ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградского горсовета народных депутатов, администрации г. Волгограда от 28.04.1999 № 55/590/552
"О ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОЛГОГРАДА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 1999 г. № 55/590/552
О ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СТАБИЛИЗАЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОЛГОГРАДА
Результаты работы промышленных предприятий Волгограда в 1998 году свидетельствуют о наметившейся тенденции снижения темпов спада производства: - 5% против 13% в 1997 году. Показательно, что только в декабре 1998 г. было произведено 14% годового объема производства и рост составил 26% к ноябрю 1998 года. Возросло производство к уровню 1997 года технического углерода (на 8%), синтетических смол (на 5%), тракторов (на 10%), керамических плиток (на 26%), линолеума (на 18%), стали (на 3%), стальных труб (на 37%), алюминия (на 7%) и других изделий.
Однако работа промышленности в целом характеризуется неустойчивостью и ухудшением ее финансовых результатов. Доля убыточных предприятий на 01.12.98 составила 45%. Просроченная кредиторская задолженность в течение года увеличилась на 14%, в том числе в бюджеты всех уровней - на 21%. За семь лет реформ в промышленности потеряно 2/3 ранее производимых объемов. Принимаемые меры по взаимодействию органов городского самоуправления Волгограда с промышленными предприятиями существенного влияния на коренное изменение экономической ситуации не оказали.
В целях последовательного осуществления целенаправленной и конкретной работы органов городского самоуправления Волгограда, направленной на стабилизацию экономики промышленных предприятий в 1999 - 2000 годах, в соответствии с Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 16.12.98 № 49/501/1615 "О мерах по экономической стабилизации на промышленных предприятиях Волгограда", руководствуясь Уставом города-героя Волгограда, Волгоградский городской Совет народных депутатов и администрация Волгограда постановляют:
1. Утвердить Программу первоочередных мер по экономической стабилизации на промышленных предприятиях Волгограда (далее - Программа) (прилагается).
2. Считать важнейшим направлением в работе всех отраслевых структурных подразделений администраций города и районов дальнейшую поддержку и защиту волгоградских товаропроизводителей, создание условий для обеспечения стабилизации и экономического роста приоритетных для города отраслей и видов производств.
3. Постоянной комиссии Волгоградского городского Совета народных депутатов по промышленности, строительству, природопользованию и охране окружающей среды оказывать содействие администрации города в разработке проектов законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих промышленную деятельность в городе и Волгоградской области.
4. Департаменту промышленности и науки администрации города сосредоточить свою работу на выполнении Программы, выступить координатором и непосредственным исполнителем намеченных мероприятий в установленных объемах и сроках.
5. Управлению по связям со средствами массовой информации администрации города информировать население через средства массовой информации о целях, направлениях и ходе реализации Программы.
6. Департаменту промышленности и науки администрации города доложить до 01.09.99 о ходе реализации Программы главе администрации Волгограда Чехову Ю.В. и председателю Волгоградского городского Совета народных депутатов Михайлову С.Л.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Волгоградского городского Совета народных депутатов Криулина Л.И. и первого заместителя главы администрации города Попова В.Г.
Председатель
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
С.Л.МИХАЙЛОВ
Глава администрации
Волгограда
Ю.В.ЧЕХОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Программа первоочередных мер по экономической стабилизации на промышленных предприятиях Волгограда (далее - Программа) разработана во исполнение Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 16.12.98 № 49/501/1615 "О мерах по экономической стабилизации на промышленных предприятиях Волгограда".
Программа консолидирует мероприятия для всех предприятий, производящих товарную продукцию, независимо от форм собственности, подчиненности и выпускаемой продукции (далее - предприятия).
Промышленные предприятия остаются одними из основных плательщиков налогов в бюджет и внебюджетные фонды, удовлетворяют потребности городского хозяйства и население в товарах и услугах, обеспечивают работой большую часть трудоспособного населения, решают социальные проблемы.
За период с 1990 по 1998 г. большинство предприятий значительно сократили объемы производства. В 1998 г. произведено продукции на 9969,8 млн. руб., что по отношению к 1990 г. составило 31,8%. За этот период произошло структурное изменение в приоритетных для промышленного центра, каким является Волгоград, видах выпускаемой продукции, что стало следствием катастрофического спада производства в черной металлургии в 14,3 раза, в машиностроении в 12,5 раза, в легкой промышленности в 8,3 раза. Производство важнейших видов продукции по отношению к объемам 1990 г. составило: проката - 4,7%; стали - 5,1%; труб стальных - 7,7%; тракторов - 5,3%; двигателей дизельных - менее 1%; нефтеаппаратуры - 27%; машин стиральных - 2,1%; буровых установок - менее 1%; пиломатериалов - 2,6%; обуви - 1,3%; чулочно-носочных изделий - 10%; мяса - 10,6%; молока - 18,7%; ликероводочных напитков - 34,7%; макаронных изделий - 17,3%.
Продукция большинства предприятий не конкурентоспособна с продукцией зарубежных производителей по совершенству конструкции, качеству, дизайну, эксплуатационным и экологическим характеристикам. Отечественные производители не защищены государством от поставок по импорту.
Научный и научно-технический потенциал города, оставаясь государственной собственностью, не получал заказов от предприятий и крайне скудно финансировался государством. Новейшие научно-технические разработки остались невостребованными.
Необходимо признать, что предприятия и научно-технические организации ориентировались на выпуск традиционной для них продукции. Потребность рынка в товарах для населения не рассматривалась как источник успешного бизнеса и получения денежных расчетов с быстрой оборачиваемостью. Практически не велась разработка и изготовление отечественного технологического оборудования для предприятий промышленности и сельского хозяйства.
Основные фонды физически и морально устарели, т.к. предприятия не вкладывали средств на приобретение нового оборудования и технологий. Производственная кооперация (отраслевая, межотраслевая и региональная) прекратила существование с ликвидацией централизованной экономики и из-за отсутствия управления и координации со стороны органов государственной власти.
Предприятия испытывают острейший дефицит оборотных средств, т.к. их восполнение отставало от темпов инфляции. Катастрофически низок объем расчетов деньгами и составляет не более 20% от стоимости реализованной продукции.
339 предприятий по итогам работы в 1998 г. имеют убытки.
Кредиторская задолженность предприятий составляет 10573,9 млн. руб. и превышает дебиторскую в 1,56 раза, причем просроченная дебиторами задолженность возросла за год в 3,6 раза.
Кредиторская задолженность промышленных предприятий в основном состоит из долгов по платежам в бюджет, зарплате и за энергоресурсы (электроэнергия, вода, теплоэнергия).
Задолженность по заработной плате составила 1221 млн. руб.
Признакам несостоятельности и банкротства соответствуют большинство промышленных предприятий города, на 9 предприятиях введено внешнее управление, на 6 идет процедура банкротства и распродажа имущества.
Из-за низкой зарплаты и несвоевременной выдачи ее растет социальная напряженность. Работа на предприятиях промышленности не привлекательна для молодежи и специалистов. Проблема подготовки резерва руководителей и привлечения специалистов на предприятия, особенно рабочих и менеджеров, требует неотложного решения.
Существенно изменился правовой статус предприятий. В процессе приватизации большинство государственных и муниципальных предприятий было преобразовано в акционерные общества и в общества с ограниченной ответственностью. Абсолютное большинство акционерных обществ не имеет акций в государственной или муниципальной собственности. В связи с отсутствием законодательной базы, механизма передачи акций акционерных обществ в государственную и муниципальную собственность, в том числе и за задолженность по платежам в бюджет, органы государственной и муниципальной власти фактически отстранены от влияния на ход реформ и управления промышленным потенциалом.
Спустя семь лет после начала реформ не создано основополагающих условий для функционирования рыночной экономики:
практически нет фондового рынка (рынка акций, облигаций и т.п.);
покупательская способность населения низкая;
отсутствует рынок инвестиций в промышленность;
не развит рынок маркетинговых услуг.
Финансовый рынок крайне не стабилен и ориентирован на финансовые и коммерческие структуры под короткие кредиты. Ставки рефинансирования столь высоки, что получение рублевых долгосрочных кредитов (на год и более) под 100% и более годовых абсолютно неприемлемо для предприятий. Немногочисленные иностранные инвесторы прекратили работу в России. Не создаются совместные предприятия с участием иностранного капитала.
Цели и задачи Программы.
Предлагаемая Программа разрабатывалась с учетом реальной ситуации в регионе, описанной выше, а также:
а) острейшего бюджетного дефицита и необходимости пополнения его доходной части;
б) дефицита сельскохозяйственного сырья для перерабатывающих предприятий;
в) необходимости осуществления мер поддержки промышленных предприятий, намеченных Постановлением главы администрации города от 01.09.98 № 1069 "Об условиях и порядке взаимодействия администрации города с предприятиями промышленности, учреждениями науки и предпринимателями";
г) актуальной необходимости поиска путей влияния и управления ситуацией на предприятиях;
д) необходимости обеспечения контроля за эффективностью оказываемой помощи и гарантий возврата инвестиций.
Программа предполагает адресную помощь при условии паспортизации предприятия, предоставляемую по следующим приоритетам:
а) предприятиям, стабильно выполняющим обязательства по платежам в бюджет города;
б) предприятиям, выпускающим социально значимую продукцию;
в) предприятиям, предложившим реальный бизнес-план со сроком окупаемости не более двух лет;
г) предприятиям, участвующим в кооперации по изготовлению продукции для нужд региона;
д) предприятиям, получившим внешние инвестиции;
е) предприятиям, у которых более 25% уставного капитала в муниципальной собственности;
ж) предприятиям, созданным совместно с иностранными партнерами;
и) предприятиям и организациям, участвующим в реализации муниципальных программ.
Программой планируется привлечение предприятий к выполнению муниципального заказа, что поможет им провести расчеты с бюджетом и сэкономить денежные средства города.
Учитывая острейший дефицит бюджетных средств, Программой предполагается создание условий привлекательности для внешних и внебюджетных инвестиций (создание зон экономического развития, временная отсрочка по уплате налогов, предоставление других согласованных льгот). Планируется оказание услуг по лизингу, создание фондов поддержки предпринимательства, внедрение механизмов взаиморасчетов и реструктуризации задолженностей, резервирование средств, поступающих на расчетные счета для выплаты зарплаты и платежей за материалы для текущего производства.
Программой предполагаются гарантии инвестициям залогом собственности, передачей инвестору пакета акций предприятий и других имущественных гарантий возврата инвестиций. Планируется создание залогового фонда администрации Волгограда из неиспользуемой муниципальной собственности, в том числе земельных участков, и передаваемой городу собственности предприятий (зданий и сооружений, оборудования, выкупленных земельных участков).
Предполагается создание городского центра маркетинга и менеджмента на коммерческой основе для изучения конъюнктуры рынка, организации производственной и межрегиональной кооперации, разработки мероприятий по выходу из кризиса, оказания консалтинговых услуг.
Планируется организация товаропроводящей сети: оптового рынка продукции промышленности; выставочного центра; выставок в сети Internet; проведение конкурсов и презентаций; участие предприятий в межрегиональных выставках и т.д.
Для влияния на оптимизацию цен на энергоресурсы предусматривается представительство городского совета директоров предприятий и организаций в региональной и муниципальной комиссиях по энергоресурсам, а также разработка и внедрение мероприятий по снижению себестоимости энергоресурсов.
Предполагается активная информационная поддержка хода реализации Программы через средства массовой информации.
Для правового обеспечения мероприятий Программы администрацией города и городским советом директоров предприятий и организаций планируется разработать ряд нормативно-правовых актов, а при необходимости будут готовиться законопроекты для инициирования в Волгоградскую областную Думу.
Предполагается организация подготовки менеджеров, создание резерва руководителей предприятий, школ малого бизнеса. Для создания условий трудоустройства молодых специалистов на предприятиях планируется дотирование их зарплаты из фонда центра занятости населения Волгограда.
Стабилизация работы промышленности и сельского хозяйства, этих основных бюджетообразующих столпов хозяйства региона, - задача актуальная и неотложная. Без возрождения сектора производителей продукции, насыщения рынка продукцией отечественного производства невозможно рассчитывать на решение экономических, социальных и политических проблем, в том числе создание условий безопасности страны.
Программа предполагает усиление влияния администрации города на развитие ситуации на предприятиях, разработку индивидуальных антикризисных программ для конкретных предприятий, сотрудничество с товаропроизводителями всех форм собственности исключительно на добровольных началах для создания условий возрождения и прогресса производственного сектора.
Утверждена
Постановлением
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
и администрации Волгограда
от 28 апреля 1999 г. № 55/590/552
Согласована
Решением Президиума
городского совета
директоров предприятий
и организаций Волгограда
от 28 января 1999 г. № 16
ПРОГРАММА
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ
НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОЛГОГРАДА