Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ ГАК России по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 22.09.1998
<ПО ДЕЛУ № 151 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА РОССИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 1998 года

(извлечение)

Комиссия ТУ ГАК России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 151 о нарушении Администрацией Волгоградской области п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 151 возбуждено в соответствии с пунктом 1.1 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ГКАП России от 25.07.96 № 91, по инициативе Территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации по Волгоградской области и Республике Калмыкия в отношении Администрации Волгоградской области по признакам нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившихся в следующем.
Глава Администрации Волгоградской области (далее - Администрация) издал Постановление от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области", в соответствии с которым было временно запрещено вывозить за пределы Волгоградской области продукцию сельского хозяйства и ее переработки: продовольственное зерно, муку, семена подсолнечника, скот и птицу, мясо и мясопродукты, яйцо куриное, молоко и молокопродукты, масло растительное, крупы, макаронные изделия, сахар, кондитерские изделия, кроме поставок для федеральных нужд. Кроме того, согласно пункту второму данного постановления Управление внутренних дел Волгоградской области, Волгоградское отделение Российской транспортной инспекции, Нижне-Волжская таможня, Управление федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Волгоградской области должны осуществлять контроль за товародвижением для предотвращения вывоза продовольственных товаров за пределы Волгоградской области, а в пункте третьем было рекомендовано главам администраций районов и городов Волгоградской области до 11 сентября 1998 года разработать и осуществить комплекс мер по выполнению вышеназванного постановления.
Согласно п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на всей территории России, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Аналогичные нормы содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 12 декабря 1991 года "О едином экономическом пространстве в РСФСР". Статья 74 Конституции Российской Федерации также запрещает на территории Российской Федерации установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Таким образом, Администрация при издании вышеназванного постановления нарушила нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации.
На заседание Комиссии Территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее - Управление) представитель Администрации представил объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела (письмо от 22.09.98 № 19-12/009811). По его мнению, Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.98 № 481 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области") не устанавливает каких-либо ограничений в отношении хозяйствующих субъектов, а всего лишь определяет порядок вывоза за пределы Волгоградской области некоторых видов продукции. Необходимость такого рода мер была продиктована сложившейся на территории Волгоградской области ситуацией, которая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 21.08.98 № 448 "О чрезвычайной обстановке на территории Волгоградской области, сложившейся вследствие засухи" была признана региональной чрезвычайной ситуацией. Учитывая вышесказанное, представитель Администрации просил прекратить производство по данному делу в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.
В представленном Постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.98 № 481 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" из перечня товаров, запрещенных к вывозу за пределы Волгоградской области, была исключена такая сельскохозяйственная продукция, как птица, яйцо куриное, молоко и молокопродукты, кондитерские изделия. Пунктами 2 и 3 данного постановления устанавливается, что для оперативного решения вопросов, связанных с вывозом продовольствия, создается временная комиссия, а вывоз продовольствия осуществляется на основании ходатайства заявителя с резолюцией председателя (заместителя) вышеназванной комиссии и подписью, заверенной гербовой печатью Администрации Волгоградской области. Кроме того, пунктом четвертым вышеназванного постановления разрешается главам администраций районов и городов Волгоградской области давать письменные разрешения на вывоз сельскохозяйственной продукции и других товаров за пределы Волгоградской области в обмен на продовольственный картофель для нужд муниципальных образований и населения, содействуя инициативе организаций, осуществляющих закупку и поставку в Волгоградскую область продовольственного картофеля.
На заседании Комиссии лица, участвующие в деле, пояснили по факту, послужившему основанием для возбуждения дела, следующее.
Главный специалист правового отделения УФСНП РФ по Волгоградской области Бугаев В.Г. сообщил (письмо от 22.09.98 № 2/2625), что в целях реализации Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" в подразделения и межрайонные органы УФСНП был разослан текст данного постановления с указанием принять меры по его исполнению. Однако каких-либо конкретных мероприятий по его исполнению ни Управлением ФСНП РФ по Волгоградской области, ни территориальными отделами не проводилось. Давать оценку правомерности данного постановления не входит в нашу компетенцию.
Представитель Волгоградского областного отделения Российской транспортной инспекции сообщил, что каких-либо мер или актов в целях реализации Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" принято не было. После получения текста постановления они обратились в Администрацию Волгоградской области с просьбой согласовать данное постановление с антимонопольным управлением.
Заместитель начальника УВД Волгоградской области Шевелев В.А. сообщил, что вышеназванное постановление Администрации Волгоградской области было получено, на места были направлены соответствующие письменные указания о его реализации, но речь шла в этих указаниях не о запрете вывоза сельхозпродукции, а об его упорядочении, как уже говорил представитель Администрации. Сотрудники УВД требуют соответствующих документов на провоз не только сельскохозяйственной продукции, но и металла, например, то есть выполняют свои обязанности вне зависимости от издания спорного постановления. В публикациях средств массовой информации (газета "Областные вести" от 18.09.98 № 38 (217), где приведены примеры конкретного исполнения сотрудниками милиции данного постановления в Клетском и Нехаевском районах, не содержится сведений о причинах задержания машин, вывозивших сельскохозяйственную продукцию. Каждый случай требует отдельной проверки. Скорее всего, не были представлены все необходимые документы и работники УВД приняли соответствующие меры. Давать оценку правомерности данного постановления не входит в нашу компетенцию, в связи с этим следует обратиться в прокуратуру Волгоградской области, и пусть она даст заключение на соответствие постановления Администрации антимонопольному законодательству.
Представителя Нижне-Волжской таможни на заседании Комиссии не было, и информации, запрошенной в определении Комиссии Управления о возбуждении дела № 151 о нарушении антимонопольного законодательства, представлено не было.
Выслушав доводы представителя Администрации, объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав действующее законодательство, Комиссия пришла к следующим выводам.
Основаниями для принятия Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области", как указано в его преамбуле, послужили:
а) Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.07.98 № 376 "О неотложных мерах по ликвидации последствий засухи на территории Волгоградской области в 1998 году";
б) Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 21.08.98 № 448 "О чрезвычайной обстановке на территории Волгоградской области, сложившейся вследствие засухи";
в) обострившаяся обстановка на потребительском рынке Волгоградской области.
Обострившаяся обстановка на потребительском рынке, согласно федеральному законодательству, не указана как основание для установления запрета на перемещение товаров, работ, услуг органами власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 10 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.07.98 № 376 "О неотложных мерах по ликвидации последствий засухи на территории Волгоградской области в 1998 году" рекомендовано "...Управлению внутренних дел Волгоградской области, Волгоградскому отделению Российской транспортной инспекции, Управлению государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации по Волгоградской области, Пограничной государственной инспекции по карантину растений по Волгоградской области совместно с Управлением ветеринарии Администрации Волгоградской области принять меры к предотвращению незаконного вывоза сельскохозяйственной продукции за пределы области". Согласно ответам указанных выше организаций (письма от 28.08.98 исх. № 10/1181; от 13.08.98; от 21.08.98 исх. № 279; от 18.08.98 исх. № 66; от 20.08.98 исх. № 14-16/993 соответственно) на запрос антимонопольного управления о предпринятых мерах по реализации данного постановления ими принимались меры в пределах их компетенции, направленные на предотвращение незаконного вывоза сельскохозяйственной продукции за пределы области.
Согласно Постановлению Администрации Волгоградской области от 21.08.98 № 448 "О чрезвычайной обстановке на территории Волгоградской области, сложившейся вследствие засухи", принятому на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ситуация, сложившаяся в Волгоградской области, была признана региональной чрезвычайной ситуацией.
В соответствии с п. "ж" ст. 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации устанавливает Правительство Российской Федерации. В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 11 вышеназванного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но в их полномочия не входит право на установление запрета на вывоз товаров, работ и услуг за пределы соответствующей территории.
Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (статья 4 Конституции РФ).
Таким образом, при принятии Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" Администрация превысила свои полномочия и нарушила антимонопольное законодательство (статьи 8 и 74 Конституции Российской Федерации, которые приводились выше в настоящем решении), так как, в соответствии со ст. 1.1 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.98 № 481 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" не устраняет норм, нарушающих антимонопольное законодательство. Кроме того, представитель Администрации не указал ни одного нормативного документа, разрешающего вводить дополнительные требования при вывозе сельхозпродукции за пределы области. Порядок вывоза продовольствия, предусмотренный в п. 3 данного постановления, существенно затрудняет вывоз товаров для хозяйствующих субъектов, так как требует значительного времени для оформления разрешения на такой вывоз (например, наличие гербовой печати Администрации Волгоградской области на ходатайстве заявителя). Таким образом, увеличиваются сроки поставки сельхозпродукции за пределы Волгоградской области, что может привести к нарушению обязательств хозяйствующих субъектов по договорам с контрагентами, находящимися в других регионах. В соответствии с действующим гражданским законодательством (например, ст. 506 ГК РФ) срок исполнения обязательства является одним из существенных условий договора, и его невыполнение влечет за собой наложение штрафных санкций. Таким образом, Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.98 № 481 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области") содержит нормы, нарушающие п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и имеет своим результатом ущемление их интересов.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Выдать предписание Администрации Волгоградской области о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
а) отменить пункты 1, 2 и абзац 2 пункта 3 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области";
б) отменить пункты 3 и 4 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.98 № 481 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области".
2. Обязать Администрацию Волгоградской области дать указание Управлению внутренних дел Волгоградской области об отмене каких-либо мер, принятых во исполнение Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.98 № 481 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области").

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 22 сентября 1998 г. № 151

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 22 сентября 1998 года по делу № 151 о нарушении Администрацией Волгоградской области п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации Волгоградской области (адрес: 400098, г. Волгоград, пр. Ленина, 9) в срок до 22 сентября 1998 года прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
а) отменить пункты 1, 2 и абзац 2 пункта 3 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области";
б) отменить пункты 3 и 4 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.98 № 481 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области";
в) дать указание Управлению внутренних дел Волгоградской области об отмене каких-либо мер, принятых во исполнение Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области" (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.98 № 481 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10.09.98 № 469 "О некоторых мерах по стабилизации потребительского рынка Волгоградской области").
О выполнении настоящего предписания сообщить в ТУ ГАК России по Волгоградской области и Республике Калмыкия до 28 сентября 1998 года, представив копии документов, подтверждающие выполнение данного предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания, в соответствии со ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", должностные лица органов исполнительной власти несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru