ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградского горсовета народных депутатов, администрации г. Волгограда от 20.04.1999 № 55/592/482
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДЕ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 1999 г. № 55/592/482
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДЕ
Сложившаяся в Волгограде ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений.
Ежегодно в Волгограде образуется до 2,0 млн. т отходов производства и потребления. Основная их часть (93%) складируется на 5 полигонах твердых бытовых отходов и 9 промышленных полигонах, эксплуатация и содержание которых не отвечают требованиям природоохранного законодательства. Полигоны исчерпали свои мощности и заполнены выше проектных отметок.
Отсутствие хорошо организованной системы сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов, несовершенство правовых и экономических рычагов для ведения этой системы, а также для создания малоотходных производств привело к тому, что в настоящее время перерабатывается и вторично используется в производстве только 6% от общего объема образующихся отходов.
С целью совершенствования системы обращения с отходами, выработки общей стратегии управления качеством окружающей среды, руководствуясь Уставом города-героя Волгограда, Волгоградский городской Совет народных депутатов и администрация Волгограда постановляют:
1. Утвердить Концептуальные предложения по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления в Волгограде (далее именуются - Концептуальные предложения) (прилагаются).
2. Принять Концептуальные предложения за основу для дальнейшей разработки городской целевой программы "Отходы".
3. В срок до 01.07.2000 осуществить разработку городской целевой программы "Отходы", сформировав мероприятия по соответствующим разделам Концептуальных предложений.
4. Утвердить перечень организаций и предприятий, ответственных за разработку и формирование городской целевой программы "Отходы" (прилагается).
5. Рекомендовать:
5.1. Финансовому управлению администрации города, комитету по экономике администрации города предусмотреть возможность финансирования разработки городской целевой программы "Отходы" из средств городского бюджета.
5.2. Государственному комитету по охране окружающей среды Волгограда (Госкомэкология Волгограда) предусмотреть возможность финансирования разработки городской целевой программы "Отходы" из средств экологического фонда Волгограда.
5.3. Руководителям промышленных предприятий Волгограда предусмотреть выделение финансовых средств на разработку городской целевой программы "Отходы".
6. Поручить Госкомэкологии Волгограда координацию деятельности по разработке и формированию городской целевой программы "Отходы".
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Волгоградского городского Совета народных депутатов Криулина Л.И. и заместителя главы администрации города Стрельникова Ю.А.
Председатель
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
С.Л.МИХАЙЛОВ
Глава администрации
Волгограда
Ю.В.ЧЕХОВ
Утверждены
Постановлением
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
и администрации Волгограда
от 20 апреля 1999 г. № 55/592/482
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДЕ
ПАСПОРТ
Концептуальных предложений по совершенствованию
системы обращения с отходами производства
и потребления в Волгограде
Наименование - Концептуальные предложения по
совершенствованию системы обращения с
отходами производства и потребления в
Волгограде (далее - Концептуальные
предложения)
Дата принятия решения - Постановление администрации Волгограда
о разработке, от 11.03.98 № 326 "О разработке
дата утверждения концептуальных предложений по
(наименование и номер совершенствованию системы обращения с
соответствующего акта) отходами"
Государственный заказчик - Государственный комитет по охране
окружающей среды Волгограда,
центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Волгограде, департамент
жилищно-коммунального хозяйства и
топливно-энергетического комплекса
администрации Волгограда
Основные разработчики - Ассоциация "Волгоградэкотехзерно"
Цели и задачи, важнейшие - Поэтапная модернизация системы
целевые показатели управления отходами города с
максимальным учетом местной специфики
и использованием промышленного
потенциала города, направленная на
последовательное уменьшение объемов
отходов города, подлежащих
захоронению.
Сбор и анализ имеющейся первичной
информации о состоянии системы сбора и
утилизации отходов производства и
потребления.
Оценка перспектив использования
потенциала предприятий города для
реализации концептуальных предложений
(наличие свободных площадей и
помещений, возможность выполнения
строительных работ, изготовления
оборудования, утилизации отдельных
фракций и компонентов отходов и пр.).
Разработка общей стратегии обращения
с отходами с учетом действующих
нормативов, реального состава отходов,
существующей технической базы,
экономических и экологических
факторов, современных достижений в
области природоохранных технологий.
Разработка оптимальной схемы
переработки отходов, включая
разработку возможных вариантов
рациональной переработки отходов с
учетом возможности сбыта производимой
из отходов продукции, исследование
возможных рентабельных направлений
переработки ценных фракций и
компонентов отходов.
Сроки реализации - 1999 - 2005 гг.
Перечень подпрограмм 1. Организационные мероприятия.
(разделов) и основных 2. Совершенствование местной
мероприятий законодательной системы в сфере
обращения с отходами производства и
потребления.
3. Повышение уровня информированности
и уровня экологического образования
населения как гарантия успеха
селективного сбора бытовых отходов.
4. Модернизация существующей системы
сбора и транспортировки отходов.
5. Формирование рынка вторичного
сырья для дальнейшей переработки
отходов с использованием потенциала
промышленных предприятий города.
6. Организация системы сбора и
переработки бытовых и
промышленных отходов III -IV
классов опасности, размещаемых на
полигонах твердых бытовых отходов.
7. Организация системы сбора и
переработки промышленных отходов
I - II классов опасности.
8. Перспективы дальнейшего
использования действующих
полигонов.
Исполнители основных - Промышленные предприятия, организации
мероприятий и учреждения независимо от форм
собственности, департамент
жилищно-коммунального хозяйства и
топливно-энергетического комплекса
администрации Волгограда
Объемы и источники - Требуют уточнения
финансирования
Ожидаемые конечные - Определение стратегии в решении
результаты проблемы обезвреживания отходов с
минимальными затратами на их
переработку и транспортировку и
максимальным использованием отходов в
промышленных методах переработки.
Выработка научно обоснованной
природоохранной политики в области
управления отходами в городе,
предполагающей эффективный контроль и
мониторинг влияния отходов на
состояние окружающей среды и здоровья
населения.
Уменьшение и локализация негативного
воздействия отходов на окружающую
среду.
Увеличение сырьевого потенциала для
предприятий города.
Система контроля за - Контроль за исполнением концептуальных
исполнением концепции предложений осуществляют: органы
местного самоуправления,
Государственный комитет по охране
окружающей среды Волгограда,
центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Волгограде.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
Сложившаяся в Волгограде ситуация в области образования, использования и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения города.
Ежегодно в Волгограде образуется до 2,0 млн. тонн отходов производства и потребления. Основная их часть (93%) складируется на 5 полигонах твердых бытовых отходов (ТБО) и 9 промышленных полигонах, эксплуатация и содержание которых не отвечают требованиям природоохранного законодательства.
Особую тревогу вызывает образование стихийных свалок, площадь которых составила около 400,0 тыс. кв. км, где размещено 90 тыс. т неклассифицированных отходов.
Вблизи действующих (и даже закрытых) свалок имеет место загрязнение приземных слоев атмосферы диоксидом серы, аммиаком, формальдегидом и метилмеркаптанами, подземных горизонтов - фильтратом, глубина проникновения которого достигает 85 м, а ареал загрязнений - 1,5 км.
Процессы естественного обезвреживания отходов протекают за период до 100 лет, тогда как темпы образования отходов значительно опережают процессы естественного обезвреживания.
Отсутствие организованной системы сбора, переработки и захоронения отходов, несовершенство правовых и экономических рычагов для ведения этой системы привело к тому, что большая часть образующихся отходов неклассифицирована, что препятствует их вовлечению в переработку. В настоящее время перерабатывается и вторично используется в производстве только 6,0% от общего объема образующихся отходов.
Учитывая сложившуюся ситуацию с образованием и переработкой отходов, назрела необходимость модернизации системы управления отходами города с максимальным учетом местной специфики и использованием промышленного потенциала города, направленная на последовательное уменьшение объемов отходов города, подлежащих захоронению.
2. Основные цели и задачи
Основными задачами Концептуальных предложений являются:
сбор и анализ информации о состоянии системы сбора и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), отходов промышленных предприятий, осадков очистных сооружений и отходов лечебно-профилактических учреждений;
анализ морфологического состава отходов, образующихся в городе;
оценка перспектив использования потенциала предприятий города для возможной переработки отходов;
разработка общей стратегии обращения с отходами.
Реализация Концептуальных предложений позволит определить стратегию в решении проблемы обезвреживания отходов с максимальным использованием отходов в промышленных методах переработки.
3. Характеристика промышленности Волгограда как
источника образования отходов производства
и потребления. Результаты инвентаризации
Волгоград концентрирует на своей территории значительный промышленный, транспортный, энергетический и демографический потенциал.
Промышленность Волгограда представлена такими отраслями, как черная и цветная металлургия; химический, нефтехимический, топливный комплексы; энергетика; производство строительных материалов; машиностроение и металлообработка; деревообрабатывающая промышленность; пищевая и легкая промышленность; жилищно-коммунальное хозяйство; лечебно-профилактические учреждения и др.
По данным проведенной инвентаризации, ежегодно в городе образуется 1816,2 тыс. т отходов производства и потребления, из них бытовых отходов - 536,2 тыс. т; промышленных - 1280,0 тыс. т, в том числе: I класса опасности - 0,4 тыс. т, II класса опасности - 8,2 тыс. т, III класса опасности - 923,9 тыс. т, IV класса опасности - 347,5 тыс. т.
На переработку и вторичное использование направляется 109,8 тыс. т промышленных и бытовых отходов, что составляет 6,0%, реализуется как товар - 83,0 тыс. т (4,5%), хранится на предприятиях - 12,0 тыс. т (0,7%).
В места организованного хранения вывозится 1582,0 тыс. т, в том числе: бытовых отходов - 535,9 тыс. т.; промышленных - 1046,1 тыс. т, из них: I класса опасности - 0,008 тыс. т, II класса опасности - 6,034 тыс. т, III класса опасности - 893,67 тыс. т, IV класса опасности - 146,4 тыс. т.
Номенклатура отходов в Волгограде насчитывает более 300 наименований.
4. Оценка состояния полигонов по складированию и
захоронению отходов производства и потребления
в Волгограде
На территории Волгограда на начало 1998 года в накопителях, полигонах, свалках и других объектах - около 50 млн. т отходов производства и потребления. Твердые бытовые отходы складируются на 5 полигонах ТБО, а твердые и жидкие промышленные отходы размещаются на 9 полигонах твердых промышленных отходов (ТПО).
На территории южного промышленного узла города располагаются 2 полигона ТБО и 5 полигонов промышленных отходов, в том числе:
полигоны Красноармейского и Кировского районов, на которых складируются бытовой мусор и промышленные отходы III - IV классов опасности;
полигон АО "Каустик", предназначенный для приема кубовых остатков производства хлорофоса, поливинилхлоридной смолы, известковых шламов, соды каустической, отработанных катализаторов и других веществ III - IV классов опасности;
полигон АООТ "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка", где размещаются отходы производства масляных присадок, битумная крошка, нефтешламы, силикогели и др., относящиеся к отходам III - IV классов опасности;
полигон ОАО "Волгоградский сталепроволочноканатный завод", предназначенный для размещения отходов III - IV классов опасности, образующихся на предприятии;
полигон промышленных отходов Красноармейского района, где складируются отходы III - IV классов опасности 12 предприятий района;
полигон АО "Волгоградмебель им. Ермана", предназначенный для складирования отходов III - IV классов опасности, образующихся на предприятии.
На территории северного промышленного узла города располагаются 3 полигона ТБО и 4 полигона промышленных отходов, в том числе:
полигоны ТБО Дзержинского, Тракторозаводского и Советского районов, предназначенные для приема твердых бытовых отходов и промышленных отходов III - IV классов опасности от предприятий и организаций города;
полигон ТПО ОАО "Волгоградский алюминий", предназначенный для складирования отходов, образующихся на предприятии;
полигон ОАО "Волгоградский тракторный завод", на котором складируются шлаки, горелая земля, отходы литейного производства, строительный мусор, тара, отходы лакокрасочного производства и др., относящиеся к отходам III - IV классов опасности;
полигон промышленных отходов ГУП ПО "Баррикады", на котором осуществляется складирование шламов гальванических производств и промышленных отходов III - IV классов опасности;
шламонакопитель ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" принимает шламы сухой и жидкой консистенции, нейтрализованные отходы гальванических и травильных производств, шламы от установок очистки газов (ПГУ), нефтешламы - отходы III класса опасности.
Эксплуатация и содержание подавляющего большинства полигонов не отвечает требованиям природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, что приводит к сверхнормативному загрязнению прилегающих территорий и подпочвенных вод.
Продолжает оставаться острой проблема загрязнения природной среды от эксплуатации прудов-накопителей (испарителей), расположенных в непосредственной близости от южной окраины города на площади более 40 кв. км.
5. Оценка ситуации, сложившейся в области управления
отходами производства и потребления в Волгограде
Анализ существующей системы переработки отходов показал, что в городе в настоящее время переработке подвергается лишь 0,122 млн. т (6,0%) производственных отходов, реализовано как товар - 0,083 млн. т (4,1%).
Так, например, на ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" и ОАО "Волгоградский тракторный завод" для производства строительных материалов и конструкций в 1997 г. использовано 7475 тонн шлаков металлургических производств.
Силами АО "Волгоградпромвторресурсы" в городе утилизировано 2500 тонн макулатуры с последующей их отправкой на Тольяттинский рубероидный завод.
Продолжается работа по снижению образования отходов, повторному их использованию и рациональному использованию земель при размещении отходов. Например:
на ОАО "Волгоградский алюминий" закончено строительство узла дробления угольно-графитовых блоков для получения анодной массы, что позволит сократить образование отходов в количестве 600 т/год, использование алюминиевого шлака в качестве компонента электролизного производства позволило сократить вывоз на полигон 1200 т/год данного вида отходов;
на ОАО "Химпром" в соответствии с федеральной программой "Отходы" с 1994 г. ведется строительство производства по совместной переработке золошлаковых и шламовых отходов с получением минеральных вяжущих веществ мощностью 60 тыс. т/год, что позволит решить проблему переработки 45 тыс. т/год отходов производства ОАО "Химпром", ВолгоГРЭС и других предприятий Волгограда. На этом же предприятии смонтирована опытно-промышленная установка для термообезвреживания жидких органических отходов. В ходе пробной эксплуатации обезврежено 451,9 тонны жидких органических отходов. Кроме того, на ОАО "Химпром" 95 тонн химзагрязненных отходов сополимерного производства повторно использовано в технологических процессах;
на АО "Комбинат силикатных строительных материалов" внедрена технология производства стеновых материалов с использованием 650 тонн отходов карбидного производства АО "Химпром";
на ОАО "Волгоградский тракторный завод" внедрена технология переработки 15,0 тонны отходов лакокрасочных материалов с получением товарной продукции;
на АО "Волгохимремонт" и АО "Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей" переработано 9 тонн одноразовых медицинских шприцов с последующим использованием для изготовления узлов и деталей основного технологического оборудования и др.
Однако наметившиеся положительные тенденции в организации работы в сфере обращения с отходами имеют локальный характер и не решают проблемы в целом.
6. Анализ существующих методов обезвреживания,
утилизации и переработки отходов
производства и потребления
Основной проблемой, возникающей при принятии решения о внедрении того или иного метода переработки отходов, является необходимость выбора не только экономически рентабельного, но и наиболее экологически целесообразного варианта.
Наибольшее распространение при обезвреживании и переработке ТБО получили следующие методы: захоронение на полигонах, пакетирование с дальнейшим депонированием, компостирование и сжигание.
Технологии переработки промышленных отходов можно классифицировать следующим образом: термические и физико-химические технологии, биотехнологии.
При современном техническом уровне промышленности можно полностью переработать все попутные минеральные продукты и отходы производства, около 85% которых, в частности, могут быть использованы в строительстве.
7. Концептуальные предложения по совершенствованию
системы обращения с отходами производства
и потребления
Настоящие Концептуальные предложения представляют собой комплекс первоочередных и долгосрочных мероприятий, направленных на последовательное уменьшение объемов отходов города, подлежащих захоронению.
Концептуальные предложения структурно состоят из следующих разделов:
1. Организационные мероприятия.
2. Совершенствование местной законодательной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления.
3. Повышение уровня информированности и уровня экологического образования населения.
4. Модернизация существующей системы сбора и транспортировки отходов.
5. Формирование рынка вторичного сырья для дальнейшей переработки отходов с использованием потенциала промышленных предприятий города.
6. Организация системы сбора и переработки бытовых и промышленных отходов III - IV классов опасности.
7. Организация системы сбора и переработки промышленных отходов I - II классов опасности.
8. Перспективы дальнейшего использования действующих полигонов.
Конкретный состав мероприятий приведен в приложении к настоящим Концептуальным предложениям.
7.1. Организационные мероприятия
Организационные мероприятия направлены на совершенствование системы государственного управления в области обращения с отходами и включают в себя:
создание единой системы учета образования, использования и размещения отходов;
формирование городского реестра отходов;
разработку ведомственных проектов размещения лимитов отходов.
7.2. Совершенствование местной законодательной базы в
сфере обращения с отходами производства и потребления
Предлагается разработка и принятие ряда подзаконных актов, нормативных и методических документов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами, способствующих улучшению экологической и санитарной обстановки в Волгограде, поступлению в местные бюджеты дополнительных финансовых средств и т.д.
7.3. Повышение уровня информированности населения как
гарантии успеха селективного сбора бытовых отходов
Для формирования массового экологического самосознания населения необходима направленная политика, которая будет прививать навыки селективного сбора отходов и не позволять людям пренебрегать обязанностью заботиться о среде проживания.
В рамках Концептуальных предложений предлагается рассмотреть вопрос о создании информационно-консультативного центра на базе существующего центра экологического обучения при Волгоградском отделении экологической академии с участием представителей государственных служб и общественных организаций.
7.4. Модернизация существующей системы сбора
и транспортировки отходов
В рамках первоочередных мероприятий по модернизации существующей системы сбора и транспортировки отходов предлагается:
организация селективного сбора ценных компонентов отходов со ступенчатым выделением вторичного сырья;
разработка и внедрение технологий по переработке ценных компонентов;
разработка методов экономического стимулирования.
7.5. Формирование рынка вторичного сырья для дальнейшей
переработки отходов с использованием потенциала
промышленных предприятий города
Предлагается рассмотреть вопрос создания маркетинговой системы производственной кооперации для координирования движения потоков отходов от производителя к потребителю.
7.6. Организация системы сбора и переработки бытовых и
промышленных отходов III - IV классов опасности
Для снижения объемов отходов, поступающих на полигоны, предлагается:
разработка и внедрение различных технологий по переработке промышленных отходов III - IV классов опасности на предприятиях города;
организация системы вторичной сортировки и транспортировки отходов с оптимизацией транспортной базы;
пакетирование неутилизируемой части отходов с дальнейшим депонированием на полигонах.
7.7. Организация системы сбора и переработки
промышленных отходов I - II классов опасности
Предлагается рассмотреть вопрос о разработке и внедрении технологий переработки хлорсодержащих отходов с получением товарной продукции, а также строительства установки по демеркуризации люминесцентных ламп.
7.8. Перспективы дальнейшего использования
действующих полигонов
С целью оценки перспектив дальнейшего использования существующих полигонов предлагается провести исследования по влиянию степени воздействия полигонов на окружающую среду и разработать приоритетные мероприятия по санированию действующих полигонов.
8. Ожидаемая эффективность от реализации
Концептуальных предложений
Реализация разделов Концептуальных предложений позволит:
полностью решить проблему обезвреживания ТБО с минимальными затратами на их переработку и транспортировку;
обеспечить извлечение из ТБО любых фракций и компонентов и доставку их к месту переработки большегрузным транспортом;
обеспечить выполнение санитарно-гигиенических норм эксплуатации полигонов и начать процесс их рекультивации без дополнительных затрат на доставку грунта и дренажных материалов;
существенно продлить срок эксплуатации полигонов;
увеличить процент рециклинга отходов за счет формирования постоянно действующего рынка сбыта отходов;
вовлечь промышленный потенциал города в процесс переработки отходов с созданием дополнительных рабочих мест;
совершенствовать систему нормативно-законодательных актов в сфере обращения с отходами;
вовлечь население и общественные организации в решение вопросов по обращению с отходами по принципу личной заинтересованности каждого жителя в чистоте города.
Госкомэкология Волгограда
Приложение
к Концептуальным предложениям
по совершенствованию системы
обращения с отходами производства
и потребления в Волгограде,
утвержденным Постановлением
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
и администрации Волгограда
от 20 апреля 1999 г. № 55/592/482
СОСТАВ МЕРОПРИЯТИЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДЕ