Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГАК РФ от 03.07.1998
<ПО ДЕЛУ № 142 О НАРУШЕНИИ КОМИТЕТОМ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 1998 года

(извлечение)

Комиссия ВТУ ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 142 о нарушении комитетом по градостроительству и архитектуре п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
1. Дело № 142 возбуждено по заявлению ЗАО "Кадастровое Бюро Волгограда" (далее - ЗАО "КБВ"), обжалующего действия комитета по градостроительству и архитектуре (далее - Горкомархитектура) и хозрасчетного проектно-производственного архитектурно-планировочного бюро (далее - Бюро).
Согласно заявлению, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.92 № 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и Постановлением Администрации Волгоградской области от 27.09.93 № 266 Горкомархитектура должна безвозмездно предоставлять сведения (исходную информацию), необходимые для производства инвентаризации земель населенных пунктов Волгоградской области. Однако данные сведения выдаются Бюро по самостоятельно установленным расценкам. Из-за высоких цен на услуги Бюро их оплата обременительна для ЗАО "КБВ" и, соответственно, для его клиентов.
Между ЗАО "КБВ" и Бюро был заключен договор о выдаче исходных данных. Условия данного договора, а именно предоставление информации в установленные сроки, со стороны Бюро не выполнялись. В связи с высокими ценами необходимость в пролонгации данного договора отпала. В настоящее время ЗАО "КБВ" обратилось в Бюро за выдачей исходных данных, предварительно внеся аванс в размере 7 тыс. рублей. Несмотря на это, Бюро нужную информацию предоставить отказалось. Данные действия привели к тому, что ЗАО "КБВ" нарушает свои обязательства перед контрагентами.
Помимо этого, ЗАО "КБВ" сообщает, что функции начальника Бюро и заместителя председателя Горкомархитектуры одновременно выполняет одно и тоже лицо.
ЗАО "КБВ" просит рассмотреть действия Горкомархитектуры и Бюро на соответствие антимонопольному законодательству и принять соответствующее решение.
К заявлению приложены: копия договора № 5 о предоставлении исходной информации, копии счетов по оплате работ Бюро, переписка о выполнении работ по договору, копия постановления Администрации Волгоградской области от 27.09.93 № 266, копия обращения в прокуратуру г. Волгограда.
2. Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда образован администрацией Волгограда с целью реализации полномочий в архитектурно-градостроительной сфере на подведомственной территории и является самостоятельным юридическим лицом. Пункт 7 Положения о комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 04.05.95 № 378-п, определяет право Горкомархитектуры образовывать для обеспечения своей деятельности самоокупаемое проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро, утверждать его положение, структуру и штатное расписание. Данный пункт введен в соответствии с Положением о хозрасчетных проектно-производственных архитектурно-планировочных бюро при госстроях автономных республик, архитектурно-градостроительных органах исполкомов в местных Советов народных депутатов в РСФСР, утвержденным Постановлением Госстроя РСФСР от 09.03.88 № 28. В соответствии с этим Положением Бюро является юридическим лицом, пользуется правами государственного предприятия и проектно-изыскательной (научной) организации.
Бюро действует на основании Положения о хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при главном управлении архитектуры и градостроительства администрации Волгограда, утвержденного 08.12.92. Согласно п. 1.3 указанного Положения Бюро является проектно-производственным подразделением Горкомархитектуры, обладает правами государственного предприятия и подчиняется непосредственно управлению. Пункты 3.2, 5.1, 5.2, 5.3 Положения определяют, что Бюро действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, самостоятельно распоряжается чистой прибылью, а источниками формирования имущества Бюро являются доходы, полученные от реализации проектно-изыскательной продукции и услуг.
В настоящее время согласно Постановлению администрации г. Волгограда от 08.06.98 № 724 в Положение о комитете по градостроительству и архитектуре внесены изменения, дающие Горкомархитектуре право выступать учредителем муниципальных учреждений. В соответствии с этим постановлением Бюро ликвидируется и на его базе Горкомархитектурой создается муниципальное учреждение "Градостроитель".
3. Пункт 9 Положения о комитете по градостроительству и архитектуре определяет его основные функции. В число основных функций комитета как органа местного самоуправления входит ведение оперативного плана дежурного плана, сбор, систематизация и хранение технической и проектной информации. Таким образом, комитет по градостроительству и архитектуре как орган местного самоуправления является единственным субъектом, владеющим данной информацией.
Часть своих функций как органа местного самоуправления Горкомархитектура передала Бюро, в том числе:
- выдачу разрешений на право производства инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий предприятиям и организациям на территории Волгограда и в пределах городской черты и пригородной зоны (п. 2.13);
- контроль и приемку геолого-геодезического делопроизводства и планово-топографического материала от организаций и предприятий, осуществляющих инженерно-геологические и топографо-геодезические работы (п. 2.14);
- ведение дежурного плана застройки города, а также дежурных планов инженерных коммуникаций, ведение схем геодезической топографической изученности (п. 2.15);
- инвентаризацию, контроль за состоянием и обеспечением развития пунктов полигонометрической сети (п. 2.16);
- содержание и ведение планохранилища и архива (п. 2.17).
Пункт 2 Положения о хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при главном управлении архитектуры и градостроительства администрации Волгограда предусматривает возможность выполнения Бюро всех видов чертежных работ, разработки проектной документации для строительства, реконструкции объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, оказание платных услуг населению, в том числе коммерческую деятельность.
Таким образом, Бюро, пользуясь по Положению функциями хозяйствующего субъекта, наделено главным управлением архитектуры и градостроительства функциями органа местного самоуправления.
Положение о Бюро, разработанное на основании Постановления Государственного комитета РСФСР по делам строительства № 28 от 09.03.88, не служит основанием законного совмещения функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления комитетом градостроительства и архитектуры администрации Волгограда, так как комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда не вправе своими решениями наделять хозяйствующий субъект функциями органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" такое наделение допускается только на основании законодательных актов РФ, к которым не относятся Постановление Госстроя РСФСР от 09.03.88 № 28 и Положение о Бюро, утвержденное Горкомархитектурой.
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 27.09.93 № 266 администрациям районов и городов области предписано "обязать управления, отделы архитектуры и градостроительства, бюро технической инвентаризации, руководителей служб, предприятий и организаций, а также граждан предоставлять бесплатно материалы и информацию, необходимые для проведения инвентаризации земель...".
4. Согласно п. 10.1 Положения оплата заказчиками работ и услуг, выполняемых Бюро, осуществляется на договорной основе. Расценки на виды работ, выполняемые хозрасчетными проектно-производственными архитектурно-планировочными бюро и их подразделениями при архитектурно-градостроительных органах, утвержденные Постановлением Госстроя РСФСР от 15.11.88 № 97, используются в качестве справочного материала при определении базовых цен в соответствии с Письмом Минархстройкоммунхоза РСФСР от 20.12.91 № Ц 1/9.
5. Согласно п. 4.3 Положения о хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при главном управлении архитектуры и градостроительства администрации Волгограда начальник Бюро является заместителем начальника комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда по производству. Так как Бюро является структурным подразделением Горкомархитектуры и возглавляется заместителем председателя Горкомархитектуры, то Горкомархитектура через Бюро реализует как функции органа местного самоуправления, так и функции хозяйствующего субъекта, чем нарушает п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
6. Заявитель и Бюро являются конкурентами в сфере оказания землеустроительных услуг. Наделение Бюро правом предоставления исходной информации, необходимой ЗАО "КБВ" и другим лицам для реализации землеустроительных услуг, ведет к монополизации этих услуг Бюро и ограничению конкуренции. Отказ Бюро в предоставлении этой информации заявителю даже за плату и отсутствие у заявителя возможности получить эту информацию от других лиц, в том числе от Горкомархитектуры, свидетельствует о том, что запрещенная п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" цель достигнута.
Обосновывая право продажи исходной информации, владельцем которой является Горкомархитектура, ее представитель сослался на Решение исполкома Волгоградского городского Совета народных депутатов № 1/30 от 20.01.89 и Постановление администрации г. Волгограда № 92 от 15.02.96. Указанное постановление городской администрации не имеет отношения к рассматриваемому вопросу, так как регулирует отношения между двумя комитетами городской администрации - Горкомземом и Горкомархитектурой.
Решение исполкома № 1/30 от 20.01.89, приведенное выше, и Постановление Госстроя РСФСР № 28 от 09.03.88 не относятся к законодательным актам Российской Федерации и не соответствуют Гражданскому кодексу РФ (Бюро, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления, обладает правами предприятия), а также ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Так как, несмотря на Постановление администрации г. Волгограда от 08.06.98 № 724 "О внесении изменений в Положение о комитете по градостроительству и архитектуре Волгограда, ликвидации проектно-производственного архитектурно-планировочного бюро комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и создании муниципального учреждения "Градостроитель", Бюро до настоящего времени не ликвидировано, то нарушение ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не устранено.
Исследовав представленные сторонами доказательства, на основании действующих нормативных актов Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Совмещение функций начальника Бюро и заместителя начальника Горкомархитектуры - должностного лица структурного подразделения органа местного самоуправления, не может быть рассмотрено в соответствии со ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", так как данная статья запрещает участие в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и управления. В соответствии со ст. ст. 10 - 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не являются органами государственной власти.
2. В связи с тем, что Бюро является структурным подразделением комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, т.е. структурным подразделением органа местного самоуправления, его действия, а именно непредставление информации ЗАО "КБВ" по договору, не могут рассматриваться в соответствии со ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.
3. Горкомархитектура нарушила п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", наделив структурное подразделение - Бюро - одновременно функциями хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, осуществление которых имеет своим результатом ограничение конкуренции и может привести к монополизации Бюро землеустроительных услуг. Реализуя полномочия органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта как непосредственно, так и через Бюро, Горкомархитектура совмещает эти функции.
4. Только Горкомархитектура как орган местного самоуправления обладает исходными данными, без наличия которых оказание землеустроительных услуг невозможно. Отказ Бюро конкурентам в предоставлении этой информации или предоставление ее за плату является барьером для входа на рынок землеустроительных услуг других хозяйствующих субъектов и, следовательно, ведет к монополизации Бюро этого рынка.
Руководствуясь ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, принимая во внимание, что п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает наделение хозяйствующих субъектов <*> функциями и правами органа местного самоуправления, решила:
   ------------------------------------

<*> Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").

1. Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, являясь структурным подразделением администрации города с исполнительно-распорядительными функциями и одновременно осуществляя работы на коммерческой основе, нарушил п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающий совмещение функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта.
2. Выдать комитету по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно с момента получения настоящего решения:
1) прекратить совмещать функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта;
2) не наделять функциями органа местного самоуправления хозяйствующий субъект, создаваемый на месте Бюро. В течение месяца с момента получения настоящего решения представить антимонопольному управлению Устав МУ "Градостроитель".
3) исходные данные, необходимые для производства землеустроительных работ, обладание которыми основано на реализации функций органа местного самоуправления при отсутствии законодательных актов РФ, дающих право продавать ее, предоставлять на безвозмездной основе.
Об исполнении п. п. 1, 3 предписания сообщить в течение трех дней с момента получения настоящего решения и предписания.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Ю.В.КАСЬЯНОВ
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА
А.А.СУХАНОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 июля 1998 г. № 142

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 3 июля 1998 г. по делу № 142 о нарушении Комитетом градостроительства и архитектуры администрации Волгограда п. 2 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Комитету по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно с момента получения настоящего решения:
1) прекратить совмещать функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта;
2) не наделять функциями органа местного самоуправления хозяйствующий субъект, создаваемый на месте Бюро. В течение месяца с момента получения настоящего решения представить антимонопольному управлению Устав МУ "Градостроитель".
3) исходные данные, необходимые для производства землеустроительных работ, обладание которыми основано на реализации функций органа местного самоуправления при отсутствии законодательных актов РФ, дающих право продавать ее, предоставлять на безвозмездной основе.
Об исполнении п. п. 1, 3 предписания сообщить в течение трех дней с момента получения настоящего решения и предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Ю.В.КАСЬЯНОВ
Т.В.КОСЯК
Е.В.БЕЛЯКОВА
А.А.СУХАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru