Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> ГНИ по Волгоградской обл. от 25.03.1999 № 04-01
"ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"
(вместе с РАЗЪЯСНЕНИЯМИ МНС РФ)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 25 марта 1999 г. № 04-01

ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Государственная налоговая инспекция по Волгоградской области направляет ответы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по налогообложению юридических лиц, данные в конце 1998 - начале 1999 года отдельным налогоплательщикам. В связи с тем, что вопросы носят типичный характер, полученные ответы могут быть использованы в работе райгорГНИ области.

Заместитель руководителя ГНИ -
государственный советник
налоговой службы III ранга
В.Я.КЛИМОВ





Приложение

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налог на добавленную стоимость

Вопрос: Элеватор реализует муку рыбную, которая используется в технических целях, а также в целях кормопроизводства и производства лекарственных препаратов.
Какая ставка НДС применима к данной продукции в течение 1998 года?
Ответ: Управлением косвенных налогов Государственной налоговой службы Российской Федерации сообщается, что установленная Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" ставка НДС на рыбную муку, реализуемую в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов в размере 10 процентов, правомерна к применению как в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.98 № 787 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов", так и в настоящий момент, после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.98 № 1203 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, и дополнительной импортной пошлине на сельскохозяйственные и продовольственные товары и лекарственные средства".

Вопрос: ЗАО "Маслосырбаза" просит подтвердить, что грибы-вешенки тепличные и искусственная белковая зернистая икра (коды в классификаторе на данные продукты отсутствуют) облагаются НДС в размере 10%.
Ответ: Управление косвенных налогов Государственной налоговой службы Российской Федерации сообщает, что с момента введения Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.98 № 1203 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, и дополнительной импортной пошлине на сельскохозяйственные и продовольственные товары и лекарственные средства", а именно с 22.10.98, восстановлена льготная ставка НДС на прежний перечень продовольственных товаров, ранее определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.95 № 1120 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов".
Следовательно, применение 10-процентной ставки НДС на все виды грибов, включая и вешенки, с упомянутой даты снова является правомерным.
Что касается искусственной белковой икры, то осуществление реализации этого продукта, не являющегося деликатесным, с применением ставки НДС в размере 10 процентов (с 22.10.98) также не противоречит действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость.

Вопрос: Акционерное общество "Волжский оргсинтез" поставляло свою продукцию на экспорт через посредника по договору комиссии. Договор на поставку продукции с иностранным партнером заключен комиссионером. На основании этого договора комиссии валютная выручка зачислялась на счет комиссионера, который по поручению ОАО "Волжский оргсинтез" продал обязательную часть валютной выручки, удержал комиссионное вознаграждение, а оставшуюся часть перечислил разным поставщикам за товарно-материальные ценности.
Вправе ли ОАО "Волжский оргсинтез" воспользоваться в данном случае льготой по НДС как экспортер?
Ответ: Государственная налоговая служба Российской Федерации рассмотрела письмо ОАО "Волжский оргсинтез" по вопросу о возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте товаров по договорам комиссии и сообщает.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, в связи с чем предоставление льготы по налогу на добавленную стоимость возможно только экспортеру - собственнику товара, вне зависимости от того, экспортирует ли он товар самостоятельно либо через посредника-комиссионера.
Инструкцией Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.95 № 39, в частности, определено, что при обосновании своего права на льготу по налогу на добавленную стоимость экспортер представляет в налоговую службу выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, а также другие документы, подтверждающие факт реального экспорта товара. При подтверждении экспорта налогоплательщик освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
Требование о предоставлении документов, подтверждающих реальный экспорт, в том числе выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, введено в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", которым установлено, что с 1 июля 1996 года возврат налога на добавленную стоимость при экспорте осуществляется только после поступления выручки на счет налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.
Кроме того, пунктом 6 Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения" установлено, что агентские договоры (договоры комиссии) по сделкам на поставку товаров, совершаемых агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (комитента), должны предусматривать перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала всей выручки, полученной агентом по этим сделкам, за исключением вознаграждения (в том числе дополнительного вознаграждения за делькредере), предусмотренного договором.
Также установлено, что агенту (поверенному, комиссионеру) не может поручаться исполнение юридических действий, вытекающих из правоотношений принципала (доверителя, комитента), регулируемых налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Вышеупомянутые положения не противоречат федеральным законам, поскольку одним из необходимых условий осуществления реального экспорта товаров и, соответственно, получения льготы по налогу на добавленную стоимость является поступление выручки за указанный товар на счет экспортера (собственника товара).
Следует отметить, что соответствие законодательству Российской Федерации положений Инструкции рассматривалось Верховным Судом Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.97 положения пункта 22 Инструкции были признаны соответствующими действующему законодательству.
Минфин России согласен с позицией Госналогслужбы России. ГТК России сообщил, что рассматриваемые вопросы не относятся к его компетенции.

Налог на прибыль для бюджетных организаций

Вопрос: Основная бюджетная и внебюджетная деятельность учреждений Госсанэпиднадзора осуществляется одними и теми же лицами, на одном оборудовании, в одних помещениях и т.д. Возникает вопрос о порядке распределения по видам деятельности всех накладных расходов, а не только коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по перевозке АУП, как это изложено в абз. 8 п. 8 разд. III Инструкции № 48.
Какая база распределения фактических расходов по видам деятельности может быть применена в бюджетных учреждениях федерального подчинения, не переведенных на новые условия хозяйствования, по таким расходам, как хозяйственные, командировочные, транспортные, расходы по текущему и капитальному ремонту зданий и помещений, по ремонту и техобслуживанию оборудования, по обязательной проверке приборов, по расходам на материалы для хозяйственных нужд и др., которые являются косвенными и входят в состав накладных расходов? Прямыми расходами практически могут быть только расходы на оплату труда, начисление в фонды социального страхования и на материалы для исследований.
Хотелось бы также получить разъяснение по содержанию п. 12 разд. III Инструкции № 48 в части того, что при определении суммы превышения доходов над расходами от внебюджетной деятельности недофинансирование из бюджета не учитывается. Если имеется в виду недофинансирование по отношению к утвержденным вышестоящим ведомством, в частности Минздрава России, лимитам бюджетных обязательств, то это может означать, что в части утвержденных лимитов фактические расходы должны быть соответственно отнесены на бюджетные расходы.
Если же имеется в виду недофинансирование по отношению к смете доходов и расходов, т.е. фактической потребности, рассчитанной исходя из действующих цен и тарифов, то это может означать, что недостаток бюджетного финансирования может быть покрыт внебюджетными средствами только после уплаты налога на прибыль. В таком случае, при условии, что уже в течение 3 - 4 лет финансирование учреждений Госсанэпидслужбы из федерального бюджета осуществляется только на оплату труда с начислениями и на медикаменты, п. 12 Инструкции 48 ставит бюджетные учреждения еще в более тяжелое финансовое положение. В этом случае также возникает проблема определения источника финансирования сверхлимитного начисления заработной платы по основной деятельности в пределах фонда оплаты труда, так как лимиты бюджетных обязательств на эти цели также устанавливаются не в полном объеме, в пределах не более 85 процентов от фактической потребности даже после сокращения штатов на 40 процентов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.08.96 № 927 "О внесении дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 года № 823 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" внебюджетные средства могут быть источником сверхлимитных начислений на оплату труда, но условия п. 12 Инструкции 48 исключают возможность сохранения уровня оплаты труда работников службы даже в пределах 476 рублей, сложившегося по состоянию на 01.10.98.
Ответ: В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" бюджетные организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, ранее переведенные на новые условия хозяйствования и получающие доходы от предпринимательской деятельности, ведут учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности раздельно от бюджетных средств.
Расходы бюджетные организации (в том числе и от предпринимательской деятельности) ведут в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, бюджетной классификации Российской Федерации.
Расходование внебюджетных средств осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке сметам доходов и расходов по внебюджетным средствам, утвержденным в установленном порядке.
В том случае, если расходы по текущему и капитальному ремонту зданий и помещений, по ремонту и техобслуживанию оборудования, по обязательной проверке приборов предусмотрены утвержденной сметой доходов и расходов по предпринимательской деятельности, то эти расходы учитываются при исчислении сумм превышения доходов над расходами.

Налог на имущество предприятий

Вопрос: Уменьшается ли стоимость имущества предприятий и организаций, оказывающих услуги в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, исчисленная для целей налогообложения, на стоимость имущества, используемого ими для водоснабжения и водоотведения промышленных предприятий, коммерческих структур, учреждений и других потребителей (кроме коммунального хозяйства и населения)?
Ответ: Согласно пункту "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Подпунктом "а" пункта 6 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", изданной на основании указанного Закона и зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации, предусмотрено, что при отнесении имущества, находящегося на балансе предприятия, к объектам жилищно-коммунальной сферы следует руководствоваться действующим Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного в этом пункте имущества.
Поскольку в практике работы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства возникали сложности с ведением раздельного учета объектов, связанных с отпуском воды организациям жилищно-коммунальной сферы, населению и промышленным предприятиям, Управление методологии налогообложения юридических лиц Госналогслужбы России по согласованию с Департаментом налоговых реформ Минфина России, Управление методологии налогообложения юридических лиц и Управление местных и прочих налогов и сборов Госналогслужбы России Письмами соответственно от 12.05.97 № 02-05-09, от 05.06.96 № 02-5-09/141, от 08.07.96 № 02-05-09/165 и от 21.12.95 № 04-1-09/363 разъяснило Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, а также отдельным предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства Московской области о том, что стоимость объектов коммунального и бытового водоснабжения предприятий, осуществляющих распределение воды для жилищно-коммунальной сферы и населению, а также другим потребителям (например, для промышленных нужд), исключается из обложения налогом на имущество пропорционально доле отпускаемой воды на коммунально-бытовые нужды и населению. Аналогичные разъяснения были даны отдельным предприятиям и территориальным государственным налоговым инспекциям Калужской и Волгоградской областей.
Решениями Арбитражного суда Калужской области от 30.10.97 и Арбитражного суда Волгоградской области от 17.11.97 признана неправомерной практика исключения из обложения налогом на имущество стоимости объектов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, определяемая расчетным путем - пропорционально доле отпускаемой воды на коммунально-бытовые нужды, населению и для промышленных нужд.
В связи с этим, а также запросом Минземстроя России от 16.07.98 № 001/357 Госналогслужба России по согласованию с Министерством финансов России дополнительно рассмотрела вопрос о предоставлении льгот по налогу на имущество предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства и письмом от 19.08.98 № 04-03/45 разъяснила этому Министерству, а также Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения о том, что в целях правильного применения льгот, перечисленных в пункте 6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", организации обязаны обеспечить раздельный учет указанного в этом пункте имущества.
При этом следует учитывать, что ОКОНХ используется применительно к статистическим целям, для отнесения деятельности организаций к отдельным отраслям народного хозяйства. Для целей налогообложения ОКОНХ может применяться только с учетом норм, установленных налоговым законодательством, а деятельность предприятий, оказывающих услуги в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, и относимая в соответствии с ОКОНХом к отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство", не может служить основанием для автоматического предоставления вышеуказанной льготы без учета фактического использования имущества, находящегося на балансе.
Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации считают, что в случае, если имущество, находящееся на балансе вышеназванных предприятий, используется ими для целей, не связанных с обслуживанием жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (например, для обслуживания промышленных нужд), при отсутствии раздельного учета оно должно подлежать налогообложению в общеустановленном порядке независимо от доли его использования, обеспечения нужд жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер.
Что касается льготы по налогу на имущество, установленной подпунктом "б" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", то она предоставляется на объекты, используемые исключительно для охраны природы и пожарной безопасности.
В случае возникновения спорных вопросов между налогоплательщиками и налоговыми органами при отнесении объектов к объектам охраны природы и пожарной безопасности они могут разрешаться по согласованию с соответствующими органами охраны природы, пожарной безопасности местных органов самоуправления.
Учитывая изложенное, письма Управления ресурсных платежей по согласованию с Департаментом налоговой политики от 12.05.97 № 02-5-09, Управления налогообложения юридических лиц от 05.06.96 № 02-5-09/141, от 08.07.96 № 02-5-09/165, Управления местных и прочих налогов и сборов от 21.12.95 № 04-1-09/363 в части исключения из обложения налогом на имущество стоимости объектов коммунального и бытового водоснабжения предприятий, осуществляющих распределение воды для жилищно-коммунальной сферы и населению, а также другим потребителям (например, для промышленных нужд) исходя из удельного веса отпускаемой воды на коммунально-бытовые нужды и населению, утрачивают силу.

Плата за пользование водными объектами

Вопрос: Муниципальное предприятие "Водоканал" г. Волжского осуществляет забор воды для полива садоводческих и огороднических объединений граждан.
Нижне-Волжское бассейновое Водохозяйственное управление на основании статьи 2 Закона РФ от 06.05.98 № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" считает: объем воды, забранный Водоканалом для полива садоводческих и огороднических объединений, показывается отдельно в налоговой декларации, и данный объем воды оплате не подлежит.
ГНИ по городу Волжскому считает: объем воды, поданной Водоканалом на полив огородов и садов, необходимо оплачивать по самой высокой ставке - 84 руб. за 1 тыс. м3.
Убедительно просим дать разъяснение по данному вопросу.
Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 06.05.98 № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" не признается объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды для централизованного водоснабжения садоводческих и огороднических объединений граждан.
Таким образом, объемы воды, забираемые МУП "Водоканал" города Волжского, указанные в лицензии (разрешении) на водопользование как используемые для централизованного водоснабжения садоводческих и огороднических объединений граждан и по которым ведется отдельный учет объемов забираемой воды, не являются объектом платы.

Отдел налогообложения
юридических лиц


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru