Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Волгоградской обл. от 13.11.1998 по делу № А12-7348/98-С25(170/25)
<ПЛАТЕЖНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОПЛАТЕ УСЛУГ СВЯЗИ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИЗНАНЫ СУДОМ НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ИСПОЛНЕНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 08.04.1999 № А12-7348/98-С25-170/25 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 27.01.1999 № А12-7348/98-С25 оставлены без изменений.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 27.01.1999 № А12-7348/98-С25 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 ноября 1998 года Дело № А12-7348/98-С25(170/25)

(извлечение)

Управление федерального казначейства Минфина России по Волгоградской области просит признать не подлежащими исполнению платежные требования ОАО "Электросвязь" от 28.08.98 № 3892, 4035, 1280, 62, 4198, 24, 109, 141; от 14.08.98 № 233; от 17.08.98 № 127; от 11.08.98 № 127; от 07.08.98 № 233; от 28.07.98 № 233; от 14.08.98 № 57; от 03.08.98 № 361; от 28.08.98 № 461; от 28.08.98 № 6333, на основании которых ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области произвело безакцептное списание денежных средств в размере 26656 руб. с расходного счета федерального бюджета, открытого Управлению федерального казначейства для финансирования получателей бюджетных средств (из федерального бюджета) в соответствии со сметой финансирования получателей бюджетных средств.
По указанным выше основаниям, в порядке статьи 37 АПК РФ, истец также просит признать не подлежащими исполнению платежные требования от 29.10.98 № 1192; от 21.10.98 № 233; от 29.10.98 № 576; от 27.10.98 № 233; от 16.10.98 № 233, на основании которых с расходного счета средств федерального бюджета списано 679,2 тыс. руб.
Поскольку платежные требования, на основании которых производится бесспорное взыскание, являются документами, исходящими из ОАО "Электросвязь", последнее привлечено для участия в деле в качестве второго ответчика.
Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
ОАО "Электросвязь" направляло в ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области (далее - ГУ ЦБ) для исполнения платежные требования на безакцептное списание денежных средств за услуги связи, оказанные лицам согласно платежным требованиям, со счета "Средства федерального бюджета", открытого Управлению федерального казначейства.
В обоснование правомерности списания денежных средств на основании платежных требований ГУ ЦБ сослалось на ряд нормативных актов, однако эти ссылки признаны судом необоснованными по следующим основаниям.
ГУ ЦБ ошибочно полагает, что счет "Средства федерального бюджета" является счетом "клиента" (всех вместе взятых получателей бюджетных средств одновременно) в смысле статьи 854 ГК РФ. Согласно положениям главы 45 ГК РФ счет "клиента" открывается на основании договора банковского счета, заключаемого банком с тем лицом, которое и является клиентом в силу заключенного договора. Счет "Средства федерального бюджета" открыт Управлению федерального казначейства, но не тем лицам, которым ОАО "Электросвязь" оказывает услуги связи. Исходя из смысла положений главы 45 ГК РФ, нескольким клиентам не может быть открыт один и тот же банковский счет.
Поэтому исходя из общего смысла Постановления ВС РФ от 19.05.93 № 4986-1, предусматривающего, что расчеты потребителей за услуги связи осуществляются в безакцептном порядке, и статьи 854 ГК РФ, а также исходя из возможности одновременного применения этих правовых актов, ответчик не вправе исполнять обжалуемые платежные требования, поскольку клиентом последнего является только Управление федерального казначейства, но никак не все бюджетные организации, финансирование деятельности которых осуществляется через систему казначейства.
Исходя из этого, довод ГУ ЦБ о том, что счет "Средства федерального бюджета" работает в режиме обычного расчетного счета очень широкого круга лиц, признан противоречащим положениям указанных выше законодательных актов, регулирующих условия расчетов.
Тот порядок, в котором ответчик производит списание денежных средств по обязательствам широкого круга лиц, не являющихся владельцами счета "Средства федерального бюджета", признан судом не только нарушающим действующее законодательство в части порядка выполнения операций по указанному счету, но также нарушающим условия финансирования расходов федерального бюджета (нарушен пункт 9 Постановления Правительства РФ "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета" от 28.08.97 № 1082, согласно которому получатели средств федерального бюджета имеют право осуществлять расходование средств исключительно на основании доведенных до них лимитов бюджетных средств...), в результате чего за счет средств, выделяемых из федерального бюджета конкретным получателем по одним статьям расходов, в результате действий ответчика происходит финансирование иных получателей бюджетных средств по другим статьям расходов.
Ссылка ответчиков на совместное Письмо ЦБ РФ и Минфина РФ № 433а и № 36н от 11.04.97 и 05.05.97 соответственно не влияет на оценку обстоятельств дела, так как смысл пункта 1.12 указанного выше письма истолкован ответчиками в противоречие буквальному текстовому значению этого пункта.
Согласно указанному пункту этого письма ГУ ЦБ вправе без распоряжения Управления федерального казначейства осуществить операции по счету средств федерального бюджета только в следующих случаях:
- на основании инкассового поручения, составленного на основании решения суда;
- в иных случаях, установленных действующим законодательством.
Платежные требования, выставленные ответчиком ОАО "Электросвязь", не являются документами, составленными на основании решения суда. По этому основанию судом не принимается во внимание ответ ЦБ РФ от 05.08.98 № 03а-22-2-1/1837, в котором оговаривается порядок исполнения инкассовых поручений.
Действующим законодательством в силу установленных выше обстоятельств не предусмотрена возможность безакцептного списания со счета "Средства федерального бюджета", открытого Управлению федерального казначейства, являющегося клиентом ГУ ЦБ, денежных средств по обязательствам иных лиц, несмотря на то, что всем этим лицам в Управлении федерального казначейства открыты лицевые счета, являющиеся счетами аналитического учета бюджетных средств по статьям расходов, но в рамках системы казначейства.
Позиции буквального толкования совместного Письма ЦБ РФ и Минфина РФ № 433а и № 36н от 11.04.97 и 05.05.97 придерживается Минфин России, который в своем письме в адрес УФК по Волгоградской области от 26.08.97 № 3-Е1-5/91 обращает внимание истца на то, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено право учреждений банка осуществлять списание средств по инкассо со счетов казны по обязательствам третьих лиц.
Также не влияет на оценку обстоятельств дела и запрос ВАС РФ от 05.03.98 № С1-3/уп-179, направленный Председателю Правительства России, так как в нем лишь констатируется наличие сложившейся практики исполнения судебных актов, не дающей оснований для выводов о том, что эта практика соответствует действующему законодательству. Следует отметить, что в запросе речь идет опять же об исполнении судебных актов, в то время как настоящий спор касается платежных требований.
Суд считает необходимым указать на то, что ответчик - ОАО "Электросвязь" - обращался к истцу с запросом о порядке направления платежных требований по оплате услуг связи получателями бюджетных средств. Согласно полученным ответам ОАО "Электросвязь" было разъяснено, что платежные требования, заполненные в том порядке, как их заполняет ОАО "Электросвязь", следует направлять не в ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области, а в УФК МФ РФ по Волгоградской области. В приложении к совместному Письму ЦБ РФ и Минфина РФ № 433а и № 36н от 11.04.97 и 05.05.97 соответственно содержится исчерпывающий перечень образцов заполнения платежных поручений. Все платежные поручения могут быть заполнены только органами федерального казначейства, что соответствует положениям главы 45 ГК РФ о том, что операции по счету клиента выполняются банком только на основании распоряжений владельца счета. Ссылка ответчиков на допустимость заполнения платежных документов (требований) по аналогии признана судом необоснованной в силу неоднократно упоминавшегося различия между счетом клиента и счетом учета средств федерального бюджета, открытого исключительно Управлению федерального казначейства.
ОАО "Электросвязь" нарушило установленный порядок направления платежных требований, направив их непосредственно в ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области, а ГУ ЦБ РФ нарушило установленный порядок проведения операций по счету, исполнив требование лица, не имеющего права предъявления таких требований к лицу (в данном случае к УФК), не отвечающему по обязательствам пользователей услугами связи.
При таких обстоятельствах ссылка ГУ ЦБ на пункт 280 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденных Госбанком СССР от 30.09.87 № 2, также не может быть принята судом в качестве обоснования допустимости действий ответчика, так как указанными правилами регулируются условия бесспорного списания денежных средств со счета должника, а в рассматриваемом случае истец не является должником по обязательствам пользователей услугами связи перед ОАО "Электросвязь". Требования могут быть предъявлены только к тому счету, владельцем которого является сам должник.
ГУ ЦБ были также нарушены положения договора на расчетно-кассовое обслуживание органов федерального казначейства от 14.04.98, а именно его пункта 2.2.5, в том, что ответчик допустил бесспорное взыскание денежных средств на основании платежных требований ОАО "Электросвязь" по обязательствам иных лиц со счета клиента, которым, как указано в договоре, является УФК, в то время как действующим законодательством, как уже указано выше по тексту решения, такой порядок не предусмотрен.
Денежные средства, списанные ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области с расходного счета 40105810500000010142 "Средства федерального бюджета", подлежат взысканию в виде убытков в доход федерального бюджета. Всего на основании обжалуемых инкассовых поручений со счета средств федерального бюджета ГУ ЦБ в пользу ОАО "Электросвязь" взыскано 25682 руб. 81 коп.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127 АПК РФ, суд

решил:

1. Иск удовлетворить. Признать не подлежащими исполнению платежные требования ОАО "Электросвязь" от 28.08.98 № 3892, 4035, 1280, 62, 4198, 24, 109, 141; от 14.08.98 № 233; от 17.08.98 № 127; от 11.08.98 № 127; от 07.08.98 № 233; от 28.07.98 № 233; от 14.08.98 № 57; от 03.08.98 № 361; от 28.08.98 № 461; от 28.08.98 № 6333; от 29.10.98 № 1192; от 21.10.98 № 233; от 29.10.98 № 576; от 27.10.98 № 233; от 16.10.98 № 233, выставленные в ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области на бесспорное взыскание с казны Российской Федерации денежных средств на общую сумму 25682 руб. 81 коп.
2. Взыскать с Центрального банка РФ в пользу казны РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина России по Волгоградской области 25682 руб. 81 коп., списанных со счета 40105810500000010142 "Средства федерального бюджета" в нарушение установленного законодательством порядка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
И.И.КАРАБАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru