Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ ГАК России по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 17.09.1998
"ПО ДЕЛУ № 148 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ признан недействительным Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20.05.1999 № А12-3257/99-С25.



ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА РОССИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 1998 года

ПО ДЕЛУ № 148 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления ГАК России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, рассмотрев дело № 148, о нарушении администрацией Центрального района города Волгограда (400131, Волгоград, проспект Ленина, 15; далее - администрация Центрального района), статьи 7 (пункт 1) Закона РСФСР "О конкуренции ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предоставившей право аренды земельного участка по улице Рокоссовского, 42 для размещения торгового мини - павильона без проведения конкурсного отбора, установила:
1. Дело № 148 возбуждено по заявлению ТОО "Либра" (400087, ул. Рокоссовского, 42) от 21.07.98 № 92, в котором заявитель сообщил, что администрация Центрального района предоставила право аренды земельного участка на пересечении улиц Рокоссовского и Двинской, прилегающего к территории магазина № 38 "Универсам", для размещения торгового мини - павильона без проведения соответствующего конкурсного отбора, что противоречит статье 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". ТОО "Либра" просит выдать администрации Центрального района предписание об отмене ее акта о предоставлении земельного участка под размещение торгового мини - павильона по улице Рокоссовского, 42.
2. Администрация Центрального района в письме от 25.08.98 № 1292 представила следующие объяснения.
В администрацию Центрального района обратился директор ТОО "Виктория-С" с письмом (входящий номер администрации Центрального района 3649 от 19.12.97) в котором просил дать разрешение на строительство мини - маркета в европейском стиле на месте расположения принадлежавших ТОО "Виктория-С" киосков N№ 509, 452 на углу улиц Двинской и Рокоссовского. Такое разрешении ТОО "Виктория-С" было дано распоряжением Главы администрации Центрального района от 15.04.98 № 157-р по следующим причинам:
- принадлежащие ТОО "Виктория-С" киоски N№ 509, 452, на месте которых планировалось строительство мини - маркета, занимали указанный участок с 1994 - 1995 годов согласно распоряжениям главы администрации Центрального района от 18.07.94 № 391-р и от 14.12.95 № 935-р. При этом арендатор - ТОО "Виктория-С" надлежащим образом исполнял свои обязанности и в соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса РФ имел преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды земельного участка на новый срок;
- на момент обращения ТОО "Виктория-С" за разрешением строительства мини - маркета каких-либо иных предложений по использованию рассматриваемого земельного участка от других лиц не поступало;
- предложение ТОО "Виктория-С" отвечало букве и духу Указа Президента РФ от 29.01.92 № 65 "О свободе торговли", согласно п. 5 которого местные органы власти должны содействовать свободной торговле предприятий и граждан, обратив особое внимание на оборудование мест торговли, поддержание в них общественного порядка и соблюдение санитарных норм и правил;
- строительство мини - маркета обеспечивает цели достижения потребительского рынка, стимулирует конкуренцию, преодолевает монополизм в сфере розничной торговли.
Рассматриваемый участок был выделен ТОО "Виктория-С" администрацией Центрального района в соответствии с требованиями Постановления Главы администрации Волгограда от 01.04.96 № 189 "Об аренде земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам районными администрациями под временные сооружения (палатки, киоски, лотки), а также занятых индивидуальным жильем, садами, огородами, личным подсобным хозяйством, гаражами граждан", которое не предусматривает конкурсный принцип сдачи в аренду земельных участков для размещения сооружений, подобных торговому павильону ТОО "Виктория-С".
Документация на строительство павильона была разработана, согласована и утверждена в установленном порядке.
Администрация Центрального района полагает, что заявление ТОО "Либра" послужившее причиной возбуждения дела № 148, вызвано тем, что участок для строительства павильона ТОО "Виктория-С" расположен вблизи магазина ТОО "Либра" и новый малый торговый объект станет добросовестным конкурентом уже существующему магазину. Иных интересов ТОО "Либра" строительство торгового павильона ТОО "Виктория-С" не затрагивает.
Устав ТОО "Виктория-С" зарегистрирован постановлением Главы администрации Центрального района от 20.06.94 № 358-п-9.
Одним из видов деятельности ТОО "Виктория-С" согласно его уставу является торгово - закупочная деятельность; реализация товаров народного потребления; заготовка, переработка и сырья и продуктов переработки.
Администрация Центрального района считает доказанным, что не совершала действий, содержащих признаки нарушения Закона РСФСР "О конкуренции ..." и просит прекратить производство по делу № 148 в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии представитель администрации Центрального района, в качестве обоснования правомерности выделения оспариваемых земельных участков без проведения торгов сослался на статью 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пункт 3 которой устанавливает, что органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
3. Представитель ТОО "Виктория-С" с изложенными обстоятельствами администрацией Центрального района по существу дела согласился и поддержал ее требования.
В результате проведения анализа всех материалов дела, объяснений сторон и исследования всех доказательств Комиссия пришла к следующим выводам.
ТОО "Либра" и ТОО "Виктория-С" являются хозяйствующими субъектами в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", вследствие того, что товарищества с ограниченной ответственностью являются коммерческими организациями, согласно статьям 50, 66 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 6 Федерального Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
ТОО "Либра" принадлежит продовольственный магазин "Либра" Универсам № 38" по улице Рокоссовского, 42. ТОО "Виктория-С" принадлежат два торговых павильона № 452, № 509 по улице Рокоссовского - Двинская, расположенные рядом с магазином "Универсам № 38".
ТОО "Либра" и ТОО "Виктория-С" являются конкурентами (потенциальными конкурентами) на розничном рынке продуктов питания, что подтверждается письмом ТОО "Либра" от 16.07.98 № 91 Главе администрации города Волгограда Чехову Ю.В. В указанном письме сообщается, что "В последнее время выручка упала из-за того, что вокруг магазина располагалось много ларьков, в которых продавалась та же продукция, что и в магазине ... Администрация района пошла навстречу коллективу магазина и перенесла ларьки на территорию, удаленную от магазина. Но вместо этого, на месте ларьков началось строительство супермаркета. В связи с вышесказанным просим Вас перенести строительство супермаркета в другое место, где его нахождение будет более целесообразно, так как магазин полностью справляется с обеспечением населения продуктами питания".
Вместе с тем, ТОО "Либра" является потенциальным конкурентом других хозяйствующих субъектов на рынке услуг общественного питания. В том же письме оно просит на участке, право аренды на который оспаривается, разрешить строительство кафе и сообщает, что в торцевой части магазина планируется разместить бар.
Факт спора за право аренды одного и того же земельного участка между ТОО "Либра" и ТОО "Виктория-С" означает, что он имеет выгодное месторасположение для использования его в целях предпринимательской деятельности, как в сфере розничной торговли продовольственными товарами, так и в сфере услуг общественного питания, и может представлять интерес не только для ТОО "Либра" и ТОО "Виктория-С", но и для иных хозяйствующих субъектов - их конкурентов (потенциальных конкурентов), как на розничном рынке продуктов питания, так и на рынке услуг общественного питания. Поэтому, приобретение права аренды на этот участок любым хозяйствующим субъектом не на законных основаниях, создает для этого хозяйствующего субъекта конкурентное преимущество по отношению к его конкурентам (потенциальным конкурентам) на том рынке (розничной торговли продуктами питания или услуг общественного питания) участником которого он является, либо на который он собирается войти. В связи с тем, что арендодателем выступает администрация Центрального района предоставление ею права аренды на земельный участок, который представляет интерес для хозяйствующих субъектов являющихся конкурентами (потенциальными конкурентами) на любых рынках, в том числе на рынке розничной торговли продуктами питания или на рынке услуг общественного питания, не на законных основаниях является действием, создающим благоприятствующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов, которые могут привести к ограничению конкуренции <*> на соответствующем товарном рынке.
   -------------------------------

<*> конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках")

Доводы администрации Центрального района в обоснование законности акта (распоряжения от 15.04.98 № 157-р "О размещении временного торгового павильона на территории района") и ее действий (заключения договоров аренды земельных участков на пересечении улиц Рокоссовского и Двинской № 341, 342 от 05.06.98 с ТОО "Виктория-С") Комиссия не принимает по следующим основаниям.
Согласно письму администрации Центрального района от 10.09.98 № 1367 правовое положение участка земли на пересечении улиц Рокоссовского и Двинской определяется тем, что он входит в состав муниципальных земель общего пользования, на которых разрешается возведение временных строений и сооружений облегченного типа, каковым является временный торговый павильон ТОО "Виктория-С".
ТОО "Виктория-С" арендовала у администрации Центрального района участки земли под киоски N№ 509, 452 на углу улиц Двинской и Рокоссовского в 1997 году (договоры № 8 от 27.01.97 и № 9 от 27.01.97). Срок аренды участков, согласно пунктам 1.2. договоров N№ 8, 9 от 27.01.97 истек 31 декабря 1997 года.
ТОО "Виктория-С" обратилось в администрацию Центрального района (входящий номер администрации Центрального района 3649 от 19.12.97) с просьбой дать разрешение на строительство мини - маркета в европейском стиле на месте расположения киосков ТОО "Виктория-С" N№ 509, 452 на углу улиц Двинской и Рокоссовского.
Администрация Центрального района распоряжением от 15.04.98 № 157-р "О размещении временного торгового павильона на территории района" выделила ТОО "Виктория-С" запрашиваемый земельный участок общей площадью 87,2 кв. м по ул. Рокоссовского (ул. Двинская) для строительства временного полносборного павильона. ТОО "Виктория-С" были заключены договоры на аренду участков земли по улице Рокоссовского - Двинской под временные сооружения (№ 341 от 05.06.98 и № 342 от 05.06.98) с администрацией Центрального района сроком до 31 декабря 1998 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.11.97 № 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды" (пункт 2) расположенные на территориях городских и сельских поселений земельные участки, предназначенные в соответствии с градостроительной и землеустроительной документацией под застройку, либо право аренды этих земельных участков подлежат продаже гражданам и юридическим лицам на торгах (аукционах, конкурсах), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 № 2.
В соответствии со статьей 3 (пункт 3) Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права могут регулироваться Указами Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 26.11.97 № 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды" содержит нормы гражданского права, в том числе основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав (включая право аренды) обязательные для исполнения органами местного самоуправления, согласно статей 2, 124, 125 209 Гражданского кодекса РФ. Статья 621 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с конторой арендатор (ТОО "Виктория-С") имел преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды земельного участка на новый срок в рассматриваемом случае применяться не может в силу статьи 447 (пункт 3) Гражданского кодекса РФ.
То обстоятельство, что Постановление Главы администрации Волгограда от 01.04.96 № 189 "Об аренде земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам районными администрациями под временные сооружения (палатки, киоски, лотки), а также занятых индивидуальным жильем, садами, огородами, личным подсобным хозяйством, гаражами граждан", не предусматривает конкурсный принцип сдачи в аренду земельных участков, не может служить обоснованием не соблюдения администрацией Центрального района норм гражданского законодательства, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 26.11.97 № 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды". В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, а также статьей 3 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и не может регулироваться нормативными правовыми актами органа местного самоуправления города Волгограда.
Ссылка администрации Центрального района на статью 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по мнению Комиссии также не может служить обоснованием сдачи в аренду земельных участков хозяйствующим субъектам, без проведения торгов, поскольку пункт 3 указанной статьи предусматривает сдачу в аренду органами местного самоуправления объектов муниципальной собственности в соответствии с законом. Согласно статье 3 (пункт 3) Гражданского кодекса РФ Указы Президента могут содержать нормы гражданского права, и соответственно, являться составной частью гражданского законодательства, в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Руководствуясь статьей 16 и пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать акт администрации Центрального района (распоряжение от 15.04.98 № 157-р "О размещении временного торгового павильона на территории района") и действия администрации Центрального района, выразившиеся в заключении договоров № 341, 342 от 05.06.98 на аренду земельных участков (на пересечении улиц Рокоссовского и Двинской) под временные сооружения с ТОО "Виктория-С" противоречащими статье 7 (пункт 1) Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку указанными действиями были созданы благоприятствующие условия для деятельности ТОО "Виктория-С" по сравнению с конкурентами (потенциальными конкурентами), в том числе ТОО "Либра", что привело к ущемлению интересов ТОО "Либра" и иных хозяйствующих субъектов, конкурентов (потенциальных конкурентов), лишившихся возможности приобрести право на аренду спорного земельного участка в результате торгов. В силу указанного договоры № 341, 342 от 05.06.98 на аренду земельных участков (на пересечении улиц Рокоссовского и Двинской) под временные сооружения заключенные администрацией Центрального района с ТОО "Виктория-С", согласно статьи 168 Гражданского кодекса РФ являются ничтожными.
2. Выдать предписание в отношении администрации Центрального района о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, отменить распоряжение от 15.04.98 № 157-р "О размещении временного торгового павильона на территории района" и провести торги на право аренды земельного участка на пересечении улиц Двинской и Рокоссовского, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 № 2 "Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды".
3. Рекомендовать администрации города Волгограда привести Постановление Главы администрации Волгограда от 01.04.96 № 189 "Об аренде земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам районными администрациями под временные сооружения (палатки, киоски, лотки), а также занятых индивидуальным жильем, садами, огородами, личным подсобным хозяйством, гаражами граждан" в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 26.11.97 № 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 № 2 "Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды".
Об исполнении предписания сообщить в шестимесячный срок.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Г.В.ГЕНЕРАЛОВА
Е.В.БЕЛЯКОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 сентября 1998 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Территориального управления ГАК России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства на основании своего решения от 17 сентября 1998 года по делу № 148 и в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации Центрального района отменить распоряжение от 15.04.98 № 157-р "О размещении временного торгового павильона на территории района" и провести торги на право аренды земельного участка на пересечении улиц Двинской и Рокоссовского, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 № 2 "Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды".
Об исполнении настоящего предписания сообщить в шестимесячный срок.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Г.В.ГЕНЕРАЛОВА
Е.В.БЕЛЯКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru