы социальной защиты муниципальных образований выделяет средства спонсоров на бесплатную подписку на газету "Волгоградская правда".
Заявители считают, что Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области, оказывая в разных формах содействие только ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда", ограничивает свободную конкуренцию между печатными средствами массовой информации и лишает остальные газеты их потенциальных подписчиков из числа малообеспеченных граждан.
Заявители также усматривают признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях УФПС, взявшего на себя функции организатора бесплатной подписки на газету "Волгоградская правда" и экспедитора бесплатного тиража.
Заявители полагают, что, увеличивая свой тираж при подобном содействии Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области и УФПС, газета "Волгоградская правда" повышает свою привлекательность для рекламодателей, для которых тираж газеты является одним из главных критериев при выборе печатного издания для размещения рекламы. По их мнению, в условиях ограниченного рынка рекламы действия Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области и УФПС лишают печатные СМИ, выступающие конкурентами газеты "Волгоградская правда", значительной части потенциальных предложений по размещению рекламы. Доходы от размещения рекламы составляют основную часть доходов печатных СМИ. При этом необходимо учесть и то обстоятельство, что газета "Волгоградская правда" в большей степени дотируется из областного бюджета, что позволяет ей значительно снижать цены на размещение рекламы.
В доказательство была приложена копия Письма Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 12 мая 1998 г. № 05-685, в котором доводилось до сведения руководителей органов социальной защиты населения администраций районов Волгоградской области о выделении им за счет средств спонсоров 99500 экземпляров газеты "Волгоградская правда" для бесплатной подписки малообеспеченных граждан на второе полугодие 1998 г. с указанием количества экземпляров газеты, выделенных для населения соответствующего района (города) Волгоградской области.
Заявители усмотрели в вышеуказанных действиях Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области и УФПС признаки нарушения требований статей 7 и 8 Закона РФ "О конкуренции..." и просили выдать им предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
В результате расследования Комиссией были получены следующие материалы:
1. Управлением социальной защиты администрации Волгоградской области сообщалось (исх. № 05-1261 от 25.06.98) об отсутствии у него информации об источниках средств ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" по организации бесплатной подписки на газету "Волгоградская правда" на второе полугодие 1998 года. Управление социальной защиты администрации Волгоградской области средств не выделяло, его участие выразилось в рассылке районным отделам социальной защиты информации о количестве экземпляров газеты, выделенном на район.
2. УФПС уведомило (исх. № 8/1-112 от 17.06.99) управление о том, что бесплатная подписка на газету "Волгоградская правда" на второе полугодие 1998 года осуществляется за счет средств ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда". Отношения УФПС и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" урегулированы договором № 16, заключенным 6 мая 1998 года.
3. ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" сообщило (исх. № 149 от 18.06.98), что бесплатная подписка на 91,3 тыс. экземпляров газеты "Волгоградская правда" осуществляется за счет средств редакции на основании договора № 16, заключенного с УФПС 6 мая 1998 года.
4. Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области Письмом от 01.10.98 № 04-17/517 сообщил, что за 9 месяцев 1998 года ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" было профинансировано на сумму 1863,2 тыс. рублей, что составило 122,1% к годовым назначениям, поскольку планируемый объем финансирования на 1998 год составлял 1504 тыс. рублей (на 9 месяцев - 1052,8 тыс. рублей, или 174,4%).
За тот же период на поддержку районных газет направлено 1.287 тыс. рублей, или 36,3% к годовым назначениям.
5. Антимонопольным управлением совместно с контрольно - счетной палатой Волгоградской областной Думы 22 июля 1998 года была проведена проверка ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" по выявлению источников финансирования бесплатной подписки на газету "Волгоградская правда" во втором полугодии 1998 года (справка проверки отдельных вопросов ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" от 22.07.98). Было установлено, что дополнительные средства на бесплатную подписку на газету "Волгоградская правда" на момент проверки из областного бюджета не выделялись.
В первом полугодии 1998 г. "... редакция газеты "Волгоградская правда" получила доходов от своей деятельности в сумме 1999,0 тыс. руб., в том числе:
из областного бюджета 891,7 тыс. руб.;
от рекламной деятельности 971,5 тыс. руб.;
от платной подписки 61,8 тыс. руб.;
от реализации газеты в розницу 74,0 тыс. руб.
Расходы на реализованную продукцию за этот период сложились в сумме 2255,9 тыс. руб., т.е. убытки составили 256,9 тыс. руб.
Стоимость бесплатной подписки на 6 месяцев составляет 2543,3 тыс. руб., из них потери дохода у редакции газеты - 328,6 тыс. руб., УФПС - 42,9 тыс. руб., затраты УФПС - 2171,8 тыс. руб.
По состоянию на 1 июля 1999 г. фактически оформлено бесплатной подписки в количестве 91,3 тыс. экземпляров. Для покрытия своих расходов ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" планирует привлекать собственные и спонсорские средства, для чего им направляются письма в различные организации".
6. Начальник УФПС 11.08.99 сообщил (определение об отложении дела № 146 от 11.08.99), что экономического обоснования договора от 06.05.98 № 16 не было. Расчета стоимости принимаемых по договору взаимных услуг не производилось. Информацией о рыночной стоимости услуг по информационному обеспечению при заключении договора № 16 УФПС не располагало.
7. ОАО "Концерн "Городские вести" представило Письмо УФПС (исх. б/н от 19.08.99 на № 313 от 13.08.98), в котором УФПС отказывается от заключения договора, условия которого предусматривают взаимозачет стоимости услуг УФПС для ОАО по подписке изданий Концерна рекламно - информационными услугами Концерна.
На заседании Комиссии представитель ОАО "Концерн "Городские вести" пояснил, что 12.08.98 предложил УФПС заключить договор, на условиях, аналогичных условиям договора № 16, заключенного УФПС с ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда". Экземпляр текста договора приложен к ответу УФПС, в котором УФПС отказалось от заключения предложенного ОАО договора.
8. Заявителями были представлены копии договоров, заключенные ими с УФПС (№ 7/12-33 от 29.12.97 с ОАО "Концерн "Городские вести" и № 7/12-20п от 22.04.98 с ЗАО "Редакция газеты "Интер"), а также информацию о стоимости своих рекламно - информационных услуг.
Кроме того ЗАО "Еженедельная газета "Интер" (Письмо исх. № 174 от 17.06.98) представило документы, содержащие сведения о благотворительной подписке на газету "Интер", проведенную ЗАО в 1998 году, а также справку (исх. № 304 от 07.12.98) о понесенных им убытках в связи с проведенной полугодовой бесплатной подпиской на газету "Волгоградская правда" за счет снижения тиража газеты "Интер" в этот период и снижения объема рекламы:
снижение тиража, всего - 6595 экз.,
в том числе за счет:
розницы - 1805 экз.;
подписки - 4790 экз.;
потерянный доход составил всего - 89,1 тыс. рублей,
в том числе за счет:
подписки - 57,2 тыс. рублей;
розницы - 28,2 тыс. рублей;
рекламы - 4,6 тыс. рублей.
9. Заместитель начальника УФПС Цыбанева Т.И. представила собственноручно составленный расчет, датированный 12.04.99, согласно которому для всех изданий на второе полугодие 1998 года услуги УФПС представлялись с одинаковой рентабельностью - 20%.
10. В 1999 году была проведена повторная проверка финансово - хозяйственной деятельности ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" с привлечением экспертов - аудиторов (справка от 28.05.99) вх. № 981). Согласно их заключению бесплатная подписка проводилась редакцией газеты усредненным тиражом 91,7 тыс. экземпляров. Все расходы по данной подписке редакция брала на себя, не имея на это средств. Экономического обоснования подписки ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" сделано не было, источники покрытия расходов не определялись. Стоимость подписки составила 5052,7 тыс. рублей. Из них было необходимо покрыть расходы: УФПС - 3123,3 тыс. рублей, ИПК "Царицын" - 1654,3 тыс. рублей (печатание и бумага), ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" - 275,1 тыс. рублей.
В результате тираж в количестве 91,7 тыс. экз. (средний тираж с учетом прекращения доставки газет малообеспеченным гражданам с 19.12.98), произведенный редакцией газеты "Волгоградская правда" для малообеспеченных слоев населения, составил сумму убытка 2895,5 тыс. рублей. Такая ситуация привела редакцию газеты "Волгоградская правда" на грань банкротства. При предъявлении требования по возврату долгов ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" удовлетворить их не сможет.
Для покрытия расходов УФПС за оказанные услуги ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" был заключен договор № 16 от 6 мая 1998 года на рекламно - информационное обеспечение деятельности УФПС, согласно которому УФПС обязалось за выполнение рекламно - информационного обеспечения не взимать плату за почтовые услуги с подписчиков газеты "Волгоградская правда" и экспедирование газеты. Соглашением № 1 от 17 августа 1998 года была определена сумма договора 3027,048 тысячи рублей и срок его исполнения: в течение 2-го полугодия 1998 года. Фактически на дату проведения проверки ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" выполнило услуг для заказчика на сумму 1235,180 тыс. рублей (акты приема - сдачи работ от 10.09.98, 14.10.98, 10.11.98, 11.11.98, 15.01.99). Образовавшаяся на 01.01.99 задолженность перед УФПС - 1888,1 тыс. рублей (отражена в балансе УФПС на 01.01.99 за счет "собственных средств", т.е. за счет счета 88/1 - "убыток текущего года").
Среди документов, приложенных к акту аудиторской проверки, имеется Письмо ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" от 13 января 1999 года, направленное УФПС, согласно которому во втором полугодии 1999 года в соответствии с договором № 16 ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" было фактически распространено 99,278 тыс. экземпляров газеты "Волгоградская правда" (город - 61815 экземпляров, село - 37463 экземпляров). При этом расходы ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" по бесплатной подписке составили 3123,256 тыс. рублей.
11. Антимонопольным управлением в мае 1999 года была проведена проверка УФПС. По итогам проверки выявлено, что объем рекламных услуг, списанный на затраты УФПС в 1998 году, составил 1228,180 тыс. руб. В декабре 1998 г. в связи с прекращением 19.12.98 выхода газеты "Волгоградская правда" была произведена корректировка выполненных объемов с их уменьшением на 230,213 тыс. руб. Таким образом фактическая стоимость подписки и доставки газеты "Волгоградская правда" составила 2796,834 тыс. руб.
Соглашением № 2 от января 1999 г. договор № 16 продлен на 1999 год до погашения долга по подписке. В 1-м квартале 1999 года списано на себестоимость с долга ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" 107,756 тысяч рублей.
12. ЗАО "Еженедельная газета "Интер" и ОАО "Концерн "Городские вести" 01.06.99 представили сведения о тиражах газет "Интер", "Деловые вести", "Областные вести" за первое и второе полугодия 1998 г. и первое полугодие 1999 г.
13. ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" 02.06.99 представило объяснение по делу № 146, в котором не согласилось с доводами, изложенными в определении о возбуждении дела по следующим основаниям:
1) заключенный 6 мая 1998 г. между ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" и УФПС договор № 16, а также совершенные сторонами во исполнение этого договора действия не имеют и не могут иметь своим результатом ограничения конкуренции и (или) ущемления интересов других хозяйствующих субъектов, т.к. УФПС могло заключить аналогичный договор с любым другим СМИ. Предложение поступило только от ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда", в связи с чем нельзя считать, что УФПС умышленно проигнорировало остальные СМИ и отдало предпочтение рекламно - информационным услугам газеты "Волгоградская правда";
2) стоимость оказываемых УФПС почтовых услуг для газеты "Волгоградская правда" не ниже, чем для других СМИ;
3) является неправомерным довод о том, что ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" в результате достигнутого с УФПС соглашения получило конкурентное преимущество в существенном увеличении тиража в количестве 91,3 тысячи экземпляров, распространяемых среди инвалидов, ветеранов и других малообеспеченных граждан, поскольку между двумя фактами - возмездным оказанием услуг по договору и проведенной газетой "Волгоградская правда" за свой счет бесплатной подпиской в количестве 91,7 тысяч экземпляров отсутствует какая-либо причинная связь и не влечет за собой фактов ограничения конкуренции на рынке услуг по распространению рекламы.
Выслушав стороны, экспертов, исследовав материалы дела, Комиссия установила:
1. ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" и УФПС 6 мая 1998 года заключили договор № 16, в соответствии с которым ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" - исполнитель обязуется "осуществлять в газете..., имеющей наивысший в области недельный тираж" рекламно - информационное обеспечение деятельности заказчика - УФПС (п. 2.1). За выполнение названных услуг заказчик не взимает оплату за услуги УФПС с подписчиков газеты "Волгоградская правда", а также за экспедирование газеты (п. 6.1). Расчеты стороны договора осуществляют взаимозачетом, т.е. цена услуги УФПС по подписке на газету "Волгоградская правда" на второе полугодие 1998 года для инвалидов, ветеранов и других малообеспеченных граждан и экспедированию газеты предполагается равной цене рекламно - информационных услуг ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" для УФПС.
Данный договор является договором на возмездное оказание услуг. Однако в самом договоре отсутствует условие о цене, не приложена смета, отсутствие которой на момент заключения договора № 16 от 06.05.98 подтверждается и аудиторской проверкой.
В соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ при отсутствии в возмездном договоре цены исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
Комиссия располагает данными, позволяющими определить цену рекламных услуг, оказываемых в аналогичных условиях ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" и другими редакциями - его конкурентами, а также цену услуг УФПС по подписке и экспедированию других газет.
Цена размещения рекламно - информационных посланий на 1 см2 в газетах - конкурентах газеты "Волгоградская правда" - составляет от 8 до 15 рублей. При публикации на первой полосе применяется наценка в размере от 50% до 100%:
Так, цена 1 см2 рекламного объявления в газете "Интер" - 8,50 руб., при размещении рекламного объявления на первой и последних полосах применяется коэффициент 1,5, скидки в зависимости от объема - 10 - 15%; в газете "Областные вести" - 15 руб., при размещении рекламы на полноцветной полосе - 25 руб., скидка за повторение рекламы сверх 4-х раз - 10%.
Анализ исполнения сторонами договора № 16 показал, что во 2-м полугодии 1998 г. в газете "Волгоградская правда" было опубликовано рекламно - информационных материалов УФПС общей площадью 26138,3 см2, за которые по совместным актам сторон договора списано 1228,180 тыс. руб. Следовательно, средняя цена 1 см2 рекламы УФПС, размещенной в газете "Волгоградская правда" во 2-м полугодии 1998 г., составила 47 руб. (1228,180 руб. : 26138,3 см2), т.е. оказалась значительно выше, чем могла бы быть при размещении этой же рекламы в других газетах - конкурентах "Волгоградской правды". Для других хозяйствующих субъектов цены на размещения рекламной информации в газете "Волгоградская правда" в этот же период были значительно ниже. Для сравнения: в Письме ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" (исх. № 260 от 16.11.98) сообщается, что за период с 01.01.98 по 05.11.98 в газете "Волгоградская правда" предоставлено услуг "реклама, объявления" ОАО "Волгоградэнерго" в количестве 5016 см2 на сумму 62477,60 руб. За период с августа по сентябрь 1998 г. для УФПС предоставлена газетная площадь 12461 см2 на сумму 718378 руб. из чего следует, что в определенные периоды средняя стоимость размещения рекламных материалов в газете "Волгоградская правда" для ОАО "Волгоградэнерго" составляла 12,45 руб. за 1 см2, а для УФПС - 58 руб. за 1 см2.
2. Однако размещение рекламных услуг УФПС в газете "Волгоградская правда" было бы разумным, экономически оправданным, если бы столь дорогая реклама обеспечила бы УФПС максимальный эффект, к чему обязывает УФПС пункт 3.2 Положения о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Волгоградской области Государственного Комитета РФ по связи и информатизации. Согласно Положению УФПС осуществляет меры по рекламированию его пользователям услуг почтовой связи с целью повышения рентабельности работ и конкурентоспособности почтовой связи.
Экономическая наука определяет, что эффективность рекламы пропорциональна аудитории и обратно пропорциональна стоимости рекламы.
Комиссия установила, что из 195 публикаций рекламы товаров и услуг, размещенной УФПС в газете "Волгоградская правда" во втором полугодии 1998 г., 146 публикаций (по доставке рекламы почтой, продаже почтовых вагонов, подписке на бартер, продаже филателистической продукции, приему отправлений по электронной почте) предназначены для обеспеченных граждан и организаций.
Проведя сравнительный анализ цен на рекламные услуги в газетах "Областные вести" и "Интер" и их тиража с ценой договора № 16 и тиражом газеты "Волгоградская правда" во 2-м полугодии 1998 г., Комиссия считает, что размещение рекламы услуг УФПС в газете "Волгоградская правда" обеспечило УФПС наименьшую эффективность рекламы, а ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" - доход только от рекламы УФПС 2796834,60 руб., превышающий в 2,9 раза полученный ею от этого вида деятельности в 1-м полугодии 1998 г. (971,5 тыс. руб.). Доказательством чему является справка проверки отдельных вопросов ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" от 22.07.98 аудитором Контрольно - счетной палаты Серпокрыловой и ведущим специалистом ВТУ ГАК Кесояном Г.А., в которой отмечается: "В 1-м полугодии 1998 г. платная подписка на газету "Волгоградская правда" составляла 16,5 тыс. экземпляров, льготная для участников и инвалидов ВОВ - 22 тыс. экземпляров. Во 2-м полугодии 1998 г. платная подписка на газету "Волгоградская правда" сократилась до 12,6 тыс. экземпляров, льготная подписка увеличилась до 34,1 тыс. экземпляров. Кроме того, проведена бесплатная подписка для малообеспеченных граждан в количестве 91,3 тыс. экземпляров". Следовательно, целевой аудиторией для 146 публикаций деловой рекламы УФПС во 2-м полугодии 1998 г. являлись только 12,6 тыс. подписчиков "Волгоградской правды" и около 200 лиц, приобретающих газету в розницу. Согласно Каталогу газет и еженедельников Волгоградской области на 2-е полугодие 1998 г., распространяемого УФПС, на газеты "Областные вести", "Интер" индексов для льготных подписчиков не предусматривается. В соответствии с Письмом ОАО "Концерн "Городские вести" (без № от 01.06.99) тираж газеты "Областные вести", предназначенный для реализации по подписке через УФПС, составил 18452 экземпляра, общий тираж для реализации по подписке и рознице - 37659 экземпляров. Тираж подписки через УФПС газеты "Интер" на этот же период составил 93788 экземпляров, а общий тираж 107683 экземпляра. Таким образом, размещение рекламы в газетах, имеющих больший (а не благотворительный) тираж, рассчитанный на обеспеченных (а не малообеспеченных) читателей и при меньшей стоимости рекламы в них размещаемой, обеспечило бы больший экономический эффект, чем ее размещение в газете "Волгоградская правда". Следовательно, выбор УФПС в качестве исполнителя для размещения рекламных материалов ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" и заключение договора № 16 от 06.05.98 были экономически невыгодны для УФПС и благоприятны для ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда".
3. После обращения заявителей в антимонопольное управление 11 июня 1998 г. стороны договора № 16 подписали протокол согласования цен на рекламные материалы, в соответствии с которым базовая цена 1 см2 рекламной информации была установлена в размере 12 руб., размещение на 1-й полосе - 30 руб., бегущая строка на 1-й полосе - 72 руб., в субботнем выпуске на полосе с телепрограммой - 54 руб. Кроме того, применены надбавки от 50% до 200% за срочность (в день верстки и за день до верстки). Определенные протоколом цены соответствуют ценам, указанным в распространенном ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" прайс - листе, действующем с 1 июля 1998 г. Но кроме системы надбавок прайс - листом предусмотрена система скидок в размере 10 - 15% за кратность публикации. Комиссия установила, что большинство рекламных материалов публиковалось от 4 и более 8 раз, и, следовательно, УФПС было вправе в соответствии с офертой оплачивать рекламные услуги с 10 - 15%-ной скидкой. Однако этого не сделало, т.е. действовало вопреки собственным интересам и в противоречии со ст. 10 ГК РФ и п. 3.2 Положения. Анализ исполнения договора № 16 показал, что экономически неоправданным было и применение сторонами договора надбавок к ценам на рекламные услуги.
Необходимость срочности выпуска рекламных объявлений, по заключению экспертов, документально не подтверждена (даты регистрации поступающих макетов рекламных услуг отсутствуют, что не дает возможности установить правомерность применения редакцией газеты "Волгоградская правда" надбавки за срочность), хотя надбавка применялась. Также невозможно было по имеющимся у редакции документам установить необходимость такого количества рекламных объявлений (смета отсутствует).
Комиссия, сопоставив содержание рекламного послания, дату его размещения и примененные за его размещение надбавки, пришла к выводу, что надбавки за срочность применялись и тогда, когда реклама публиковалась неоднократно в разных номерах, и, следовательно, ее размещение не носило срочного характера.
Так, например, согласно акту приема - сдачи работ в газете "Волгоградская правда" 2 декабря 1998 г. (№ 216) были опубликованы 3 материала общей площадью 441 см2. При этом 136 см2 опубликованы по цене 60 рублей за 1 см2 (из расчета 30 рублей за 1 см2 за печать на первой полосе), 95 см2 - по цене 72 рубля за 1 см2 (из расчета 36 рублей за 1 см2 публикации на первой полосе газеты) и 210 см2 - по цене 24 рубля за 1 см2 (из расчета 12 рублей за 1 см2). Наценка в размере 100% применялась во всех случаях в связи с тем, что материал поступил "за день до верстки".
В газете действительно опубликовано 3 материала, рекламирующие деятельность УФПС, но общей площадью 248 см2 (128 см2, 25 см2 и 95 см2), а не 441 см2. Кроме того, по своему содержанию вся информация рекламирует постоянно представляемые УФПС услуги и неоднократно публиковалось в газете: о доставке рекламы (публиковалась в 14 предыдущих номерах газеты: № 149, 151, 190, 193, 194, 198, 199, 202, 204, 206, 207, 211, 212, 215), о подписке на СМИ, которые можно подарить (в 10 предыдущих номерах: № 179, 182, 183, 192, 194, 197, 199, 205, 209, 212) и о продлении подписки (опубликовано в 2 предыдущих номерах газет: № 213, 214).
Анализ содержания публикаций об УФПС и его услугах в газете "Волгоградская правда" во 2-м полугодии 1998 г. показал, что вся реклама, размещенная в газете, не имеет срочного характера, за исключением размещенной 25.08.98 на 1-й полосе - "С 1 сентября 1998 г. начинается подписка на все виды периодических изданий на 1-е полугодие 1999 г.".
Таким образом, сторонами договора № 16 умышленно завышена стоимость рекламных услуг ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" за счет:
1) необоснованного применения надбавок за срочность размещения рекламы;
2) необоснованного отказа от применения системы скидок.
Реальная стоимость рекламно - информационных услуг ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" для УФПС во втором полугодии 1998 года без учета необоснованно применяемых сторонами надбавок за срочность и с учетом необоснованно неприменяемых скидок за кратность публикаций по данным управления составляет 623684 рубля.
Следовательно, ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" во втором полугодии 1998 г. получило дополнительную выручку в размере 604496 руб. = (1128180 - 623684) руб., направленную на возмещение своих затрат на оплату услуг УФПС по приему подписки и доставке газеты малообеспеченным гражданам.
4. Из Письма ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" от 13.01.99 следует, что по договору № 16 от 06.05.98 доставлено 109 номеров газеты "Волгоградская правда", в том числе городским подписчикам - 61815 экземпляров, сельским подписчикам, которым газета доставлялась 3 раза в неделю, - 37463 экземпляра за 68 доставок.
Комиссия установила, что из 109 номеров газеты 72 номера - 4-полосные, 29 номеров - 6-полосные, 8 номеров - 8-полосные.
При 3-разовой доставке сельским подписчикам за одну доставку подписчику доставляется в среднем 1,5 газеты = (118 номеров : 26 недель х 3 раза) или поочередно доставляется одна и две газеты "Волгоградская правда".
Анализ показал, что в нарушение порядка установления цены услуги по подписке и доставке периодических печатных изданий в период подписной кампании на 2-е полугодие 1998 г. на 1 экземпляр издания четырехполосной газеты форматом А2, утвержденного начальником УФПС 05.03.98, согласно которому при шести полосах применяется коэффициент 1,1, соответствующий увеличению массы шестиполосной газеты, а при восьми - 1,2, соответствующий увеличению массы восьмиполосной газеты, при определении действительной стоимости услуг, оказанных УФПС ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" по договору № 16 от 06.05.98, на основании Письма ГУП от 13.01.99 не применены коэффициенты, соответствующие периодичности выхода, увеличению массы для многополосных газет.
С применением утвержденного начальником УФПС 05.03.98 Порядка установления цен на услуги по приему подписки и доставки периодического издания на период подписной кампании на второе полугодие 1998 г. (базовая цена - 0,30 руб.) действительная стоимость услуг УФПС для ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" по договору № 16 - 2945470,47 руб., которая складывается из стоимости услуг связи по приему подписки и доставке:
для городских подписчиков: 2104800,75 рублей = (72 четырехполосных номера + 29 шестиполосных номеров х 1,1 + 8 восьмиполосных номеров х 1,2) х 0,30 руб. х 61 815 экземпляров)
и для сельских подписчиков: 840 669,72 рубля = ( 34 номера + 34 номера х 1,2) х 0,30 руб. х 37 463 экз.).
Следовательно, принятая к оплате сторонами договора № 16 от 06.05.98 стоимость услуг УФПС по подписке и доставке 109 номеров 99278 экземпляров газеты "Волгоградская правда" во 2-м полугодии 1998 г. занижена на 148635,87 рублей = (2945470,47 - 2796834,60) руб.
5. Соглашением № 1 от 17 августа 1998 г. о внесении изменений и дополнений в договор № 16 от 06.05.98 "Исполнитель" (ГУП) обязуется в течение 2-го полугодия 1998 г. осуществлять в издании "Волгоградская правда" рекламно - информационное обеспечение "Заказчика" (УФПС) на сумму 3027048 рублей, составляющую стоимость услуг связи по подписке на издание "Волгоградская правда" на второе полугодие 1998 г. по указанным тарифам.
Этим соглашением стороны внесли в договор № 16 от 06.05.98 изменения, исключив из цены договора стоимость услуги УФПС по экспедированию бесплатного тиража газеты "Волгоградская правда".
Следовательно, УФПС и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" договорились, что УФПС оказывает услуги по экспедированию 118 номеров газеты в количестве 99278 экземпляров, доставляемым малообеспеченным гражданам, безвозмездно.
Стоимость безвозмездно оказанных услуг составила 326421,80 руб.
Это подтверждается:
докладной зам. начальника УФПС Цыбаневой Т.И. от 19.10.98;
актом сверки задолженности между УФПС и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" от 29.04.99, которым задолженность ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" перед УФПС определена в размере 1457398,60 руб. как разница между стоимостью фактической доставки газеты за 6 месяцев 1998 г. (2796834,60 руб.) и стоимостью размещения рекламных материалов УФПС (1339436,40 руб.);
Письмом ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" от 13.01.99.
6. В соответствии с Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.97 № 976, договор подписки заключается между подписчиком (гражданином) и распространителем (в данном случае УФПС), является договором купли - продажи, т.е. возмездным и относится к числу публичных договоров. Следовательно, условия этого договора в соответствии со ст. 426 ГК РФ должны быть одинаковыми для всех подписчиков. Условия публичного договора, не соответствующие этим требованиям, ничтожны. В соответствии с действующим законодательством и обычаем делового оборота отношения участников рынка распространения периодических печатных изданий складываются следующим образом: подписчик (гражданин) по договору купли - продажи с УФПС оплачивает УФПС стоимость газеты с условием доставки (подписную цену), в том числе стоимость производства газеты (каталожную цену), которую УФПС в сроки, определяемые соглашением с редакцией, перечисляет последней. Практика показывает, что и в тех случаях, когда редакция берет на себя оплату услуг УФПС, даря подписчикам свою печатную продукцию (например, редакция газеты "Интер" подарила 3200 экземпляров газеты учителям), редакция оплачивает УФПС стоимость услуги по подписке и распространению газеты в размере полной стоимости этих услуг денежными средствами и единовременно, а не постепенно в течение всего периода осуществления подписки.
Подписчики, включая малообеспеченных граждан, заключили с УФПС договор о подписке на второе полугодие 1998 г. на периодические печатные издания конкурентов ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" согласно Правилам распространения периодических печатных изданий по подписке и условиям договоров, заключенным УФПС с конкурентами (договор № 07/12-33 от 29.12.97 с ОАО "Концерн "Городские вести" и договор № 07/12-20п от 22.04.98 с ЗАО "Еженедельная газета "Интер"). Согласно п. 2.2.1 вышеуказанных договоров УФПС, осуществляя проведение подписной кампании на 2-е полугодие 1998 г., проводит сбор средств с подписчиков с 1 апреля по 15 - 20 июня 1998 г. по подписной цене, которая включает в себя каталожную цену редакции и цену услуг УФПС. УФПС платежным поручением перечисляет редакциям газет стоимость каталожной цены в сроки, оговоренные договором, а средства, необходимые ей для возмещения затрат на распространение газет по подписке, оставляет себе, т.е. при проведении подписной кампании подписчики газет предварительно оплачивают деньгами услуги УФПС в момент заключения договора подписки.
С 99278 подписчиками газеты "Волгоградская правда", указанными в списках, представленными органами социальной защиты населения, УФПС заключило договоры подписки без оплаты ими его услуг, т.е. безвозмездно для подписчиков.
Не оплачивало эти договоры в сроки, предусмотренные Правилами подписки, и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда".
Таким образом, условия договоров, заключенных УФПС с заявителями, существенно отличаются от договора № 16, ставя ЗАО "Редакция газеты "Интер" и ОАО "Концерн "Городские вести" и подписчиков их газет в неравное положение (менее выгодное) с ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда".
От заключения договора с ОАО "Концерн "Городские вести" на условиях, аналогичных условиям договора № 16 от 06.05.98, УФПС отказалось.
7. Из писем, разосланных ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" в различные организации после заключения договора № 16, следует, что основанием для просьбы "внести посильный вклад в акцию по бесплатной подписке на газету "Волгоградская правда" для некоторых категорий малообеспеченных жителей города и области является то, что редакция испытывает серьезные финансовые проблемы".
Следовательно, на 20.06.98 - момент возникновения денежного обязательства в размере 2945470,47 руб. - у ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" для предварительной оплаты услуги УФПС по приему подписки и доставке по договорам подписки газеты "Волгоградская правда" с 99278 малообеспеченными гражданами не было источников денежных средств, что подтверждается также справкой проверки отдельных вопросов в ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" от 22.07.98, согласно которой за 1-е полугодие 1998 г. у ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" сложились убытки в сумме 256,9 тыс. руб.
Таким образом, единственным источником денежных средств для ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" на момент возникновения денежных обязательства по договорам подписки на газету "Волгоградская правда" с 99278 малообеспеченными гражданами 20.06.98 были заемные средства. Следовательно, ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" в результате договора № 16 от 05.06.98, которым предусмотрено, что УФПС не взимает оплату за почтовые услуги с подписчиков газеты на 2-е полугодие 1998 года: инвалидов, ветеранов и других малообеспеченных граждан города и области за выполнение работ ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" по рекламно - информационному обеспечению деятельности УФПС сберегло собственные денежные средства в размере процентов по договорам займа (кредита) на сумму 2945470,47 руб., равную действительной стоимости услуг УФПС по приему подписки и доставке газеты 99278 малообеспеченным гражданам во 2-м полугодии 1998 г. согласно расчетам Комиссии, и на суммы, равные стоимости услуг экспедирования 109 номеров 99278 экземпляров газеты "Волгоградская правда" в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1998 г. (общая сумма - 326421,80 руб.), которые должны быть уплачены в течение не более 10 банковских дней с момента получения ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" счетов УФПС за услуги экспедирования (в срок, одинаковый с установленным договорами между УФПС и ОАО "Концерн "Городские вести", УФПС и ЗАО "Еженедельная газета "Интер"). Конкретный размер процентов зависит от условий договора займа (кредита). Однако он должен быть значительным, т.к. согласно журналу "Эксперт" № 24 от 28.07.99 процентные ставки коммерческих банков по кредитам юридическим лицам в мае - декабре 1998 г. составили не менее 40% годовых.
8. Действительная цель договора № 16 от 06.05.98 для ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" и УФПС - благотворительная акция по бесплатной подписке 99278 малообеспеченных граждан на газету "Волгоградская правда" во втором полугодии 1998 г. независимо от степени риска получения отрицательного финансового результата (убытка) по результатам работы за 1998 год.
Что подтверждается:
в отношении ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда":
1) отсутствием средств на оплату стоимости договора подписки между УФПС и малообеспеченными гражданами в момент их заключения - что следует из факта рассылки писем различным организациям с просьбой оказать спонсорскую помощь после заключения договора № 16 от 06.05.98 и фактом получения убытка по результатам работы за первое полугодие 1998 г.;
2) выводами начальника общего аудита Муха Т.А., начальника юридического отдела Голенко С.А. и аудитора Андреевой Н.В. в письменной информации антимонопольному комитету г. Волгограда по результатам проверки бухгалтерской и финансовой отчетности за 1998 г. о том, что "Все расходы по данной подписке редакция взяла на себя, не имея на это средств, не было сделано экономического обоснования этой подписки и, соответственно, источников их покрытия.
В результате тираж в количестве 91,7 тыс. экз. (средний тираж с учетом прекращения доставки газет малообеспеченным гражданам с 19.12.98), произведенный редакцией "Волгоградская правда" для малообеспеченных слоев населения, составил сумму убытка 2895,5 тыс. руб.
Такая ситуация привела редакцию "Волгоградской правды" на грань банкротства. При предъявлении требования по возврату долгов редакция "Волгоградская правда" удовлетворить их не сможет".
В отношении УФПС:
1) сообщением начальника УФПС Требушкиным В.Н. на заседании Комиссии по делу № 146 о нарушении АМЗ 11.08.98 (определение об отложении рассмотрения дела № 146 от 11.08.98) о том, что экономического обоснования договора № 16 от 06.05.98 не было. Расчета стоимости принимаемых по договору взаимных обязательств не производилось. Информацией о рыночной стоимости услуг по информационному обслуживанию начальник УФПС не располагает;
2) согласием УФПС при оценке стоимости работ ГУП по размещению рекламы в газете "Волгоградская правда", актами приема - сдачи работ за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 1998 г. на неосновательное применение надбавок за срочность и неосновательный отказ от применения скидок за кратность публикаций;
3) неосновательным с учетом целей рекламной кампании УФПС заключением договора на размещение рекламы только с одним рекламораспространителем - ГУП.
При этом для ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" полученное по договору № 16 от 06.05.98, с дополнительными соглашениями № 1 от 17.08.99 и № 2 от января 1999 г. выражается:
а) в исполненных безвозмездных договорах подписки между УФПС и 99278 малообеспеченными гражданами на 109 номеров газеты "Волгоградская правда" во 2-м полугодии 1998 г.
б) в предоставленной УФПС безвозмездной услуге по экспедированию 109 номеров газеты "Волгоградская правда" в количестве 99278 экземпляров во втором полугодии 1998 г.
Кроме того, по названному договору ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" неосновательно сберегло:
а) 2945470,47 рубля - сумму, равную действительной стоимости услуг УФПС по приему подписки и доставке 109 номеров 99278 экземпляров газеты во втором полугодии 1998 г. согласно расчету, которую ГУП обязано было уплатить в момент заключения договоров подписки согласно ст. ст. 426, 492, 500 ГК РФ и Правил распространения периодических изданий по подписке, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.97 № 976. Момент заключения договоров подписки на газету "Волгоградская правда" на второе полугодие 1998 г. с 99278 малообеспеченными гражданами совпадает с моментом передачи списка граждан органами социальной защиты населения в районные узлы связи УФПС согласно Письму Управления социальной защиты Администрации Волгоградской области от 12.05.98 № 05-685, определившего, что подписка должна быть оформлена до 05.06.98. Следовательно, предварительная оплата за услуги УФПС по приему подписки и доставке должна быть произведена в срок не позднее 05.06.98 или в сроки не позднее 15 - 20 июня 1998 г., установленные договором № 07/12-20П между УФПС и ЗАО "Еженедельная газета "Интер" и договором № 07/12-33 между УФПС и ОАО "Концерн "Городские вести" для проведения подписной кампании на второе полугодие 1998 г.
б) 326421,80 руб. - сумму, равную действительной стоимости услуг экспедирования 109 номеров газеты "Волгоградская правда" количеством 99278 экземпляров во втором полугодии 1998 г. согласно Письма ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" от 13.01.99 Данная сумма складывается из сумм, равных стоимости услуг экспедирования 109 номеров 99278 экземпляров газеты "Волгоградская правда" в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1998 г., которые должны быть уплачены в течение пяти или десяти банковских дней с момента получения ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" счетов УФПС, как установлено, договорами между УФПС и ОАО "Концерн "Городские вести" и между УФПС и ЗАО "Еженедельная газета "Интер".
А для УФПС полученное по договору № 16 от 06.05.98, дополнительными соглашениями № 1 от 17.08.99 и № 2 от января 1999 г. выражается в предоставленных услугах по рекламно - информационному обеспечению деятельности УФПС в газете "Волгоградская правда":
а) на сумму 623684,00 руб. в течение второго полугодия 1998 г. согласно расчету действительной стоимости;
б) на сумму 111256,00 руб. в течение 1-го квартала 1999 г. согласно аналитической записке отдела экономического анализа и информатизации от 07.05.99 № 174;
в) на сумму, требующую подсчета, в период с 01.04.99 по последний день выполнения услуг по рекламно - информационному обеспечению деятельности УФПС в газете "Волгоградская правда". В связи с продлением действия договора от 06.05.98 определение этих сумм в настоящее время не представляется возможным.
Таким образом, в результате заключения и реализации договора № 16 от 06.05.98 и дополнительных соглашений № 1 от 17.08.98 и № 2 от января 1999 г. ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда":
необоснованно по отношению к своим конкурентам получило на рынке рекламы периодических печатных изданий, распространяемых на территории Волгоградской области, крупный заказ на распространение рекламы от УФПС на сумму 2796834,60 рубля, (в 2,9 раза превышающую выручку, полученную им от рекламной деятельности в первом полугодии 1998 года), которая обеспечила ГУП возможность проведения благотворительной акции по бесплатной подписке 99278 малообеспеченных граждан на газету "Волгоградская правда" на второе полугодие 1998 года. На рынке рекламы увеличение тиража газеты "Волгоградская правда" на 99278 экземпляров сделала ее более привлекательной для рекламодателей, ибо одним из наиболее значимых для рекламодателей факторов при выборе средства распространения рекламы служит тираж газет. Последнее обстоятельство подтверждается опросом рекламодателей, а также текстом договора № 16 от 06.05.98, в котором в качестве преимуществ газеты "Волгоградская правда" отмечается ее самый высокий недельный тираж в области. Этого же мнения придерживаются редакции газет, объясняя стремление увеличить число подписчиков путем предоставления льгот для определенной категории физических лиц, снижения каталожной цены за счет доставки через сеть собственных агентов, проведения лотерей и розыгрышей по подписным квитанциям, выпуска приложений, дифференцированных тематически, желанием увеличить тираж и сделать газету более привлекательной для рекламодателей. На рынке периодических печатных изданий бесплатная раздача 109 номеров 99278 экземпляров газеты "Волгоградская правда" сделала ее более привлекательной для граждан - потребителей, т.к. подарки относятся к кратковременным поощрительным мерам, обеспечивающим стимулирование сбыта (продаж);
неосновательно увеличило свою выручку на сумму 604496 руб. в связи с необоснованным применением надбавок за срочность и неприменением скидок за кратность публикаций при выполнении работ по рекламно - информационному обеспечению деятельности УФПС в газете "Волгоградская правда" во втором полугодии 1998 года;
неосновательно снизило свои затраты:
а) на сумму 148695,47 руб. - в связи с неприменением коэффициентов, соответствующих периодичности выхода, увеличением массы для многополосных газет, при оценке стоимости услуг УФПС по приему подписки и доставке газеты "Волгоградская правда" во втором полугодии 1998 года;
б) на сумму 326421,80 руб., равную стоимости безвозмездно оказанной УФПС услуги экспедирования 109 номеров 99278 экземпляров газеты "Волгоградская правда" во втором полугодии 1998 года;
в) на сумму, равную процентам по договору займа и кредита, на сумму 2945470,47 руб., равную действительной стоимости услуг УФПС по приему подписки и доставке 109 номеров 99278 экземпляров газеты "Волгоградская правда" во втором полугодии 1998 года;
г) на суммы, равные процентам по договорам займа и кредита, на суммы, равные стоимости услуг экспедирования 109 номеров 99278 экземпляров газеты "Волгоградская правда" в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1998 года (общая сумма - 326421,80 руб.).
Из определения понятия "хозяйствующий субъект", "конкуренция", "недобросовестная конкуренция" согласно ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции..."; понятия "предпринимательская деятельность" согласно ст. 2 ГК РФ, понятия "валовая прибыль", "прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)" и состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) согласно Постановлению Правительства от 05.08.92 № 552, следует, что запрещенными ст. 6 Закона РСФСР "О конкуренции..." являются соглашения (согласованные действия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, с его поставщиком или покупателем, в результате которых стороны (одна сторона) соглашения приобретают или могут приобрести преимущества в предпринимательской деятельности по отношению к своим конкурентам на соответствующем товарном рынке, которые влияют на финансовые результаты предпринимательской деятельности сторон (одной стороны) соглашения таким образом, что увеличивают валовую прибыль (снижают убыток) или иначе увеличивают выручку от реализации продукции (работ, услуг) и (или) снижают затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг).
Следовательно, соглашения (договор № 16 от 6 мая 1998 года, дополнительное к нему соглашение от 06.05.98, соглашение № 1 от 17 августа 1998 года и соглашение № 2 от января 1999 г.), достигнутые УФПС и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда", противоречат действующему законодательству и обычаю делового оборота и относятся к числу запрещенных пунктом 2 статьи 6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона РФ "О конкуренции..." такие соглашения допустимы, если положительный эффект в социально - экономической сфере, превышающий негативные последствия для рынка, будет доказан участниками соглашений.
Стороны договора № 16 от 06.05.98 доказательств положительного эффекта (улучшения потребительских свойств и конкурентоспособности услуг по распространению периодических печатных изданий, а также самих периодических печатных изданий (газеты "Волгоградская правда"), достижения технического и экономического прогресса, увеличения занятости) и других социально - экономических последствий в результате достигнутых соглашений не представили.
При отсутствии положительного эффекта от договора № 16 от 06.05.98 между УФПС и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" необходимо учесть негативные последствия для рынков периодических печатных изданий, распространяемых на территориях муниципальных образований Волгоградской области (районных городских газет).
В Письме сотрудников редакции калачевской районной газеты "Борьба" от 20.09.98, направленном в адрес антимонопольного управления, утверждается, "что в 1998 году условия выпуска газеты крайне ухудшились. Областной Комитет по печати в нарушение учредительного договора прекратил покрывать полиграфические затраты редакции: с начала года газета печатается типографией в долг. В самый разгар подписки на 1-е полугодие 1999 года Комитет по печати администрации Волгоградской области приостановил поставку бумаги опять же в нарушение учредительного договора. В связи с этим редакция вынуждена была сократить выпуск газеты "Борьба" с трех номеров в неделю до одного, в два раза уменьшить объем субботних номеров и отказаться от выпуска приложения "Донской прибой".
За период льготной подписки (с 15 августа по 1 октября) газету подписали 2600 человек, почти в два раза меньше, чем обычно (в этом не последнюю роль сыграли срывы выпуска газеты из-за отсутствия бумаги).
Прослеживаются признаки сознательного подрыва финансовой базы районных газет. К таковым относится:
искусственное увеличение тиража газеты "Волгоградская правда" за счет средств, выделяемых на финансирование всех газет области (в Калачевском районе "бесплатная подписка" на газету "Волгоградская правда" на второе полугодие 1998 года составила около 2,3 тысячи экземпляров);
обеспечение бесперебойного выпуска названной газеты в льготный подписной период, когда многие районные газеты выходили раз в неделю или не выходили совсем".
Доказательством наличия факта причинно - следственной связи между снижением доли на рынке периодических печатных изданий, распространяемых в Калачевском районе Волгоградской области, редакции газеты "Борьба" (редакций иных районных газет на соответствующем товарном рынке) - сокращением числа их подписчиков, и действиями ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда", направленными на исполнение обязательств по договору № 16 с УФПС от 6 мая 1998 г., являются:
"Письменная информация..." по результатам проверки бухгалтерской и финансовой отчетности за 1998 год, согласно которой основаниями для увеличения финансирования газеты "Волгоградская правда" явилось письмо ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда";
Письмо Комитета по печати Администрации Волгоградской области от 01.10.98 № 04-17/517 Волгоградской областной Думе, согласно которому план финансирования за 9 месяцев 1998 года исполнен по районным газетам на 51,9%, в то время как по газете "Волгоградская правда" - на 174,4% (к годовым назначениям на 122,1%).
Комиссия также обращает внимание на следующие обстоятельства:
1. Комитет по печати Администрации Волгоградской области осуществляет финансирование изготовления газеты "Волгоградская правда" за счет бюджета Волгоградской области и за 9 месяцев 1998 года произвел финансирование ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" на 174,4%.
2. В материалах, приложенных к акту аудиторской экспертизы, имеются платежные поручения 9 хозяйствующих субъектов (ОАО "Поволжье", ООО "Нефтяная компания "ЛУКойл" (территориальное управление), ОАО "Электросвязь", АКБ "Волгопромбанк", КБ "ВИПойл", ЛВЗ "Волгоградский"), оказавших ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" в 1998 году спонсорскую помощь в размерах до 50 тысяч рублей, что не соответствует требованиям ст. 575 ГК РФ. Среди дарителей имеются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынках (например, ОАО "Электросвязь").
3. Отношения ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" и ИПК "Царицын" строятся на началах взаимозачетов с привлечением третьих лиц (например, ОАО Волгоградоблгаз", ОАО "Волгоградэнерго"), занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках.
Эти обстоятельства не исследовались Комиссией, т.к. выходят за пределы рассматриваемого дела.
На основании изложенного Комиссия пришла к следующим выводам:
1. УФПС, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий, и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда", являющееся заказчиком этих услуг, заключив договор № 16 от 6 мая 1998 года, дополнительное к нему соглашение от 6 мая 1998 года, соглашение № 1 от 17 августа 1998 года и соглашение № 2 от января 1999 года, нарушили п. 2 ст. 6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. УФПС, отказав ОАО "Концерн "Городские вести" в заключении договора на условиях, аналогичных условиям договора № 16 от 6 мая 1998 года, заключенного с его конкурентом - ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда", злоупотребило своим доминирующим положением, совершив действие, ущемляющее интересы ОАО "Концерн "Городские вести", т.е. совершил действие, запрещенное ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Комиссия не нашла достаточных доказательств для квалификации действий Управления социальной защиты Волгоградской области по ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Дело № 146 о нарушении статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области производством прекратить.
2. Признать нарушением статьи 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действия УФПС, выразившиеся в отказе ОАО "Концерн Городские вести" заключить договор на условиях, аналогичных договору № 16 от 06.05.98, заключенному УФПС с ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда".
3. Признать нарушением п. 2 ст. 6 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действия УФПС и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда", выразившиеся в достижении соглашений (договор № 16 от 06.05.98, соглашение № 1 от 17.08.98 и соглашение № 2 от января 1999 г. к договору № 16).
4. Выдать в отношении УФПС предписание о прекращении нарушения статьи 5 и п. 2 ст. 6 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
5. Выдать в отношении ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" предписание о прекращении нарушения п. 2 статьи 6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
6. Рекомендовать руководителю территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия создать Комиссию для рассмотрения действий администрации Волгоградской области, выразившихся в издании постановления Главы администрации Волгоградской области от 10 декабря 1997 г. № 689 и финансировании издания газеты "Волгоградская правда" на соответствие статье 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", договоров дарения и мены, заключенных ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" с другими хозяйствующими субъектами в нарушение гражданского законодательства на соответствие ст. 6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
7. Рекомендовать руководителю управления обратиться на основании ст. 23 ФЗ "О почтовой связи" в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, по факту нарушения УФПС Закона РФ "О конкуренции..." с просьбой дать оценку действиям руководителя УФПС Требушкина В.Н. на соответствие занимаемой должности с учетом утвержденного положения о ТУ УФПС.
8. Рекомендовать руководителю управления обратиться с иском в суд о признании договора № 16 от 06.05.98 и последующих к нему соглашений, заключенных между УФПС и ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда", недействительными и о применении к их сторонам последствий недействительности сделки.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Ю.В.КАСЬЯНОВ
Т.В.КОСЯК
Г.А.КЕСОЯН





ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 июня 1999 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 3 июня 1999 года по делу № 146 и в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.16 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства предписывает:
1. УФПС прекратить нарушение статей 5 и 6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно: не заключать соглашений с не конкурирующими хозяйствующими субъектами, являющимися поставщиками или покупателями (заказчиками) почтовых услуг по распространению периодических печатных изданий на территории Волгоградской области, и не осуществлять действий, направленных на ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов,
в том числе на предоставление услуг по проведению подписки на условиях оплаты этих услуг путем предоставления рекламно - информационных услуг и освещению деятельности УФПС.
В подтверждение исполнения предписания в течение 10 дней со дня подписания договоров на распространение печатных средств массовой информации на каждое полугодие 2000 г. представлять в управление копии заключенных с хозяйствующими субъектами договоров на предоставление услуг по распространению периодических печатных изданий на территории Волгоградской области.
2. ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" прекратить нарушение статьи 6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно: не заключать соглашений с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, покупателем (заказчиком) которого оно является, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
3. ГУП "Редакция газеты "Волгоградская правда" прекратить размещение в газете "Волгоградская правда" рекламно - информационных материалов о деятельности УФПС во исполнение договора № 16 от 06.05.98.
Срок исполнения - немедленно после получения предписания. В подтверждение исполнения в течение 10 дней с момента получения предписания представить соглашение о расторжении договора № 16 от 06.05.98.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Ю.В.КАСЬЯНОВ
Т.В.КОСЯК
Г.А.КЕСОЯН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru