Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ ГАК России по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 04.09.1998
<ПО ДЕЛУ № 145 О НАРУШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. ВОЛЖСКОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА РОССИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 1998 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления по Волгоградской области и Республике Калмыкия ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 145 о нарушении администрацией г. Волжского статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 145 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено определением от 28.07.98 в отношении администрации г. Волжского (далее - администрация), издавшей Постановление от 21.04.98 № 1425 "О введении на территории города товарных чеков единого образца" (в редакции Постановления от 09.06.98 № 2048) и Положение о порядке выдачи и заполнения товарных чеков, утвержденное данным постановлением (далее - соответственно Постановление и Положение).
Постановлением № 1425 от 21.04.98 администрацией г. Волжского была введена обязательная выдача продавцами товарного чека покупателю при реализации на рынках г. Волжского непродовольственных товаров, этим Постановлением были утверждены образцы товарного чека и Положение о порядке выдачи и заполнения товарных чеков.
В соответствии с Положением на комитет торговли и бытового обслуживания возложена обязанность реализации товарных чеков книжками по 100 штук "за плату, включающую стоимость изготовления бланков в соответствии с калькуляцией, согласованной с управлением экономики администрации".
Корешки товарных чеков вместе с испорченными чеками сдаются в комитет торговли и бытового обслуживания в течение трех дней после заполнения "последнего чека из книжки". "Невыдача товарных чеков является нарушением правил торговли на рынках, мини-рынках и торговых площадках города и влечет административную ответственность" (п. 7 Положения).
После внесения протеста прокурора г. Волжского в Постановление № 1425 Постановлением № 2048 от 09.06.98 были внесены следующие изменения.
Обязательная выдача чека была распространена и на продовольственные товары. Факт покупки товара разрешено оформлять как выдачей товарного чека, так и любого другого документа "строгой отчетности". Продавцам было рекомендовано приобретать товарные чеки в комитете торговли и бытового обслуживания.
На заседании Комиссии заинтересованные лица - предприниматель Бовша А.Г. и представители Волжского городского профсоюза работников торговли и бытового обслуживания "Поволжье" отметили противоречие Постановления и Положения действующему законодательству. По их мнению, статья 7 Закона "О конкуренции..." нарушена этими актами тем, что:
1) обязательность выдачи товарных чеков вводится только для продавцов, реализующих товары на рынках, и не распространяется на магазины, расположенные вне территорий рынков, так как для последних создаются благоприятствующие условия, а для имеющих торговые точки на территории рынков - дискриминирующие условия;
2) необоснованное ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, реализующих товары на территории рынков, так как органы местного самоуправления не имеют полномочий принимать акты, регулирующие гражданско-правовые отношения и отношения с участием потребителей. Эти отношения регулируются только федеральным законодательством.
Статья 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" установила обязанность продавца выдать покупателю товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки, и эта обязанность распространяется на всех продавцов независимо от места совершения сделки;
3) утвержденный Постановлением № 1425 образец товарного чека содержит не всю информацию, которая должна в нем отражаться в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров и условий сделки (например, нет сведений о недостатках товара и др.), что ущемляет интересы как продавца, так и покупателя.
Хотя внесены изменения и обязанность приобретать товарные чеки заменена рекомендацией, образец товарного чека остался неизмененным, а за органами местного самоуправления сохранено право контроля за выдачей чеков, что ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляет их интересы и интересы потребителей (граждан).
Как следует из письменных (Письмо № 03-749 от 28.08.98) объяснений администрации г. Волжского и объяснений представителя администрации на заседании Комиссии, рассматриваемые акты были приняты в целях защиты прав потребителей на основании действующего законодательства, определяющего:
1) полномочия органов местного самоуправления, а именно:
- пункт 7 статьи 73 Закона РФ от 06.07.91 № 1550-1 (в редакции от 28.08.95) "О местном самоуправлении в Российской Федерации", согласно которому органы местного самоуправления наделены полномочиями по контролю за соблюдением правил торговли;
- пункт 3 статьи 6 Закона Волгоградской области от 20.02.95 № 21-ОД "Об организации местного самоуправления в Волгоградской области", согласно которому создание условий для обеспечения населения услугами торговли отнесены к вопросам местного значения;
2) необходимость выдачи продавцами товарных чеков либо иных документов, удостоверяющих факт оплаты товара:
- статья 493 Гражданского кодекса РФ, пункт 20 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, согласно которым договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законом или договором купли-продажи;
- пункт 5.5 Временных правил торговли на рынках, мини-рынках, торговых площадках г. Волжского, утвержденных городским Советом народных депутатов г. Волжского от 28.11.97 № 34/1, согласно которому при продаже непродовольственных товаров продавец обязан выдавать покупателю чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара.
Выслушав аргументы представителя администрации, заинтересованных лиц и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Издав Постановление и Положение, администрация г. Волжского превысила свои полномочия, так как регламентация правил торговли не входит в компетенцию органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 26 Закона РФ "О защите прав потребителей" правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством РФ. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Правительство не вправе делегировать эти полномочия.
Ссылка администрации на Закон Волгоградской области "Об организации местного самоуправлении в Волгоградской области", аналогично Закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относящий к вопросам местного значения создание условий для обеспечения населения услугами торговли, неосновательна, поскольку под "созданием условий" следует понимать организацию торговли в рамках существующих правил.
В рассматриваемых актах, принятых с превышением полномочий, администрация г. Волжского:
1) необоснованно расширила перечень товаров, при продаже которых обязательна выдача товарных чеков, что привело к ограничению самостоятельности хозяйствующих субъектов и ущемлению их интересов.
Обязанность продавца выдать покупателю товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки, предусмотрена в пункте 5 статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей". Согласно статье 493 Гражданского кодекса РФ и пункту 20 Правил продажи отдельных видов товаров договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законом или договором купли-продажи.
Правилами продажи отдельных видов товаров предусмотрена выдача товарных чеков на определенные виды непродовольственных товаров, как-то: текстильные, трикотажные, швейные и меховые товары и обувь и др. Следовательно, на продовольственные и непродовольственные товары, за исключением товаров, указанных в Правилах продажи отдельных видов товаров, продавцами может выдаться любой документ, удостоверяющий факт покупки. Требование товарных чеков в данном случае не является обязательным.
Однако, несмотря на то, что в пункте 1 Постановления администрации г. Волжского от 09.06.98 № 2048 определена обязанность продавца выдавать товарный чек либо иной документ, удостоверяющий факт оплаты товара, а юридическим лицам и частным предпринимателям рекомендовано приобретать товарные чеки, фактически речь идет об обязанности продавцов выдавать товарные чеки. Это следует из содержания пункта 7 Положения, в соответствии с которым невыдача товарного чека является нарушением правил торговли и влечет за собой административную ответственность;
2) определила за собой функции учета и контроля реализации товарных чеков, что привело к ограничению самостоятельности хозяйствующих субъектов и ущемлению их интересов.
Пункт 5 Постановления наделяет администрацию (ее структурные подразделения, в том числе комитет по защите прав потребителей, комитет бытового обслуживания) правом контроля за выдачей продавцами товарных чеков.
Согласно статье 44 Закона РФ "О защите прав потребителей" и пункту 70 Правил у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по контролю за соблюдением Закона РФ "О защите прав потребителей"; Правила продажи отдельных видов товаров (пункт 70) не наделяют органы местного самоуправления такими полномочиями.
Пункт 6 Положения обязывает продавцов сдавать корешки товарных чеков и испорченные товарные чеки в комитет торговли и бытового обслуживания администрации, пункт 4 Постановления наделяет администрацию функцией учета товарных чеков.
Согласно действующему законодательству контроль за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов не входит в компетенцию органа местного самоуправления;
3) определила образец товарного чека (приложение № 1 к Постановлению), установила данные для товарного чека (п. 5 Положения), которые не учитывают требований Правил продажи отдельных видов товаров, что ущемляет интересы как граждан-покупателей, так и продавцов. Это связано с возможной сложностью идентификации товара при судебной защите потребителем своих прав.
Так, согласно указанным Правилам при продаже текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви помимо информации, содержащейся в образце товарного чека, необходимо указать артикул и сорт товара; в случае продажи легковых автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов должны указываться марка товара, номера его агрегатов; при продаже изделий из драгоценных металлов и камней - проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, а на приобретенные ограниченные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.
Издав акт, расширяющий перечень товаров, при продаже которых обязательна выдача товарных чеков, таким образом необоснованно обязав хозяйствующие субъекты нести расходы по приобретению чеков, нести ответственность в случае их невыдачи покупателям, а также обременив хозяйствующие субъекты необходимостью учета использованных чеков (сдачи корешков в администрацию), администрация г. Волжского ограничила самостоятельность хозяйствующих субъектов, что привело к ущемлению их интересов.
Образец товарного чека, утвержденный администрацией г. Волжского, не учитывающий в полной мере требований, определенных Правилами продажи отдельных видов товаров, также ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и ущемляет интересы как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Изложенное является доказательством нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции...").
Решила:
Выдать администрации города Волжского Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Е.Г.СЕЛИВАНОВА
О.В.БОНДАРЕВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 4 сентября 1998 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления по Волгоградской области и Республике Калмыкия ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 04.09.98 по делу № 145 о нарушении администрацией г. Волжского статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Администрации города Волжского Волгоградской области в срок до 20 октября 1998 года прекратить нарушение статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в издании Постановления от 21.04.98 № 1425 "О введении на территории города товарных чеков единого образца" (в редакции Постановления от 09.06.98 № 2048) и Положения о порядке выдачи и заполнения товарных чеков, утвержденного данным постановлением, путем отмены указанных актов.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить до 25 октября 1998 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Е.Г.СЕЛИВАНОВА
О.В.БОНДАРЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru